Профилактика суицидального поведения в школе

Профилактика суицидального поведения в школе

Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и исследователей, особенно в детско-подростковой среде. С каждым годом увеличивается количество несовершеннолетних, совершивших суицидальные попытки и завершенные суициды.

Существуют серьезные проблемы в организации деятельности по профилактике суицидов и оказания помощи детям и подросткам групп риска,  такие как: отсутствие нормативной правовой базы, обеспечивающей сбор и анализ информации о суицидах несовершеннолетних, единого порядка учета и регистрации фактов законченных  и незаконченных суицидов среди разных возрастных групп, необходимого числа суицидологических центров (кабинетов) и психологических служб, достаточного количества квалифицированных специалистов и др.

Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. В данных методических рекомендациях будет предложена модель суицидальной превенции  на уровне отдельного образовательного учреждения.

Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло.

Разрабатываемая модель является многоуровневой: охватывает все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, сформулированы цели и продумана система мер по предупреждению суицидального поведения на каждом уровне суицидальной превенции.

Цель создания модели суицидальной превенции в систематизации мер, предпринимаемых в учреждениях образования без осмысления всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой.

Принципы модели:

·  Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.

·  Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.

·  Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

·  Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

·  Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.

Модель суицидальной превенции

«Уровни профилактики суицида в образовательной среде»

Первый уровень – общая профилактика

Цель — повышение групповой сплоченности в школе.

Мероприятия. Создание общих   программ психического здоровья, здоровой среды в  образовательном учреждении, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Учащиеся, чувствующие, что педагоги к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.

Задачи классного руководителя на данном этапе:

·  Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

·  Создание условий поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации.

·  Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов ребенка.

·  Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

·  Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

Второй уровень – первичная профилактика

Цель — выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств; повышение осведомлённости персонала о признак возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

Мероприятия

Диагностика суицидального поведения; индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии; классные часы; «круглые столы», стендовая информация.

Задачи классного руководителя на данном этапе:

· Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.

Третий уровень – вторичная профилактика

(данная работа проводится непосредственно с привлечением педагогов- психологов ).

Цель — Предотвращение самоубийства

Мероприятия

Оценка риска самоубийства  происходит по схеме:

  • крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план),
  • умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
  • серьезная (есть план, но нет орудия осуществления).

Оповещение родителей. (корректная информация, в случае если семья относится к группе риска)

Оповещение соответствующего учреждения, запрос помощи.

Задачи классного руководителя на этом этапе

• Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.

• Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.

• Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

Четвертый уровень – третичная профилактика (работа специалиста)

Цель — Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия

Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению. Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем. (Такая форма работы обеспечивается специально подготовленным психологом или психотерапевтом.)

Литература

1.     Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.

2.     Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.

3.     Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006.

4.     Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения «Перекресток». Сайт фестиваля «Открытый урок»: http://festival.1september

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.