Рекомендации по введению ФГОС в малокомплектной школе

Рекомендации по введению ФГОС в малокомплектной школе

В малокомплектных школа учебная деятельность детей организуется в разновозрастных группах, объединяющих одновременно два и более класса.

В соответствии с п. 10.15 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях в малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на первой ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста первой ступени образования.

При объединении обучающихся первой ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1+3), 2 и 3 классов (2+3), 2 и 4 классов (2+4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице.

Таблица

Наполняемость классов-комплектов

Классы, объединяемые в класс-комплект
Количество обучающихся в классе-комплекте
1+3                                       8-10
1+2                                       8-10
1+4                                      8-10
2+3                                    10-12
2+4                                     10-15
3+4                                     10-15
Организация обучения в разновозрастных группах учащихся предусматривает реализацию следующих принципов:

— интеграцию и дифференциацию задач, содержания, форм совместной деятельности детей в разновозрастных группах;

— взаимообучение детей;

— педагогизацию учебной деятельности обучающихся, т.е. передачу ряда функций педагога самим детям и др.

Предлагаем ряд педагогических средств при организации учебной деятельности школьников:

— организация самостоятельной работы учащихся в малочисленных классах и разновозрастных группах, обучение по индивидуальным планам и программам;

— гибкое планирование учебного процесса, предусматривающее мобильную перестройку образовательного процесса в зависимости от содержания учебного материала предметов, возможности интеграции учебной и внеурочной деятельности детей по учебному предмету, проведения занятий вне школы и др.;

— организация дистанционного обучения на базе ресурсных школ при отсутствии кадров и для поддержки учителей малокомплектных школ;

— проведение ряда занятий на базе опорных школ или ресурсных центров.

Предлагаются различные модели организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях:

— школа использует собственные ресурсы для организации внеурочной деятельности сельских школьников;

— школа привлекает специалистов из других образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, специалистов различных организаций;

— школа объединяет свои ресурсы с ресурсами других учреждений или организаций для проведения внеурочной деятельности детей, взаимно используя кадровые и материальные ресурсы друг друга.

В малокомплектных школах при организация внеурочной деятельности.

Возможны:

— создание ресурсного центра на базе одной из сельских школ для организации внеурочной деятельности учащихся нескольких близлежащих школ, где отсутствуют кадровые и материальные возможности для полноценной воспитательной работы;

— организация внеурочной деятельности в ассоциации сельских школ, где внеурочное время детей организуется по единой программе на базе опорной школы или на базе всех школ в зависимости от ресурсов каждой школы и ее социума.

В малочисленных и малокомплектных школах, удаленных от культурно-образовательных центров и других школ внеурочная деятельность сельских школьников может включать:

— проведение различных общешкольных ключевых дел, охватывающих всех детей и предоставляющих возможность участвовать учащимся в различных видах деятельности на этапе подготовки и проведения этих дел;

— создание творческого коллектива при наличии педагогического специалиста, местного умельца, увлеченного человека, объединяющего весь школьный коллектив, а возможно, и жителей совместным и индивидуальным творчеством в различных видах деятельности;

— проведение проблемно-тематических дней на основе интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей, основу которых составляют проектная деятельность, коллективный поиск решения наиболее актуальных для школьников жизненно важных проблем и путей преобразования окружающей среды;

— создание детской общественной организации, которая предусматривает включение детей в различные виды деятельности;

— организация внеурочной деятельности детей через общешкольные дела, кружки, руководителями которых являются учителя, жители, родители и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.