Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в школе

Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в школе

Основным нормативным документом, регламентирующим деятельность как отдельного образовательного учреждения, так и учителя информатики является базисный учебный план — это раз­дел государственного образовательного стандарта, фиксирующего нормативные сроки освоения образовательной программы основ­ного общего образования. В нем определены:

  • общее число недельных учебных часов;
  • их распределение между ступенями основного общего обра­зования, а также федеральным и региональным компонента­ми государственного образовательного стандарта;
  • число недельных учебных часов, отнесенных к ведению об­разовательного учреждения;
  • предельно допустимая учебная нагрузка учащихся.

Государственный базисный план является основой для разра­ботки федерального базисного учебного плана и базисного плана субъекта Российской Федерации и используется в качестве исход­ного документа для расчета нормативов финансирования общеоб­разовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования.

Следующим по значимости документом, на который должен ориентироваться учитель информатики, является общеобразова­тельный стандарт по информатике. Данный нормативный документ определяет требования:

  • к месту базового курса информатики в учебном плане школы;
  • к содержанию базового курса информатики в виде обязатель­ного минимума содержания образовательной области;
  • к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к знаниям, умениям, навыкам и научным представлениям школьников;
  • к технологии и средствам проверки и оценки достижения учащимися требований образовательного стандарта.

Требования к подготовке учащихся должны быть ориентиро­ваны на минимальный, но достаточный (с точки зрения функцио­нальной полноты и достижения целей образования) уровень усвое­ния содержания учебного материала. Вместе с тем предъявляемый для усвоения школьниками учебный материал шире и глубже по сравнению с минимально необходимым уровнем обязательного усвоения. Между этими двумя уровнями лежит некоторое поле воз­можностей в учебной деятельности школьников, определяемое их познавательными интересами, способностями и направленностью профессиональной ориентации.

При отборе содержания образовательной области «информати­ка» необходимо придерживаться двух положений.

Первое: предла­гаемое школой минимальное содержание образовательной области должно включать знания и виды деятельности, образовательная ценность которых общепризнана.

И второе: обязательный мини­мум содержания образовательной области должен быть выделен с учетом места и времени, отводимого на его изучение базисным учебным планом, а также реальных возможностей массовой школы по его осуществлению в учебном процессе в настоящее время.

Эти требования особенно актуальны для курса информатики. Специфика информатики как учебного предмета заключается в тес­ной взаимосвязи и взаимообусловленности содержания и средств обучения. В ряде случаев наличие или отсутствие, а также функ­циональные возможности средств обучения (компьютера и его программного обеспечения) во многом определяют содержание обучения в этом курсе.

До настоящего времени уровень оснащения отдельных регионов и школ вычислительной техникой различен, как различны и функциональные возможности компьютеров разного типа в школьных кабинетах информатики.

Вместе с тем федеральный компонент стандарта должен опре­делять единые требования к содержанию образования и уровню подготовки учащихся, инвариантные возможности отдельных учеб­ных заведений.

В условиях далеко не одинакового оснащения школ компьютерами, различных возможностей школ в организации прак­тической деятельности школьников на уроках информатики опре­деление инвариантного базового содержания образования по этому предмету может идти только по пути минимизации требований (по некоторым содержательным линиям курса, связанным с компьюте­ром и его программным обеспечением) как к уровню предъявления учебного материала, так и к уровню подготовки учащихся.

Именно поэтому ряд пользовательских умений и навыков, от­ражающих желательные для сегодняшнего дня требования к под­готовке школьников к практической деятельности и продолжению образования (например, умение пользоваться программными обо­лочками типа Norton Commander или программной средой Windows), вынужденно не включены в содержание федерального компонента стандарта.

Они должны стать его неотъемлемой частью (как ре­гиональный или школьный компонент) там, где школы оснащены компьютерами данного типа.

Поскольку форма представления базового содержания в стан­дарте не должна жестко задавать логику и последовательность про­цесса обучения и обеспечивать возможность на основе стандарта создавать и использовать различные учебные программы, учебные и методические пособия и т. д., обязательный минимум содержа­ния образовательной области и требования к уровню подготовки учащихся распределены в проекте стандарта по выделенным ранее «содержательным линиям» предметной области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.