Положение о портфолио учащихся

 

Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся разработано в целях создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализующих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, внедрения системы учета внеучебных достижений учащихся. Портфолио является способом  фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определённый период его обучения со 1 по 11 классы.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

Портфель достижений каждого ученика, выступает как один из инструментов упорядочивания сложившейся практики конкурсного набора в профильные классы и школы. Наполнение портфолио воспитывает у ученика умение отслеживать и гордиться своими достижениями, не стесняясь предъявлять их и использовать в конкурсной среде.

1.2. Цели портфолио:

-поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;

-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

-развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

-формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

-содействовать индивидуализации образования учащихся;

-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;

-обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса учащихся в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения;

-формировать отчёт об индивидуальных образовательных достижениях учащихся.

         Оценка тех или иных достижений входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определённый период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

         Портфолио оформляется только по желанию ученика и имеет значение в конкурсной среде, например, в условиях конкурсного набора в учебное заведение, востребованное населением.

  1. Структура портфолио

2.1. Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов:

 1) Раздел «Мой портрет» включает в себя:

— личные данные учащихся;

— автобиография;

 — результаты психологической диагностики учащихся;

— информация, помогающая проанализировать особенности характера, способностей, способов саморазвития, самосовершенствования, самопознания;

— результаты проведённого учащимися самоанализа;

— описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений;

— результаты проведённой работы по профессиональному и личностному самоопределению учащихся;

— другие сведения, раскрывающие способности учащихся.

2) Раздел «Портфолио документов» — портфель документированных (сертифицированных)  индивидуальных образовательных достижений включает в себя:

— предметные олимпиады различных уровней;

— мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, культурно-образовательными фондами и др.;

— образовательные тестирования и курсы по предметам;

— школьные  и межшкольные научные общества;

— конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образования.

Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

3) Раздел «Портфолио работ»   представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных  конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практики, спортивных и художественных достижений и другое.

Этот раздел включает в себя:

— исследовательские работы и рефераты, указываются изученные материалы, названия реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.;

— проектные работы,  указывается тема проекта, дается описание работы. Возможны приложения в виде фотографий, текст работы в печатном или электронном варианте;

— техническое творчество: модели, макеты, приборы; указываются конкретные работы, дается ее краткое описание;

— работы по искусству, дается перечень работ, фиксируется участие в выставках; — другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре; указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах;

— элективные курсы и факультативы; указывается название курса, его продолжительность, формы, в которой проходили занятия;

— различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая.  Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность;

—  занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах; указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и  их результаты;

— участие в конкурсах и олимпиадах, указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат;

— участие в научных конференциях, учебных семинарах, лагерях; указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем учащихся;

 — спортивные достижения; указываются сведения об участии в соревнованиях, наличие спортивного разряда;

— иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности учащегося.

4) Раздел «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, педагогами дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. Этот раздел включает в себя:

— заключение о качестве выполненной работы в НОУ;

— рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;

— отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования;

— резюме,  подготовленное учащимся, с оценкой собственных учебных достижений;

— эссе  учащегося, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения;

— рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;

— иная информация, подтверждающая отношение учащегося к различным видам деятельности.

2.2. Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио.

2.3. Раздел «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть портфолио.  Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном учреждении образовательных программ.

3.Оформление портфолио

3.1. Портфолио оформляет учащийся под руководством классного руководителя в соответствии со структурой, указанной в п.2. настоящего Положения, в папке с файлами и (или) в электронной форме. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления.

3.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.

3.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

— систематичность и регулярность ведения портфолио;

— достоверность сведений, представленных в портфолио;

— аккуратность и эстетичность оформления;

— разборчивость при ведении записей;

-целостность и эстетическая завершённость представленных материалов;

— наглядность.

3.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение учебного года.

3.5. В конце учебного года проводится анализ портфолио и  исчисление оценки (рейтинга) личных достижений учеников школы в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.

3.6. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой, назначаемой приказом директора школы (в состав экспертной группы входит классный руководитель). Учащиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки  их портфолио.

  1. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио учащегося

4.1. В формировании портфолио участвуют учащиеся, родители учащихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, администрация школы.

4.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

  • учащийся ведёт работу по формированию и заполнению портфолио;
  • директор школы разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создаёт условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы;
  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы школы технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений учащегося; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в школе;
  • классный руководитель оказывает помощь учащимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением учащимися портфолио; обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение учащихся;
  • заместитель директора по воспитательной работе осуществляет методическую помощь и контроль за деятельностью классных руководителей по реализации технологии портфолио в школе;
  • учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с учащимися и их родителями по формированию портфолио; представляют учащимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение учащимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету, пишут рецензии, отзывы на учебные работы;
  • педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.
  1. Учёт результатов портфолио

5.1. Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио ) учитывается:

— при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных предметов, в профильные классы;

— в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;

— при подведении итогов конкурса «Лучший ученик года»;

— при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников;

— при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию;

— при проведении внутришкольного контроля.

http://schkoler.ru   Блог об образовании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *