Конспект урока по технологии 7 класс Технология токарных работ по металлу Режущий инструмент

Конспект урока по технологии с учащимися 7 класса Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент

Цели урока:

Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка.

Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом установки.

Создать условия для развития общеучебных и специальных умений и навыков.
Формировать у школьников политехнические, общеобразовательные, производственные умений и навыков.
Воспитание уважения к труду.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Объект труда:

1. Токарно-винторезные станки.
2. Токарные резцы.
Оснащение: станок  ТВ — 6, модель токарного станка, резцы, модели резцов,  учебник- «Технология» -7 класс, пластины под резцы,  детали, выполненные на ТВ станках,  карточки-тесты,  мультимедийный проектор, экран.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:

1. словесный;
2. исследовательский;
3. демонстративный;
4. частично-поисковый;

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

1.1.    Приветствие учащихся и проверка посещаемости

1.2.    Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

1.3.Назначение дежурных.
1.4. Вводный инструктаж.
Сообщение темы урока (слайд 1).

— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Запись  в тетрадях  темы урока).

2. Мотивация.

Беседа на повторение теоретических сведений:
— Какие инструменты мы использовали при работе древесины на токарном станке по дереву? (майзель, рейер).
— Для обработки металлических деталей на ТВ станке используются инструменты, имеющие другие режущие поверхности и способы крепления. Почему?
3. Актуализация знаний
— Сегодня вы должны научиться различать виды и назначение токарных резцов, виды работ,  выполняемые ими, закреплять резцы и подрезать торец заготовки.
II. Проверка домашнего задания.

2.1. Тестирование.
Ученикам предлагаются карточки-тесты. Взаимопроверка.

2.2. Беседа.

Вопросы для учеников:
1. Назначение ТВ станка.
2. Назвать основные части ТВ станка на экране (слайд 7).
III. Объяснение нового материала.
Постановка учебной проблемы.

Что находится на верхней части суппорта (резцедержатель). И какие виды работ можно еще выполнять на ТВ станке (сверление, нарезание резьбы, растачивание).

На экране демонстрируем четыре вида резцов.
1. Проходной 2. Подрезной 3. Отрезной 4.Расточной. (слайд 8).
— Вопрос для учеников. Что у них общего и чем они отличаются?
Учитель. Токарный резец представляет собой стержень прямоугольного или квадратного сечения (тело резца), рабочая часть которого (головка) имеет режущие кромки в форме клина. Изготавливают резцы из стали, по твёрдости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют и общие части.

— Демонстрация резца на экране «Элементы резца» (слайды 9,10)

Учащиеся в тетради выполняют рисунок « Элементы резца».
— тело резца служит для закрепления в резцедержателе;
— головка непосредственно участвует в процессе резания.
Важными характеристиками токарного резца являются углы его резания.

-главный задний угол α (альфа) (увеличение угла уменьшает трение задней грани о поверхность заготовки);
— передний угол γ (гамма) (обеспечивает легкость схода стружки);
— угол заострения β (бета) обеспечивает легкость входа резца в металл;
— угол резания δ (дельта) = α + β.
Учащиеся выполняют рисунок «Углы резания токарного резца».

Токарные резцы различают:
— по направлению подачи — правые, левые;
— по конструкции головки — прямые, отогнутые;
— по способу изготовления — цельные, составные;
— по сечению стержня — прямоугольные, круглые, квадратные.
— по виду обработки;
— проходные — для обработки уступов;
— подрезные — для обработки торцов;
— отрезные — для отрезания заготовок;
— резьбовые — для нарезания резьбы.
Демонстрация резцов в работе на слайдах(14-17)

1.Обработка наружной поверхности.
2. Подрезание торца.
3. Протачивание канавок.
4. Отрезание заготовок.
5. Растачивание отверстий.

III. Закрепление нового материала
Учитель распределяет класс на две группы, группу мальчиков и группу девочек.

Для группы мальчиков
Практическая работа № 1  «Установка резца по центру задней бабки»

Цель работы:
Для учащихся: научиться правильно выставлять резцы.
Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.

На  ТВ станке находится по три резца и инструктивная карта, где указана последовательность крепления резца в резцедержателе. Один ученик устанавливает резец – другие контролируют последовательность установки резца и возможные ошибки. Затем меняются местами.

Практическая работа № 2  «Отработка навыков управления станком»

Цель работы:
Для учащихся: отработка навыков перемещения резца относительно обрабатываемой поверхности.
Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.

На модели токарно-винторезного станка закреплён копир, относительно которого необходимо перемещать резец отклонение резца – сигнализируется загоранием лампочки.

Учитель делает целевые обходы.
Процесс выполнение задания учитель постоянно контролирует, корректирует работу учащихся.

IV. Повторение и обобщение материала.

 

СКАЧАТЬ УРОК Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.