Конспект урока по технологии 11 класс Законы художественного конструирования

План-конспект урока по технологии 11 класс Законы художественного конструирования

Время: 1 час

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

III. Изучение новой темы.

  1. Рассказ темы урока.

ЗАКОНЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

Композиция: определение. Типы и виды

Изобразительные средства – форма, текстура материала, освещение, цвет – составляющие части, своеобразные кирпичики дизайна.

Для того, чтобы ваша работа приобрела необходимую выразительность и воздействовала на людей определенным образом, необходимо подать все эти средства единым аккордом, создать композицию.

Композиция (от лат. compositio) – составление, соединение, сочетание различных частей в одно целое в соответствии с определенной идеей.

Композиция определяется содержанием, характером, назначением художественного изображения или объекта. Принимаясь за любую работу, будь то оформление рекламного буклета, витрины, статьи в журнале, — следует заранее представить себе конечный результат и создать образ темы. Художественный образ в свою очередь должен сочетать: индивидуальные характерные черты; обобщенные типические свойства; элементы творческого воображения, фантазии автора.

Композиция – наиболее яркий показатель художественного воображения. Она делает произведение цельным, выразительным и гармоничным, задает определенный тон всему творению, создает единое композиционное пространство.

Следует обратить внимание на логику композиции, наличие смыслового и изобразительного центров. Необходимо также определить основную идею произведения, порядок рассмотрения и восприятия. Внимание должно фиксироваться в определенных местах: пусть зритель выделяет главное, находит взаимосвязь между отдельными частями.

Строгой теории составления композиции не существует, но есть некоторые принципы, правила и приемы. Огромное значение имеет интуиция. Прислушайтесь к своим ощущениям, изменяйте, экспериментируйте.

Работая над одной и той же темой, используя один и тот же материал, художники непременно создадут разные композиции, ибо каждый из них «видит» по-своему. И наоборот, в композиции на заданную тему разные мастера используют разные наборы элементов – все зависит от фантазии, воображения, даже иногда от чувства юмора дизайнера.

Существуют два типа композиции – замкнутая и открытая.

Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции – четкий внешний контур, нарастание сложности к центру.

Ощущение простора передается открытой композицией. Основные направления линий – от центра. Как правило, строятся несколько композиционных узлов, используется ритм .

Для передачи использования движения (динамики) используются:

  • Диагональные линии;
  • Свободное пространство перед движущимся объектом;
  • Момент кульминации движения.

Условия для выражения покоя (статики):

  • Нет диагоналей;
  • Нет свободного пространства;
  • Статичные позы;
  • Симметрия, уравновешенность;
  • Вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал).

Виды композиции

Плоскостная – композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью (композиция рисунка, аппликация, инкрустация, рисунок ткани и т.д.) Элементы располагаются в одной плоскости в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном.

Объемно-фронтальная – композиция, предусматривающая компоновку рельефных деталей на одной плоскости (оформление фасадов зданий, резба по поверхности мебели, декоративные изделия из пластичных материалов). Композиция развивается в трех направлениях. Эффект усиления глубины достигается рельефной перспективой.

Объемно-пространственная – композиция из взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях (старинные бюро, оформление прилавков и стеллажей с полками различной глубины, выставочные стенды). Рассчитана на восприятие с одной, двух или трех сторон. Выразительность объемной композиции зависит от угла зрения: при низко расположенной линии горизонта возникает ощущение монументальности.

Глубинно-простанственная – композиция, создающая связь предметов с пространством, в котором они размещены (интерьеры, парковые площади, глубокие витрины). Может рассматриваться со всех сторон, элементы располагаются в разных плоскостях. Большую роль в композиции этого вида играет пространство, интервалы между элементами. Если компоновкой предусмотрено членение пространства на ряд последовательных планов, ощущение глубины усилится.

IV. Итог урока.

  1. Закрепление темы урока.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.