Рабочая программа элективного курса по подготовке в ЕГЭ по русскому языку 11 класс

Рабочая программа элективного курса по подготовке в ЕГЭ по русскому языку 11 класс

Элективного курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

«Всемогущий и занимательный синтаксис. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Практикум».

 11 класс – 2 часа в неделю

Пояснительная записка к элективному курсу  в 11 классе

по русскому языку по подготовке к ЕГЭ

 Задача элективного курса по подготовке  учащихся к ЕГЭ по русскому  языку состоит  в оказании  помощи  учащимся    систематизации  знаний  , а главное : научить писать сочинение на основе заданного текста.

Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации  изученного  материал по  русскому языку. Особое внимание следует  обратить на то , какие   методические просчеты были допущены в подготовке ученика ,и продумать  способы их  устранения.

Назначение ЕГЭ – объективно оценить  подготовку  выпускников  по  русскому языку с целью их  итоговой аттестации.

Содержание  и  уровень  сложности   экзаменационной  (ЕГЭ )  и   проверочной ( мониторинг)  работ  по  русскому языку  соответствуют  требованиям   обязательного минимума  и стандарта содержания образования по русскому языку.

Главным  инструментом  проверки  знаний  при  ЕГЭ является текст. Его главная особенность состоит в  полноте охвата  курса  русского языка.

Экзаменационный тест проверяет :

1) знания о языке как системе  ( знания  по фонетике, лексике ,  словообразованию ,  морфологии  ,синтаксису );

2) речеведческие знания (текст: основная  мысль , средства связи в нем ; типы речи : повествование , описание , рассуждение ;   стили речи ; использование  языковых средств в зависимости от темы текста,стиля и типа речи;

3) специальные  учебные умения  ( владение  способами   действия с языковым материалом на основе понятий и правил );

4) орфографическую и пунктуационную грамотность ;

5) владение нормами литературного языка : орфоэпическими , лексическими , морфологическими , синтаксическими , стилистическими;

6) умение анализировать текст :проводить смысловой , речеведческий  , языковой анализ текста ;

7) умение создавать текст в жанре рецензии , отзыва ,  рассуждения  или эссе.

Содержание ЕГЭ  охватывает   практически все   разделы русского языка. Для  того чтобы успешно справиться со всеми  заданиями  теста , ученик должен представлять язык как систему,свободно ориентироваться в  фонетических , грамматических явлениях языка,иметь знания о системе языковых средств , которые обеспечиваются усвоением определенного круга лингвистических  понятий , правил  , языковых фактов.Необходимо учитывать , что наиболее сложным является написание сочинения – рассуждения.По этой причине необходимо особое внимание обратить на подготовку учащихся к написанию сочинения – рассуждения.

Учащиеся должны  уметь :

  • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста ;
  • комментировать проблемы исходного текста,позицию автора ;
  • выражать и аргументировать собственное мнение;
  • последовательно и логично излагать свои мысли ;
  • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство русского языка ;
  • продемонстрировать практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими,пунктуационными,грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного  языка.

Цель элективного курса по русскому языку – помочь учащимся овладеть всеми  данными умениями и навыками.

Элективный курс по русскому языку в 11 классе дан с целью целенаправленной подготовки учащихся  к сдаче ЕГЭ после окончания курса средней школы.

На изучение элективного курса по подготовке к ЕГЭ в 11 классе отводится 70 часов.

Курс  состоит из 3 разделов :

— Повторение тем   по синтаксису и культуре речи – 35 часов ,

— Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста – 22 часа;

— Практикум – 13 часов.

Программа 1 раздела («Всемогущий и занимательный синтаксис»)    включает в себя:

  • теоретический материал;
  • вопросы и задания практического характера;
  • вопросы и задания занимательного характера.

Цель – способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);

при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

при изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;

при изучении однородных членов предложенияусиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;

при изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;

при изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;

при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;

при изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

Вся практическая работа элективного курса может проходить в форме КВН, клуба знатоков, «Брейн-ринга», игр «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и т. д.

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

– обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

– развитие интонационно выразительной речи;

– активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

– проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

– самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

– развитие логического и абстрактного мышления.

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.

Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.

Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьезными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.

Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель создаст свой, то есть выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной – иллюстративный материал.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

– самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

– обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

– находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что они не означают тождества);

– владеть навыками стилистической правки текста;

– самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;

– использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

Актуальность программы 2 раздела («Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»)  на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания  формируют умение грамотно выразить свои мысли и  создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания ЕГЭ в 11 классе  (блок «С»). Результаты ЕГЭ прошлых лет свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает именно блок «С», это связано с  недостаточным количеством методического материала для подготовки учащихся к написанию творческого задания ЕГЭ  «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста». Предоставленный курс также помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению к ЕГЭ. Новизна программы:

– в выделении  дополнительных часов на уроки развития речи в старших  классах;

– в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа;

– в определенном планировании  занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;

– в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые  можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;

– в акцентировании  внимания взаимопроверке, рецензированию, редактированию текстов;

– в систематизировании занятий для  постепенного накопления умений:  осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание  собственного текста;

– в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературы как  учителя, так и  учащихся. Все, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу.

Значимость данной программы в  углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании  умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей,   логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования (полное среднее образование).

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт  анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической  речи.

С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

Цели данной программы:

– научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

– подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;

– оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

–  способствовать интеллектуальному развитию ученика;

–  воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса

Теоретические:

  • освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи,  стилистических ресурсах русского языка,  коммуникативных качествах речи,  нравственной стороне речевой деятельности,  речевом этикете.

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
  • развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

  • совершенствование коммуникативных умений;
  • овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
  • поддерживать беседу, вести спор;
  • адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
  • логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
  • совершенствовать и редактировать текст;
  • применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.

Воспитательные:

  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
  • воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
  • воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить учащегося размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося.

Доминирующей  идеей курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста » является:

формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в V–IX классах.

Теоретической основой данного курса является:

– лингвистический, стилистический  анализ текста;

– система языковых понятий и функционирование;

– различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых базируется программа:

– учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

–  уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

–  комплексный подход при разработке занятий;

–  вариативность содержания и форм проведения занятий;

–  научность, связь теории и практики;

–  преемственность;

–  наглядность;

–  систематичность и последовательность;

–  прочность полученных знаний;

–  активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

– технологии исследовательской деятельности учащихся;

– технологии проблемного обучения.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

– овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

– способен работать над разнообразной информацией,

–  может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;

–  способен аргументированно доказать собственную точку зрения.

Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.

Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах,  видах речевой деятельности,  функциональных стилях русской речи,  средствах художественной  выразительности,  коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности,  речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков  анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией.

Содержание программы 3 раздела («Практикум») представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес, позволит сформулировать у них целостный взгляд на науку о русском языке, представление о языке как системе. На этой основе учащиеся смогут лучше овладеть и практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации и повысить свою речевую грамотность.

Учащиеся, изучившие курс, должны знать:

– общие сведения о русском языке;

– определения основных изученных единиц языка и категорий;

– орфографические и пунктуационные правила;

– осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры.

У м е т ь:

– опознавать (по изученным признакам) языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, словообразовательные, морфологические, синтаксические);

– группировать языковые явления по определенным признакам;

– давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;

– правильно произносить слова в соответствии с орфографическими нормами;

– находить в слове орфограммы, а в предложении – смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;

– правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно оформлять предложения в текст;

– создавать тексты различных типов и стилей речи;

– совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их.

 

Календарно —  тематическое планирование элективного курса

по русскому языку  в 11  классе

Всего 70 часов  ( 2 час в неделю )

 

Скачать рабочую программу «Элективного курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку»

http://schkoler.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.