Элективный курс по русскому языку 10 класс Сложные вопросы русского языка

Рабочая программа по предмету (элективный курс) Сложные вопросы русского языка 10 класс

2 часа в неделю

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), на основе «Программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М А. Мищерина. М: «Русское слово», 2010; по программе под редакцией Н.Г.Гольцовой (Москва «Русское слово» — 2008).

Цель курса — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.

Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку Единого Государственного Экзамена». Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, чтобы была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета «Сложные  вопросы русского языка» ученик должен знать/понимать:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
  • анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.

На изучение предмета «Сложные вопросы русского языка» в 10    классе отводится 70 часов.                                                                                                                                          

 Литература

Для учащихся

1) «Русский язык. 10-11 классы» / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М А. Мищерина. М: «Русское слово», 2010.

2)  Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: 5-7 класс . Научный редактор академик Шанский Н. М.-М.: Просвещение, 2002-2004;

3) Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. — М., Дрофа, 2004; Бабайцева В. В., Еремеева А. П., Купалова А. Ю., Лидман-Орлова Г. К. и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2004; Никитина Е. И. Русская речь. 5-9 классы.-М.: Дрофа, 2004;

4) Разумовская М. М, Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В., и др. Русский язык: 5-9  классы. Под редакцией М. М. Разумовской, Леканта.- М.: Дрофа, 2003;

5) Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2004-2007;

Для учителя

1)  Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. — М.: Ральф, 1996.

2) Смирнова Л. Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. — М.: Русское слово,2004.

3)  Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. Пособие для учителя. — М.: Мнемозина, 2003.

4) Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Пособие для подготовки к итоговой аттестации. 10-11 классы. — Краснодар, 2008.

5) Мурашов А.А. Культура русской речи: учебн. Пособие для учащихся 10-11 кл. гуманит. Профиля / А.А.Мурашов, В.Ф.Русецкий. – М.: просвещение, 2006.

10 класс (70 часов)

                                                   Орфоэпия

Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).

Лексика и фразеология

Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.

Словообразование

Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.

Морфология

Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.

Орфография

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

Речь. Текст

Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Выразительность русской речи. Средства выразительности речи. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.

Календарно-тематическое планирование

10 класс.

 

Скачать Рабочую программу элективного курса по русскому языку 10 класс

http://schkoler.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.