Учебная программа Стратегия смыслового чтения и работа с текстом для начальных  классов

 Учебная программа Стратегия смыслового чтения и работа с текстом для начальных  классов

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в эпоху борьбы с неграмотностью, лозунгом современной школы, к сожалению, становится требование «научить ребенка читать» — читать целенаправленно, осмысленно, творчески.

Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

Объективные требования к уровню чтения весьма велики. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Грамотность чтения – это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения. Квидам чтения относятся: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста. Наиболее развитый вид чтения – рефлексивный (размышление о содержании или структуре текста и перенос его в сферу личного сознания).

Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.

Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с такими изображениями).

Выделяют пять уровней грамотности чтения. Каждый из уровней замеряется по параметрам «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание», т. е. включает психические процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. На ступени начального общего образования выпускники смогут овладеть первыми тремя уровнями грамотности чтения.

Таблица 1

Схема уровней грамотности чтения

Работа с информацией Интерпретация текста Рефлексия и оценка
1 уровень
Найти один и более независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию Распознать главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая информация в нем общеизвестна Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями
Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, либо найти явно выраженную информацию в короткой части текста.

Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз.

2 уровень
Найти один или несколько отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией Определять главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями либо объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях
Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста либо текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста.

Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, например таблицы или диаграммы (граф – дерева), либо объединить две небольшие части информации из графика или таблицы

3 уровень
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснить связи и истолковать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев. Работать с противоречивой информацией Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях
Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например таким, как причинно – следственные связи в предложениях или отдельных частях текста.

Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах (вербальной, числовой, пространственно – визуальной), в их взаимосвязи и сделать на этой основе выводы

4 уровень
Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о  том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и применения категорий в незнакомом контексте. Истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте. Использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки тексте. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных  текстов.  

 

 

 

 

 

 

Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, найти, интерпретировать или оценить неявно выраженную информацию либо сделать выводы философского или метафизического характера.

Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовок или специального формата.

5 уровень
Найти и установить последовательность или комбинацию фрагментов текста глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/или достаточно объемной информацией. Истолковать значения нюансов языка либо продемонстрировать полное понимание текста и всех его деталей. Критически оценивать или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов
Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей теста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых неочевидна или явно не обозначена.

Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, которая представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., и может быть длинной и детализированной, иногда использую информацию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же документа, например сноски.

Предлагаемая программа направлена на решение следующих задач.

  • Формирование первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
  • Формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
  • Овладение элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретение опыта работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
  • Развитие у выпускников таких читательских действий, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и   обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование.
  • Формирование умения использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений,  а также принятия решений  в  простых учебных и практических ситуациях.
  • Создание условий для формирования умения самостоятельно организовывать поиск информации. Приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: формирование у обучающихся информационной грамотности. Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями).

Особенность изучаемого курса состоит в том, что умения работы с информацией формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.

Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:

  • оценивать потребность в дополнительной информации;
  • определять возможные источники информации и способы ее поиска;
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;
  • анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
  • наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
  • создавать свои  информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
  • использовать информацию для построения умозаключений;
  • использовать информацию для принятия решений;
  • при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий, а именно:

  • с неполными исходными данными, требующими принятия решения о том, какие именно сведения необходимы для выполнения этих заданий;
  • требующих поиска дополнительных сведений в учебниках
    по другим предметам, справочниках, энциклопедиях и прочих изданиях;
  • в которых ученик в конкретных ситуациях должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;
  • в которых ученик должен выполнять реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;
  • в которых ученик имеет дело с двумя или более способами организации информации, задающими порядок относительного расположения объектов (алфавитный, порядковый, тематический, хронологический и т. д.), причем как минимум одним из этих способов он должен расположить информацию самостоятельно;
  • в которых требуется представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения  (данные) в двух или более видах: текст, таблица, диаграмма, график (за исключением графиков функций), рисунок, схема в виде графа (т. е. в виде набора точек и соединяющих их линий со стрелками или без), в том числе схемы причинно-следственных связей или иных отношений;
  • в которых ученик должен представить (изложить) одни и те же сведения двумя или более способами, ориентированными на разную аудиторию; каждый из способов может быть как однородным (например, текст), так и комбинированным (текст, набранный разными шрифтами, со схемами или картинками);
  • предполагающих выполнение каких-либо самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации: телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер.

Планируемые результаты освоения программы

Работа  с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак групп элементов);
  • понимать информацию, представленную    разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы   текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной, информации;
  • работать с   несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из  нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста; устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать  несложные  выводы,   основываясь  на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • составлять   небольшие   письменные   аннотации   к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации 

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Умения, относящиеся к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках по предметам .Представленная ниже информация составлена на основе примерных программ начального общего образования.

Русский язык. Работа с текстом с избыточным/недостающим содержанием.

Определять возможные источники информации и способы ее поиска. Осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете. Получать информацию из наблюдений, при общении

Соблюдение правил речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми. Слушание ответа одноклассников, высказывание своей точки зрения, комментирование ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением одноклассников и учителя, способность задавать разные вопросы: на уточнение информации, на понимание услышанного.

Сравнение различных способов передачи информации (рисунки, пиктограммы, иероглифы, буквы и т.д.).

Понимание и сравнение текстов, написанных разным стилем.

Накопление опыта поиска информации, соответствующей замыслу текста, в книгах, Интернете, у взрослых.

Математика. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов и выявление разных значений признаков. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Определение общих признаков предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значений признаков у разных предметов из этого класса. Заполнение таблицы признаков для предметов из одного класса (в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков для одного из нескольких предметов). Определение признаков, значения которых изменяются при выполнении указываемых действий.

Математика. Выявление состава и структуры. Определение составных частей предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т. д. Построение одно- и двухуровневой схемы состава. Описание местонахождения предмета с помощью перечисления объектов, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом). Определение действий, относящихся как к предмету в целом, так и к его составным частям.

 

Окружающий мир. Проведение наблюдений явлений природы (на примере своей местности). Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воздуха. Наблюдение погоды и описание ее состояния. Измерение температуры воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воды. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств полезных ископаемых. Измерение температуры тела человека. Измерение веса и роста человека.

Экскурсия по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т. п.

Беседы с родителями, со старшими родственниками, местными жителями о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе). Сбор материала на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Беседы учеников с родными о поколениях в семье, родословной семьи. Беседы со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, об известных людях, обычаях, праздниках народов, населяющих край. Беседа — актуализация сведений, полученных учеником из источников массовой информации о родной стране.

Значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Извлечение (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний.

Литературное чтение. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей.

Определять тему своего будущего письменного высказывания, предъявлять проект замысла, определять тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Создавать письменный текст (рассказ, отзыв, аннотацию, сообщение).

Изобразительное искусство. Создание графических изображений на компьютере. Выполнение основных операций при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур, заливка цветом.

Технология. Создание текстов и печатных публикаций на компьютере. Освоение правил компьютерного письма. Выполнение основных операций при создании текстов. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Оформление заголовков, подзаголовков, основного текста. Выравнивание абзацев. Включение иллюстраций, простых схем, таблиц в публикации.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Система контролирующих материалов

Метапредметные результаты обучения раскрываются через умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС НОО они отражают базовый уровень планируемых результатов и могут быть выстроены по следующим позициям.

  1. Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:
  • составление текста-рассуждения;
  • выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
  • использование обобщающих слов и понятий.
  1. Смысловое чтение:
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • составление текстов в устной и письменной формах.
  1. Различные способы поиска и использования информации:
  • поиск значения слова по справочнику;
  • определение правильного написания слова;
  • «чтение» информации, представленной разными способами.

Для оценки достижения метапредметных результатов обучения проводится итоговая контрольная работа. Проверка уровня достижений учащегося в соответствии с ФГОС НОО осуществляется в конце четвертого года обучения. Контрольная работа проходит в четвертом классе, в мае месяце, в течение одного урока. Перед проведением работы учитель выбирает не менее двух заданий из предложенных по каждой позиции (с 1 по 7) и разным предметным областям, например: русский язык + математика; математика + окружающий мир; русский язык + окружающий мир и т. д.. Стоимость одного задания — один балл. 70% выполнения заданий означает, что «стандарт выполнен», то есть делается вывод о достижении учащимся базового уровня метапредметных результатов обучения. Нецелесообразно оценивать итоговую контрольную работу отметкой. Результаты проведения итоговой контрольной работы отражаются в характеристике учащегося и в отчете школы по реализации ФГОС.

 

  1. Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий

Задание № 1. Переделай диалог в рассказ от лица автора.

Мышка

— Мышка, мышка, что не спишь,

Что соломою шуршишь?

— Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится.

Ответ: ______________________________________________

Комментарий. Проверяются коммуникативные умения учащихся, действие конструирования повествовательного текста на основе данного диалогического. 

Верное выполнение. Учащийся составляет рассказ, например, такой: «Мышка не спит, шуршит соломой. Боится, что ей приснится усатый кот».

Задание № 2. Выбери реплики (поставь цифры), которые ты будешь использовать при разговоре с другом и учителем.

  1. Привет!
  2. Добрый день!
  3. Здравствуйте!
  4. Салют!
  5. Рад тебя видеть.
  6. Ну, как Вы поживаете?

— с другом _____________________________

— с учителем ___________________________

Комментарий. Проверяется адекватность выбора речевых средств с учетом предполагаемого собеседника.

Верное выполнение. Реплики 1, 2, 4, 5 подходят для общения с другом; 2, 3 – с учителем. 

Задание № 3. Продолжи описание алгоритма деления: 824: 4.

_ 8 2 4  ∟4

   8         2 0

_    2

  0

1) Делим 8 на 4, получаю 2.

2) Проверяем: 2 умножаю на 4 , получаю 8.

3) Вычитаем: из 8 число 8, получаю 0.

4) Сносим 2. Число 2 делю на 4, получаю частное 0.

5) Проверяем: ноль умножаю на 4, получится 0.

6) Вычитаем …_________________________________

7)_____________________________________________

8)_____________________________________________

9)_____________________________________________

Комментарий. Проверяется понимание математического текста, использование речевых средств (математической терминологии) для продолжения записи операций, входящих в состав учебного действия (алгоритма письменного деления на однозначное число).

Верное выполнение:

6) Вычитаю (из числа 2 число 0, получаю 2).

7) Сношу 4. Число 24 делю на 4, получаю 6.

8) Проверяю: 6 умножаю на 4, получится 24.

9) Вычитаю: из числа 24 вычитаю 24, получаю 0.

Задание № 4. Напиши обобщающее слово к каждой группе.

1.__________________: ягода, игрушка, платье.

  1. _________________: приморский, каменный, грустный.
  2. _________________: выйти, построить, приехать.

________________________________

Комментарий. Проверяется действие обобщения, умение к группе слов подобрать обобщающее слово.

Верное выполнение. Два варианта выполнения.

1 вариант: 1) предметы; 2)признаки; 3) действия.

2 вариант: 1) существительные; 2) прилагательные; 3) глаголы.

Задание № 5. Прочитай рассказ девочки, запиши, какую информацию о кенгуру ты поместил бы в справочник о животных.

В зоопарке мы увидели кенгуру. Они прыгали за загородкой. Кенгуру не могут стоять на всех лапках, а только сидят на корточках и на хвост опираются.

У кенгуру очень длинные задние ноги, как у зайцев. Только кенгуру большой зверь. Хвост у кенгуру необычный: сначала толстый, а к концу тоненький.

На животе у кенгуру кармашек симпатичный. А в кармашке сидит маленький кенгурёнок. Мама-кенгуру кормит его молоком.

Ответ: _____________________________________________________

Комментарий. Проверяется умение выбирать из текста необходимую информацию, переделывать один вид текста в другой.

Верное выполнение. Текст может быть, например, таким: «Кенгуру — крупный зверь, задние ноги — длинные, передник — короткие. Кенгуру — млекопитающее, на животе имеет сумку, в которой растёт кенгурёнок».

Задание № 6. Закончи высказывания.

Звери, которые кормят молоком своих детенышей, это ______________.

Животных, которые питаются другими животными, называют ________

Растения, которые живут в дикой природе, называются _____________, а растения, которые выращивает человек, называются ___________________.

Планеты Земля, Марс, Венера входят в ________________________.

Комментарий. Проверяется умение использовать обобщенные слова (понятия) для характеристики объектов окружающего мира.

Верное выполнение.

Животных, которые питаются другими животными, называют хищниками.

Растения, которые живут в дикой природе, называются дикорастущими, а  растения, которые выращивает человек, называются культурными.

Планеты Земля, Марс, Венера входят в Солнечную систему.

 Задание № 7. Прочитай текст. Какие научные понятия можно было использовать в нем?

Писатели пишут разные произведения. Одни — складные, рифмованные, в них много красивых слов. Прочитав другие произведения, хочется смеяться, прыгать и веселиться. А есть и такие произведения, в которых высмеиваются людские недостатки.

Комментарий. Проверяется действие обобщения, умение использовать соответствующие понятия для представления текста в обобщенном виде.

Верное выполнение. Учащийся должен предложить использовать в тексте обобщающие слова — стихотворения (лирика); юмористические произведения (юмор); басни.

  1. Смысловое чтение

Задание № 1. Поставь знаки препинания.

Быстро зайчишка бегает не каждая собака его догонит в зарослях спит прячется от хищника из лесу в поле скачет кормиться.

Комментарий. Проверяется способность осознанного построения текста.

Верное выполнение. Быстро зайчишка бегает. Не каждая собака его догонит. В зарослях спит, прячется от хищника. Из лесу в поле скачет кормиться.

Задание № 2. Соедини начало и конец пословицы стрелочкой.

Дружба как стекло                         а человек друзьями

Дерево живет корнями                 вылетит — не поймаешь

Слово не воробей                         разобьешь — не сложишь

Ответ: __________________________________________________

Комментарий. Проверяется умение устанавливать логические смысловые связи, на их основе восстанавливать суждение.

Верное выполнение. Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь. Дерево живет корнями, а человек друзьями. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

Задание № 3. Прочитай текст. Отметь ×, на какой вопрос нет ответа в тексте.

Почему Пик вернулся в норку?

Почему под землей ему было хорошо?

Почему мышонок спал спокойно?

Сколько зерна съедает за зиму мышонок?

Снег и сон

Птицы больше не прилетали клевать зерно. Трава плотно легла на землю, и холодный ветер свободно разгуливал по острову.

К тому времени Пик ужасно растолстел. Какая-то вялость на него напала. Ему лень было много шевелиться. Он все реже вылезал из норки.

Раз утром он увидел, что вход в его жилище завалило. Он разрыл холодный рыхлый снег и вышел на луг. Вся земля была белая. Снег нестерпимо сверкал на солнце. Голые лапки мышонка обжигало холодом. Пик поскорей вернулся в норку.

Потом начались морозы.

Плохо пришлось бы мышонку, если б он не запас себе пищи. Как выкапывать зерна из-под глубокого мерзлого снега?

Сонливая вялость все чаще охватывала Пика. Теперь он не выходил из спальни по два, по три дня и все спал. Проснувшись, отправлялся в погреб, наедался там и опять засыпал на несколько дней.

Наружу он совсем перестал ходить.

Под землей ему было хорошо. Он лежал на мягкой постели, свернувшись в теплый, пушистый клубок. Сердчишко его билось все реже, все тише. Дыхание стало слабым-слабым. Сладкий долгий сон совсем одолел его.

Мышки-малютки не спят всю зиму, как сурки или хомяки. От долгого сна они худеют, им становится холодно. Тогда они просыпаются и берутся за свои запасы.

Пик спал спокойно: ведь у него было два полных погреба зерна.

В. Бианки

Комментарий. Проверяется владение навыком смыслового чтения текста, действием сопоставления высказанного суждения с содержанием текста.

Верное выполнение. Нужно отметить вопрос: «Сколько зерна съедает за зиму мышонок?»

Задание № 4. Отметь ×, какая машина выехала из города раньше, если известно, что в село прибыли из города в одно и то же время «Жигули» и «Волга». «Жигули» ехали медленнее, чем «Волга».

Определить нельзя

«Жигули»

«Волга»

Комментарий. Проверяется овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, логическое действие его анализа, установления причинно-следственных связей и зависимостей между объектами, их положение в пространстве и времени.

Верное выполнение. Правильный ответ — «Жигули».

Задание № 5. Прочитай текст. Отметь × верные утверждения.

Юра и Катя учили наизусть стихотворения. Юра уже выучил 46 строк. Ему осталось выучить 33 строки. Катя выучила 62 строки, ей осталось выучить 24 строчки.

Катя выучила меньше строк, чем Юра.

Юре осталось выучить больше строк, чем Кате.

У Юры в стихотворении строк меньше, чем у Кати.

Комментарий. Проверяется овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, умение устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между объектами.

Верное выполнение. Правильные ответы:

Юре осталось выучить больше строк, чем Кате.

У Юры в стихотворении строк меньше, чем у Кати.

Задание № 6. Используя цифры 8, 0, 7, 1, запиши в порядке возрастания все четырёхзначные числа, в которых цифра 8 обозначает число единиц второго разряда.

Комментарий. Проверяется овладение навыками смыслового чтения математического текста, полнота использования математической информации. Верный ответ на вопрос возможен только в том случае, если ученик учитывает каждое из заданных условий: «в порядке возрастания», «четырёхзначные числа», «единицы второго разряда». Например, неверный ответ: 1780, 7081, 1087, 7180 может быть получен в том случае, если ученик не обратил внимания на смысл слов «в порядке возрастания».

Верное выполнение. Правильные ответы: 1087, 1780, 7081, 7180.

Задание № 7. Прочитай и отметь × предложение, в котором правильно высказана основная мысль текста.

Кто самый прожорливый в природе? Хочется ответить: лев или волк. Кто- то подумает: птицы. Ведь ими съедается за день столько, сколько весят они сами. Трудно догадаться, что самое прожорливое существо на свете – стрекоза. За два часа она может съесть 40 мошек и комаров. Стрекоза величиной со льва съедала бы целую корову в один присест! Поэтому проводит она весь день на охоте, ей трудно насытиться.

Многие животные прожорливы.

У животных разный аппетит.

Стрекоза — самое прожорливое животное в природе.

Стрекозе трудно насытиться.

Комментарий. Проверяется овладение навыком смыслового чтения текста в соответствии с поставленной задачей: поиском предложения, в котором правильно высказана основная мысль текста.

Верное выполнение. Правильный ответ: «Стрекоза — самое прожорливое животное в природе».

  1. Различные способы поиска и использования информации

Задание № 1. Если ты не знаешь значения слова, в каком словаре ты его найдешь? Отметь ответ ×.

орфографический словарь;

толковый словарь;

словарь антонимов;

орфоэпический словарь.

Комментарий. Проверяется готовность выбрать источник информации (словарь) в соответствии с учебной задачей.

Верное выполнение. Правильный ответ — толковый словарь.

Задание № 2. Какой информацией ты должен владеть, чтобы найти нужную книгу в библиотеке? Запиши.

Ответ: _____________________________________________________

Комментарий. Проверяется готовность анализировать информацию для решения коммуникативной задачи: сообщить библиотекарю данные о книге, которую хочешь прочитать.

Верное выполнение. Нужно знать фамилию автора и название книги.

Задание № 3. Во вторник семья Петровых собирается ехать на дачу на электропоезде. Они планируют приехать на станцию Липки не позже 12 часов дня. От вокзала до станции Липки поезд идёт 1 час 20 минут. Подбери с помощью расписания подходящее время отправления электропоезда.

Время

отправления

Дни отправления Пункт назначения Отметь ×
8.40 выходные Липки
9.05 ежедневно Липки
9.15 выходные Липки
9.32 ежедневно Липки
10.11 выходные Липки
10.55 ежедневно Липки

Комментарий. Проверяется понимание информации, представленной разными способами (текст, таблица); «чтение» и анализ разнородной для установления всех возможных решений задачи.

Верное выполнение

Время

отправления

Дни отправления Пункт назначения Отметь ×
8.40 выходные Липки
9.05 ежедневно Липки ×
9.15 выходные Липки
9.32 ежедневно Липки ×
10.11 выходные Липки
10.55 ежедневно Липки
  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4.1 Обязательная литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3ч. [Текст] / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2011.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]/ сост. Е.В. Савинов. — М.: Просвещение, 2010.
  4. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1[Текст] – М.: Просвещение, 2009.
  5. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» [Текст]. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  6. Учебно-методический комплект для учеников 1-4 классов «Начальная школа XXI века».- М.: Вентана – Граф, 2011.
  7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Текст] /М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010.
  8. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р. Г. Чуракова. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.

4.2 Дополнительная литература

Русский язык

  1. Журова, Л. Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2. [Текст]/ Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  2. Безруких, М. М. Прописи № 1, 2, 3 к учебнику «Букварь»: 1 класс [Текст]: для учащихся общеобразовательных учреждений /М. М. Безруких, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  3. Иванов, С. В. Русский язык: 1 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  4. Иванов, С. В. Русский язык: 2 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  5. Иванов, С. В. Русский язык: 3 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  6. Иванов, С. В. Русский язык: 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Петленко Л. В. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  7. Иванов, С. В. Русский язык: 1 класс [Текст]: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  8. Иванов, С. В. Русский язык: 2 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  9. Иванов, С. В. Русский язык: 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  10. Иванов, С. В. Русский язык: 4 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Петленко Л. В. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  11. Кузнецова,  М. И.  Учимся писать печатные буквы: 1 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  12. Кузнецова, М. И. Я учусь писать и читать: 1 класс [Текст]: коррекционно – развивающая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.

Литературное чтение

  1. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс [Текст]: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / [авт.-сост. Л. А. Ефросинина]. — М.: Вентана – Граф, 2011.
  2. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана – Граф, 2011.
  3. Литературное чтение: 1 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[авт.-сост. Л. А. Ефросинина]. — М.: Вентана – Граф, 2011.
  4. Литературное чтение: 2 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[авт.-сост. Л. А. Ефросинина]. — М.: Вентана – Граф, 2011.
  5. Литературное чтение: 3 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова]. — М.: Вентана – Граф, 2011.
  6. Литературное чтение: 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова]. — М.: Вентана – Граф, 2011.
  7. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 1 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. — М.: Вентана – Граф, 2011.
  8. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 2 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. — М.: Вентана – Граф, 2011.
  9. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. — М.: Вентана – Граф, 2011.
  10. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 4 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. — М.: Вентана – Граф, 2011.

Иностранный язык

  1. Вербицкая, М.Б. Английский язык: 2 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ М. Б. Вербицкая, О. В. Оралова, Б. Эббс и др. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  2. Вербицкая, М.Б. Английский язык: 3 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ М. Б. Вербицкая, Б. Эббс, Э. И. Уорелл и др. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  3. Вербицкая, М.Б. Английский язык: 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ М. Б. Вербицкая, Б. Эббс, Э. И. Уорелл и др. – М.: Вентана – Граф, 2011.

Математика и информатика

  1. Рудницкая, В. Н. Математика: 1 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  2. Рудницкая, В. Н. Математика: 2 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  3. Рудницкая, В. Н. Математика: 3 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  4. Рудницкая, В. Н. Математика: 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  5. Кочурова, Е. Э. Математика: 1 класс [Текст]: рабочая тетрадь № 1, 2, 3 для учащихся общеобразовательных учреждений /Е. Э. Кочурова. — М.: Вентана-Граф, 2011.
  6. Кочурова, Е. Э. Я  учусь считать: 1 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /Е. Э. Кочурова. — М.: Вентана-Граф, 2011.
  7. Рудницкая, В. Н. Математика: 1 класс [Текст]: дидактические материалы: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  8. Рудницкая, В. Н. Математика: 2 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  9. Рудницкая, В. Н. Математика: 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  10. Рудницкая, В. Н. Математика: 4 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  11. Рудницкая, В. Н. Математика: 2 класс [Текст]: дидактические материалы: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  12. Рудницкая, В. Н. Математика: 3 класс [Текст]: дидактические материалы: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  13. Рудницкая, В. Н. Математика: 4 класс [Текст]: дидактические материалы: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая. – М.: Вентана – Граф, 2011.

Окружающий мир

  1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  3. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  4. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  5. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  6. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  7. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  8. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  9. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко. – М.: Вентана – Граф, 2011.

Технология

  1. Лутцева, Е. А. Технология: 1 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А.  Лутцева. – М: Вентана – Граф, 2011.
  2. Лутцева, Е. А. Технология: 2 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А.  Лутцева. – М: Вентана – Граф, 2011.
  3. Лутцева, Е. А. Технология: 3 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А.  Лутцева. – М: Вентана – Граф, 2011.
  4. Лутцева, Е. А. Технология: 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А.  Лутцева. – М: Вентана – Граф, 2011.
  5. Лутцева, Е. А. Технология: 2 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А.  Лутцева. – М: Вентана – Граф, 2011.
  6. Лутцева, Е. А. Технология: 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А.  Лутцева. – М: Вентана – Граф, 2011.
  7. Лутцева, Е. А. Технология: 4 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А.  Лутцева. – М: Вентана – Граф, 2011.

Пути достижения планируемых результатов освоения обучающимися стратегии смыслового чтения

Класс Чему учить Предметы Стратегии
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
2 класс Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— находить в тексте требуемую информацию

— решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

Литература, русский язык, окружающий мир, математика Интерактивные подходы (упражнения, задания)

Развитие критического мышления через чтение и письмо, «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками»)

Работа с текстом: оценка информации
2 класс Откликаться на содержание текста:

связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

Литература, русский язык, окружающий мир, математика Интерактивные подходы

Логические цепочки

Вопросы после текста

Проверочный лист

Формы учебной деятельности как условие формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом

 

 

 

 

Учебное сотрудничество

Педагог:

·         воспринимает учащегося как равноправного партнера и участника учебного процесса,

·         организует взаимообщение, диалог;

·         организует работу учащихся в парах, в группах, самостоятельную работу с использованием различного вида источников информации;

·         организует работу по освоению различных способов чтения и переработки информации;

 

Творческая, проектная, учебно-исследовательская деятельность

Работа в этом направлении гармонично дополняет классно-урочную деятельность и совершенствует навык работы с информацией и по построению текстового сообщения.
 

 

 

 

Контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка.

На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное действие контроля;

Предметом оценивания выступают учебные действия по наработке способов чтения и речевой деятельности и их результат, а так же способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности;

Формирование умения сотрудничества и применения критериев дифференцированной оценки, включая анализ причин неудач и выделение недостающих операций и условий, которые бы обеспечили выполнение учебной задачи

Оценка формирования навыка осмысленного чтения

и работы с текстом.

Основной формой оценки сформированности навыка осмысленного чтения и работы с текстом является многокритериальная экспертная оценка текущих работ как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Наряду с этим учащиеся проходят текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально-сформулированные учебные задания. При этом фиксируются и отслеживаются индивидуальные достижения каждого школьника посредством разрабатываемых критериев. Подбор текстов осуществляется в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а задания проверяют степень сформированности того или иного способа работы с информацией.

Формирование у учащихся навыка осмысленного чтения и работы с текстом требует от учителей использования специальных методов и приемов:

  • Учитель должен быть настроен на формирование этого навыка;
  • Потребуется изменение дидактических целей типовых заданий (выделение формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом);
  • На уроках следует уделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением.

План реализации программы формирования навыка

смыслового чтения и работы с текстом

Направление реализации программы Содержание деятельности, его форма Сроки, дата исполнения Результат, форма отчетности Ответствен-

ный

Повышение квалификации педагогических работников в области формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом Прохождение курсов Согласно графику курсовой подготовки 1.Использование материалов курсов на уроке. ЗД по УВР
Методическая деятельность по оказанию помощи учителям в использовании различных способов чтения и работы с текстом 1.Индивидуаль-ные консультации по вопросам использования различных способов чтения и работы с текстом.

2.Подготовка уроков с использованием различных способов чтения и работы с текстом.

По заявкам учителей Создание базы данных по формированию различных способов чтения и работы с текстом ЗД по УВР
Мониторинг различных способов чтения и работы с текстом Осуществление мониторинговых исследований всех направлений различных способов чтения и работы с текстом По плану работы Создание базы данных и критериев анализа исследования ЗД по УВР
Обобщение и распространение передового педагогического опыта формирования навыка различных способов чтения и работы с текстом Творческие отчеты учителей-предметников. В течение года по плану работы 1.Наличие на сайте школы материалов по формированию различных способов чтения и работы с текстом.

2. Реализация программы формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом

ЗД по УВР
Работа с учащимися 1.Организация обучения учащихся различным способам и приемам работы с информацией на всех уроках во всех классах

2.Внедрение технологий обучения учащихся различным способам и приемам работы с информацией на всех уроках во всех классах. 3.Участие школьников во внеурочных и внеклассных мероприятиях, на которых совершенствуются различные способы и приемы работы с информацией

В течение года Активное участие школьников и их самореализация Учителя
Работа с родителями 1.Проведение классных и общешкольных родительских собраний по формированию стратегии смыслового чтении у детей.

2.Индивидуальные консультации родителей по формированию читательской компетенции их детей

По плану работы Создание базы данных родительских собраний Кл. руково-дители

 

Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом»

 

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.

Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

Планируемые результаты, отнесённые к блоку «Выпускник научится», включают такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся.

 

Выпускник начальной школы научится Выпускник начальной школы получит возможность научиться
Поиск информации и понимание прочитанного
·         Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

·         Определять главную тему, общую цель или назначение текста

·         Выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

·         Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

·         Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовке и с опорой на предыдущий опыт;

·         Объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

·         Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;

·         Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и

·         в самом тексте, устанавливать являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

·         решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

-определять назначение разных видов текстов;

-ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

-различать тему и под темы специального текста;

-выделять главную и избыточную информацию;

-прогнозировать последовательность изложения идей текста;

-сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

-выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

-формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции;

-понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
Преобразование и интерпретация информации
·         структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления, проводить проверку правописания, использовать в тексте таблицы, изображения;

·         преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в т.ч. динамические, электронные,…), переходить от одного представления данных к другому;

·         интерпретировать текст:

-сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера;

-обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

-делать выводы из сформулированных посылок;

-выводить заключения о намерении автора или главной мысли текста.

Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Оценка информации
·         откликаться на содержание текста:

-связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

-находить доводы в защиту своей точки зрения.

·         Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

·         На основе имеющего знания, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

·         В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую конфликтную информацию;

·         Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении(прочитанном тексте).

·         Критически относиться к рекламной информации;

·         Находить способы проверки противоречий информации;

·         Определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

 

Материально-техническое обеспечение

Учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-методическими материалами, соответствующими требованиям для реализации данной программы. Образовательный процесс в полном объеме обеспечен учебной литературой, учебно-методическим комплексом для педагогов и учащихся, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом, что позволяет создать условия для качественной реализации программы. Приобретено и используется в учебном процессе мультимедийное оборудование. Школа подключена к системе Internet.

Литература и интернет-ресурсы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, . – 48 с.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, .- 159с.

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М. : Просвещение, (Стандарты второго поколения).

4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

5.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.