Рабочая программа природоведение 5 класс

Полное содержание программы можно посмотреть по ссылке в конце записи

Рабочая программа природоведение 5 класс

Пояснительная записка

2.1 Перечень нормативных документов, использованных  при  составлении рабочей программы.

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»  (с последующими изменениями и дополнениями)
  • Устав МБОУ СОШ №____ города ___________________
  • Образовательная программа МБОУ СОШ №___ города _____________.
  • Учебный план МБОУ  СОШ №____  города ____________  на 20___ — 20___ учебный год
  • Положение МБОУ СОШ №___  «О рабочей программе педагога»
  • приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ Минобразования России от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от  30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
  • приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области».

2.2 Ведущие целевые установки в предмете

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих :здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

Цель изучения курса «Природоведение» – формирование у  школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической  грамотности,  безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой  личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему,  стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

2.3. Цели обучения:

  • создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в начальных классах;
  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
  • создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;
  • формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;
  • выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
  • создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

2.4. Конкретизация целей обучения

МБОУ СОШ №___ является общеобразовательным учебным учреждением.  Преподавание ведётся на общеобразовательном уровне,   с целью повышения  предметных и метапредметных результатов.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводитьнаблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

2.5.    Задачи изучения учебного предмета «Природоведение».

  • социализация ребёнка;
  • развитии познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  • формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
  • воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему     здоровью и здоровью других людей.

2.6.  Общая характеристика учебного предмета

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе предусмотрены практические работы. Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

2.7 Общая характеристика учебного процесса

    Основные технологии обучения.

Основным подходом к  обучению окружающего мира является системно — деятельностный подход, который включает в себя базовые образовательные технологии:

1) обучение на основе «проблемных ситуаций»;

2) проектная деятельность;

3) исследовательская деятельность

4) уровневая дифференциация;

5) информационно — коммуникационные технологии;

6) интерактивные технологии, используемые в школе;

7) мозговой штурм (письменный мозговой штурм, индивидуальный мозговой штурм);

8) технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов;

9) технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;

10) здоровьесберегающая технология.

    Логические связи предмета «Природоведение» с остальными предметами учебного плана.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.

2.8 Обоснование выбора УМК

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению России, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ. в полном объеме соответствует образовательным целям  МБОУ СОШ №___ города __________, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

2.9  Место предмета в базисном учебном плане

Предмет «Природоведение» входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов, 2 часа в неделю для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы. Курс «Природоведения» является пропедевтическим  по отношению к естественным наукам. Содержание  курса интегрировано и включает понятия по основам биологии, физики, химии, географии.

2.10 Результаты освоения  учебного предмета «Природоведение»

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности

2) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

 

Предметные результаты:

1) формирование представлений о природоведении, его роли в освоении планеты человеком, о  знаниях по природоведению  как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач  человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её  освоения,  особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

3) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов окружающей  среды, в том числе её экологических параметров;

4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

5)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации  информации;

6) формирование умений и навыков использования разнообразных  в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

7) формирование  представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Метапредметные результаты, которых должны достигнуть учащиеся:

1)Регулятивные (учебно-организационные):

ставить учебные задачи,

Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .

Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями

Владеть различными способами самоконтроля.

2)Познавательные

учебно-логические:

Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

Систематизировать информацию;

Структурировать информацию

Определять проблему и способы ее решения;

Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации

Владеть навыками анализа и синтеза;

3)Учебно-информационные:

поиск и отбор необходимых источников информации;

представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

работа с текстом и внетекстовыми компонентами:

составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;

перевод информации из одного вида в другой  (текст в таблицу,    карту в текст и т.п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

составление рецензии, аннотации;

4)Коммуникативные:

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

уметь вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

 

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *