Рабочая программа по обществознанию 11 класс

Рабочая программа по обществознанию 11 класс

(уровень преподавания: базовый)

       1.Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для 11 класса разработана на основе:

  1. Федеративного компонента государственного стандарта общего образования История. Приказ министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по истории для образовательных учреждений» № 1089 от 05.03.2004 г.
  1. Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень). – М.: МОН, 2006.
  1. Авторской программы Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2011
  1. Письма министерства образования РФ № 03-1263 от 07.07.2003 г.
  2. Приказа Комитета по образованию администрации области № 1769 от 21.09.2006 г.
  3. Рекомендации ВГАПК РО.
  4. Рабочая программа соответствует Государственному общеобразовательному стандарту по обществознанию, разработанному Министерством образования РФ. Допущена Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ. Представляет собой один из рекомендованных Министерством образования РФ вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла.  Программа вошла в Федеральный перечень учебников на 2016-2017 учебный год. Составлена с учетом требований нового Государственного общеобразовательного стандарта.

Данная программа является продолжением курса «Обществознание» для 8-9 классов. Программа предназначена для изучения в 10-11 классах общеобразовательных учреждений.

Количество часов в год: 68;                           Количество часов в неделю: 2

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.  Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Учебно-методический комплект для обучающегося:

  1. Кравченко А.И. , Певцова Е.А., Обществознание. Учебник для 11 класса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009 г.
  2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 10-11 классы.
  3. Лазебникова А.Ю. Обществознание. ЕГЭ 2009. Типовые тестовые задания – М.: «Экзамен», 2009.
  4. Единый государственный экзамен. Обществознание: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. Учебное пособие 10-11 класс/ Борисов С.В — Челябинск: Взгляд, 2008.
  5. Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы/ Степанько С.Н. — Волгоград: Учитель, 2007

Методическая литература:

  1. Певцова Е.А. Обществознание: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И Кравченко «Обществознание 10-11 класс»
  2. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 10-11 класс (к учебникам А.И.Кравченко).
  3. Книга для учителя «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» под ред. Л.В.Полякова. М. Русское слово, 2009.
  4. Методическое пособие по курсу «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» авторы: Л.В.Поляков, А.Н.Иоффе. М. Русское слово, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Кишенкова О.В. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа – М.: «Интеллект — центр», 2006.
  2. Мировая художественная культура 10-11 класс. М. «Русское слово», 2009.

2.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если…»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлятьпоиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.
  1. Структура курса
Модуль (ГЛАВА) ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 Закон и право 16
2 Социальная система общества 10
3 Взаимодействие людей в обществе 14
4 Культура и духовная жизнь 14
5 Внутренний мир и социализация человека 14
  Итого: 68
  1. 5. Контроль реализации программы
  • а) Стартовый контроль (результаты  уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя
  • б) Текущий контроль – после изучения большой темы
  • в) Итоговый контроль – в конце года: итоговый тест

Основная задача данного курса обществознания – вооружить учащихся такими знаниями об обществе и людях, которые позволят им в недалеком будущем улучшить среду обитания, сделать более совершенным мир человеческих взаимоотношений.

Цели  данного курса:

  1. ознакомить учащихся с основными представлениями по различным вопросам общ0ествознания, сложившимися в мировой культуре, не ограничиваясь как узким подходом в рассмотрении социальных процессов, так и рамками какой-либо идеологии; применять проблемный метод обучения.
  2. сформировать представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовно
  3. соблюдать разумный баланс в содержании курса между теорией и ее практическим преломлением; активизировать внимание учащихся на том, что может пригодиться в обычной, повседневной жизни гражданина, работника, члена семьи;
  4. стремиться по возможности уходить от абстрактных рассуждений по проблемам развития общества, культуры, человеческих взаимоотношений, раскрывать их на материале отечественной истории и культуры; рассматривать патриотические взгляды и чувства как одну из составных частей национальной идеи.

Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гумманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся. Задачи курса:

  • Формирование гражданского патриотизма.
  • Формирование навыков умения самостоятельного добывания учащимися знаний.
  • Формирования умения общаться, дискутировать, анализировать и делать выводы и обобщения.
  • Адаптация учащихся к требованиям, учебным технологиям высшей школы.
  • Подготовка учащихся к успешной сдаче выпускных экзаменов.

Календарно-тематическое планирование уроков «Обществознания»-11 класс.  68-часов, 2 часа в неделю.

  Тема урока Кол-во часов Тип урока Обязательный минимум содержания образования

 

Требования к уровню подготовки учащихся Формы контроля. Измерители Элементы дополнительного содержания Мультимед.

Средства обучения

Межпредметные связи. Домашнее задание Дата проведения
план факт
Раздел 1. Закон и право (16 часов).                
1 Происхождение права. Правовые системы и источники права. 1 Изучение нового материала

 

Основные концепции о происхождении и сущности права. Структура права. Правовая система. Прецедент. Романо-германская и англосаксонская правовые системы. Римское право. Давать определение понятию право. Объяснять сущность отдельных концепций правопонимания. Разъяснять сущность правовой системы и системы права,  иерархию соподчинения нормативно-правовых актов.Аргументировано доказывать значимость права в обществе. вводное тестирование, выборочное оценивание  Измерители: ответы на ? Законодательство древних государств, Схемы, таблицы. Карточки с информацией История, Правовед №1. Вопрос 1-2.    
2 Формы и структура права 1 Комбинированный

 

Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Отрасли и институты права, норма права. Источники права. Разъяснять действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Давать определение понятий: право, публичное право, частное право, конституция РФ,нормы права, отрасли права. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. выборочное оценивание.

Анализ документов. Измерители: ответы на ?

«Русская Правда» Схемы, таблицы. Карточки с информацией История, Правовед Мини-исследование «Конституционное право»    
3 Право в системе социальных норм 1 Урок – лекция. Право. Мораль. Взаимодействие права и морали. Прецедент. Закон.  Публичное и частное право. Источники права. Аргументировано доказывать значимость права в обществе. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания.  Давать определение понятий темы. Уметь применять знания и термины в практической деятельности. Устный опрос, Заполнить таблицу «Право и мораль». Работа с документами.   таблицы.учебник, документы, История, Правовед №1. Вопрос 3-7,  практикум    
4 Система российского права. 1 Комбинированный урок. Правовая система. Закон. Конституция. Права и свободы. Принципы российского права. Закон обратной силы не имеет. Практикум. Давать определение понятию право. Объяснять сущность отдельных концепций правопонимания. Разъяснять сущность правовой системы и системы права,  иерархию соподчинения нормативно-правовых актов. Аргументировано доказывать значимость права в обществе. Комбинированный опрос. Работа с документами. Мини-проект «Презумпция невиновности» учебник, документы История, Правовед Мини-исследование «история развития права.

 

   
5 Гражданство РФ. 1 Комбинированный урок. Гражданство. Права и свободы. Давать определение понятия: гражданин, гражданство, правовая связь человека и государства, права, обязанности гражданина. Разъяснять сущность взаимоотношений человека и государства. Устный опрос. Практикум. Заполнить таблицу «права и обязанности гражданина» таблицы.учебник, документы, История, Правовед Эссе «Что для меня значит – Гражданин России?    
6 Правосудие в современной России: судебная система.

 

1 Комбинированный

 

 

Правосудие и эволюция судебной системы в России. Судебная система РФ. Основные принципы российского судопроизводства. Разъяснять особенности российского судопроизводства.

Описывать судебную систему РФ. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания.

 

выборочное оценивание.

Измерители: ответы на ??

Федеральный закон «О мировых судьях в РФ», схема «Юридические профессии» Схема, учебник, образцы искового заявления право №2, вопросы, практикум.

 

   
7 Правосудие в современной России: судебная система.

 

1 Комбинированный

 

 

Исковое заявление. Суд присяжных, история суда присяжных. Институт судебных приставов.

 

Уметь составлять исковое заявление.

Давать определение понятий: коллегиальность, присяжные заседатели, принципы судопроизводства, кассация, инстанция.

Характеризовать особенности судебной системы РФ.

Работа с документами. Решение юридических задач. Мини-исследование «Особенности российской судебной системы» Документы. Презентация PowerPointпо теме. Право § 2 Понятия.

Вопросы.

Творческ.

задания.

   
8 Юридическая ответственность 1 Комбинированный

 

 

Поведение человека в правовой сфере. Уголовная ответственность. Преступление. Признаки преступления. Объект посягательства. Гипотеза, диспозиция, санкция. Знать, что такое юридическая ответственность, когда она наступает. Характеризовать состав правонарушения. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания.

 

 

Фронтальный опрос. Беседа. Мини-исследование «Преступление» Учебник, таблица Право § 3. вопросы, термины    
9 Виды юридической ответственности 1 Комбинированный

 

Юридич. ответственность и ее виды. Умысел. Невме-няемость. Покушение на преступление. Санкции. Административное право. Дисциплинарная ответ-ственность. Гражданские правонарушения. Матери-альная ответственность. Различать поступки человека с точки зрения правомерности и неправомерности поведения. Уметь составлять схемы и таблицы: «Обстоятельства, исключающие преступность деяния».

Таблица «Виды юридической ответственности», схема «Юридическая ответственность».

Заполнить таблицу «основные виды юридической ответственности», фронтальный опрос Эссе «Казнить нельзя помиловать» учебник, схема.таблицы Право №3.проблема1вопросы 1-8. Подготовиться к диспуту: нужна ли смерт-ная казнь?    
10 Юридическая ответственность 1 Комбинированный

 

 

Смягчающие и отягча-ющие обстоятельства. Несовершеннолетние и юридическая ответственность. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Давать определение понятий: юридическая ответственность, правонарушение, презумпция невиновности, отклоняющееся поведение. Девиантность. Делинквентность. Выполнять практические задания. Уметь моделировать правовые ситуации. Участие в диспуте, тестирование Мораторий на применение смертной казни Учебник, презентация Право Составить презентацию по теме.    
11 Особенности уголовного процесса 1 Урок- игра Административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность. Наказание. Давать определение понятий темы, умение применять их и полученные знания на практике. Устный опрос. Участие в игре Схема «Виды административной ответственности». справочники История, Правовед Практикум № 3.    
12 Частное право: предпринимательство и закон 1 Комбинированный

 

Предпринимательство и закон. Публичное и частное право. Хозяйствующие субъекты. Формы предпринимательства. Физические и юридические лица. Знать правовые особенности регулирования основных форм предпринимательской  деятельности. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания.

 

 

Фронтальный опрос. Составить схему: признаки юридического и физического лица.   Схемы, таблицы. Учебник, История, Правовед. § 4.    
13 Частное право: Правоспособность и дееспособность. 1 Комбинированный

 

Правоспособность и дееспособность. Унитарные предприятия. Учредительный договор, устав. Регистрационная палата. Разъяснять сущность правоспособности и дееспособности,  субъектов правоотношений. Знать перечень документов, позволяющих открыть дело. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания.

 

Устный опрос. Работа с документами. Право на интеллектуальную собственность. Учебник, документы, История, Правовед § 4.    
14 Частное право: трудовые и личные отношения. 1 Комбинированный

 

Безработные. Трудовая книжка. Трудовой договор. Испытательный срок. Брачно-семейные отношения. Брачный контракт. Виды владения и распоряжения имуществом. Конвенция по правам ребенка. Знать особенности регулирования трудовых правоотношений.разъяснять сущность института брака. Уметь составлять трудовой договор, брачный контракт. Давать определение понятий: субъект права, физическое лицо, юридические лица, правоспособность, дееспособность, трудовой контракт, брачный контракт, частное право, эмансипация. Составить трудовой договор. Заявление о приеме на работу. Устный опрос. Занятость и трудоустройство.

Наследование.

Учебник, документы, мультиед Карточки с информацией История, Правовед § 4.

 

   
15 Поведение человека в правовой сфере 1 Комбинированный

 

Почему мы нарушаем закон? Проблемы и противоречия.

 

Находить оценочные суждения в учебной литературе по проблемам и противоречиям правового поведения людей. Называть пути защиты своих прав. Характеризовать правовую систему. Доказывать важность и необходимость права для общества. Совершенствовать навыки выполнения лабораторной работы. Эссе . комбинированный опрос ситуационный практикум     История, Правовед Анализ проблемных ситуаций, высказывания    
16 Закон и право 1 Проверочная работа   определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации; умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

тестирование   Тестовые задания История, Правовед Самопроверка теста    
Раздел 2. Социальная система общества (10) часов              
17 Социальная стратификация

Исторические типы стратификации

1 Комбинированный

 

Социальная стратификация и ее сущность. Рабство, кастовое общество, сословное и классовое общество. Социальные символы и знаки. «Табель о рангах Петра I». Поместное и служилое дворянство. Объяснять сущность социальной стратификации. Уметь объяснять положение моделей определенного социального класса.Давать определение понятий: страта, класс, рабство, сословие, престиж, власть. Знать историю развития социальной стратификации в России.  Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. Заполнить таблицу «социальное деление общества», фронтальный опрос.   Учебник, таблица. История, право. сообщения о титулах, званиях, орденах.    
18 Современные типы стратификации 1 Комбинированный

 

Современная градация общества по классам. Влияние политического и экономического развития на социальную стратификацию. Описывать образ жизни, доход, жилищные условия, покупательные способности 2-х социальных классов по выбору, как сравнительную характеристику. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. Устный опрос, участие в работе творческих групп. Религиозные объединения и организации РФ. Учебник, таблица.презентация История, право. №5, вопросы и задания    
19 Социальная мобильность 1 Комбинированный

 

Социальный статус. Социальная мобильность, ее виды. Каналы мобильности. Объяснять сущность социального статуса. Характеризовать основные виды социальной мобильности. Анализировать конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности.

 

Заслушиваются и оцениваютс сообщения,. П. Сорокин. «Выскочки» и монархи. (отрывок). Учебник, схемы. История, право. Социология. №6, вопросы и задания,    
20 Социальная мобильность 1 Комбинированный

 

Сорокин П. «Выскочки» и монархи. Анализ раздела трактата «Человек. Цивилизация. Общество». Давать определение понятий: социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, жизненные стратегии, приписываемый статус, достигаемый статус. Знать основные положения статьи «Выскочки» и монархи. Уметь анализировать документ. Фронтальный опрос. Работа в группах по алгоритму   Учебник,  худож. литература по выбору уч-ся История, право. Социология. Составить тест по теме    
21 Социальная мобильность 1 Деловая игра

 

Социологический анализ. Социальные роли и статусы. Моделирование ситуаций социальной мобильности для себя и членов своей семьи. Знать основные принципы социологического анализа. Уметь составлять социологический опросник. Уметь анализировать итоги опроса, составлять диаграммы и таблицы. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания.

 

Письменный опрос. Выполнение творческих заданий.   Учебник, карточки с заданием, раздаточный материал История, право. Социология. Проблема к § 6. Провести соц опрос в семье    
22 Молодежь как социальная группа. 1 Урок-беседа. Молодежная культура. Молодежная субкультура. Молодежные объединения и организации. Знать определения понятий. Уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства своей точки зрения. Фронтальный опрос.   презентации История, право. Социология. Сообщения о молодежных субкультурах.    
23 Семья и брак.

Функции семьи

1 Комбинированный

 

Добрачное поведение. Брак и создание семьи. Формы семьи.Современная семья, ее особенности. Гражданский брак и его последствия Пояснять сущность брака как социального института общества. Анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов. Описывать роль семьи в развитии общества, функции брака и семьи. Анализировать проблемные ситуации и высказывания. Комбинированный опрос. Домострой. Учебник. Отрывки из литературных произведений История.литература №7. Практикум 3. Вопросы.    
24 Демографическая политика. 1 Комбинированный урок. Демографическая ситуация. Демографический кризис. Демографическая политика. Неполная семья. Знать определения понятий. Уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства своей точки зрения. Устный опрос. Работа с документами. Материнский капитал. Учебник. Интернет-ресурс. Раздаточный материал История. Литература Исследование: динамика рождаемости за последние 15 лет.    
25 Как добиться успеха в бизнесе и личной жизни на различных ступенях стратификации 1 Комбинированный

 

Социальн. стратификация в современном обществе. Как можно сделать карьеру и добиться высокого социального статуса. Успех в личной жизни. Некоторые секреты семейного счастья. Приводить конкретные примеры, поясняющие особенности социальной стратификации в РФ. Анализировать материалы СМИ и учебника о социальной мобильности, делать выводы о возможности достижения успеха в жизни. Давать определение понятий: успех, карьера, жизненная стратегия, самореализация. Комбинированный опрос, защита подготовленных сообщений, Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Учебник, газеты, мультимед История, литература. Приготовиться к тестированию.    
26 Социальная система общества 1 Урок проверки ЗУН Материал раздела 3. Основные понятия и термины. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания.

 

тестирование   Тесты разной сложности История, литература.      
Раздел 3. Взаимодействие людей в обществе. 14ч.              
27 Социальное взаимодействие

 

1 Комбинированный

 

Что такое социальное взаимодействие. Основные формы взаимодействия людей: корпорация, конкуренция, конфликты. Разъяснять сущность социального взаимодействия. Характеризовать основные элементы и формы социального взаимодействия. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. Фронтальный опрос, работа по алгоритму.   Учебник. Отрывки из художеств.литературы. История, литература. №8, вопросы, практикум.    
28 Деятельность и поведение

 

1 Комбинированный

 

Поведение, деятельность, поступок. Свобода выбора. Конфликт как частная форма конкуренции. Анализировать определенные поступки людей с точки зрения социального взаимодействия. Давать определение понятий: социальное взаимодействие, потребности, мотивация, ожидание, кооперация,  конкуренция, конфликт. Комбинированный опрос. Правовые основы соц. защиты и соц. обеспечения. Учебник. Отрывки из художеств.литературы. История, литература. Составить тест    
29 Социальное взаимодействие как основа социальных явлений

 

1 Комбинированный

 

Формы массового поведения.правила поведения в толпе. Характерные черты социального поведения молодежи. Уметь характеризовать правила поведения в толпе. Уметь моделировать ситуации социального взаимодействия. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания.

 

Тестирование   Раздаточный материал История, литература. №8, эссе.    
30 Конфликт и пути его разрешения. 1 Комбинированный

 

Конфликт и основные способы его разрешения. Социальная напряженность. Фрустрация. Компромисс. Переговоры. Посредничество.арбитраж. Применение силы. Закон. Пояснять сущность социальной напряженности общества. Знать особенности конфликтов, возникающих в обществе, давать советы по их разрешению.

 

Фронтальный опрос, работа по алгоритму. Материал о движениях протеста . религиозных конфликтах. Учебник, таблица. История, политология Составить словарь темы    
31 Протестное  поведение 1 Комбинированный

 

Протест как активная форма конфликтного поведения. Антагонизм. Групповое давление. Парламентское лобби. Организованный и неорганизованный протест. Формы организованного протеста. Саботаж. Характеризовать протестные формы поведения людей. Давать определение понятий: конфликт, протест, социальное движение. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания.

 

Комбинированный опрос.   Учебник, схема, История, политология №9, вопросы и задания. Практикум.    
32 Социальные движения. 1 Урок — диспут

 

Социальные движения и их характеристика. Реформаторские, регрессивные, утопические и революционные движения. Характеризовать социальные движения. Уметь моделировать ситуации конфликтного и протестного поведения. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания.

 

Опрос, ситуативный практикум   Учебник, таблица, документы. История, политология Эссе: роль соц. движений в современном мире»    
33 Социальный контроль 1 Комбинированный

 

Социальный контроль и его элементы. Виды санкций. Социальные предписания. Нормы и ценности общества.

 

Характеризовать особенности социальных норм и их санкций. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания.

 

Составление схемы: санкции за нарушение или соблюдение норм. Опрос.   Учебник. Схема. История, социология № 10, вопрос 1 (п), практикум (у)    
34 Формы социального контроля. 1 Комбинированный

 

Формы социального контроля: самоконтроль, внешний контроль. Совесть. Инфантилизм общества. Разъяснять особенности самоконтроля. Характеризовать конкретные проявления внешнего контроля. Давать определение понятий: нормы, санкции, социальные предписания, система социального взаимодействия, самоконтроль, совесть. Устный опрос.   Учебник.схема История, социология сообщения    
35 Социальный контроль как элемент социальногоуправления 1 Деловая игра Отличие контроля от надзора. Моделирование ситуации делового взаимодействия. Социальныйконтроль как элемент социальногоуправления. Уметь выделять основные черты социального контроля и надзора . Уметь моделировать практические ситуации социального контроля. Участие в диспуте, тест.   Учебник.документы История, социология

политология

№ 10, вопрос 2-10    
36 Отклоняющееся и  противоправное поведение 1 Комбинированный

 

Девиантное поведение. Деликвентное поведение и его характеристика. Социальный контроль. Общественное мнение. Характеризовать сущность девиантного поведения, его формы. Выделять особенности делинквентного поведения. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. Устный опрос. Решение практических задач. Алкоголизм. Наркомания. учебник история № 11. Вопросы практикум, сообщения.    
37 Борьба с девиациями. 1 Комбинированный

 

Сознательная и неосознаваемая девиантность. Относительность девиантного поведения. Абсолютность делинквентного поведения. Пояснять причины отклоняющегося поведения. Давать определение понятий: девиантное поведение, делинквентное поведение, общественное мнение, криминогенная обстановка, группы риска. Комбинированный опрос, работа в группах по алгоритму, сообщения, анализ сообщений..   Учебник, презентация История

литература

Сочинение: как покончить с преступностью в стране.    
38 Отклоняющееся и  противоправное поведение как массовое явление 1 Урок-исследование. История России: периоды  сильно развитого внешнего контроля. И периоды слабо развитого внутреннего контроля. Характеристика периодов. Знать особенности исторического развития России в переломные моменты. Уметь анализировать историческую ситуацию. Устный опрос. Решение практических задач. Переломные этапы развития страны. Учебник, презентация история Решить тест    
39 Семинар: Проблемы и противоречия в поведении человека в обществе. 1 Урок-конференция. Конфликт в обществе: причины, сущность, способы решения. Я и самоконтроль моего поведения. Проблема причинности правонарушений и способов борьбы с ними. Анализировать сообщения СМИ о проблемах и противоречиях в поведении человека и причинах правонарушений. Характеризовать конкретные формы протестного поведения. Давать определение понятий: самоконтроль, волевые усилия, протестное движение, правонарушение, противоправное поведение. Комбинированный опрос, сообщения, анализ сообщений и ситуаций,

тест.

Общественные и социальные конфликты;

 

Преступность в городе, ее соц. состав

Учебник,  дополнительный материал -сообщения История

Литература

история

 

Проблема 2, Эссе: может ли быть конфликт с самим собой.    
40 Взаимодействие людей в обществе 1 Урок применения ЗУН Материал раздела 4. Основные понятия и термины. Уметь характеризовать взаимодействие людей в обществе.. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. —   решение познавательных и практических задач

 

Тестирование   тест   Решить тест    
Раздел 4. Культура и духовная жизнь (14 часов).              
41 Что такое культура. 1 Комбинированный Культура и ее понимание в современном мире. Основные ценности культуры. Давать определение различным значениям понятия культура.

Характеризовать ценности, являющиеся стержнем культуры.

Фронтальный опрос, ситуативный практикум. Культура поведения в городе. Учебник, раздаточный материал литература №12, вопросы.    
42 Этическая основа культуры 1 Комбинированный Мораль и нравственность. Этика. Духовность. Сила духа. Признаки морали.

 

Объяснять особенности морально-нравственных и этических принципов, которые господствуют в обществе на определенном этапе его развития.

Давать определение понятий: культура, этика, ценности культуры, мораль, нравственность.

Устный опрос.ситуативный практикум.   Учебник, отрывки произведений литература №12. Проблема 4, 5.    
43 Этическая основа культуры 1 Комбинированный Естественная мораль животных. Естественная мораль человека. Искусственная и естественная мораль. Свобода – осознанная необходимость? Уметь сравнивать естественную мораль житных и человека. Уметь решать проблемные задания, моделировать ситуации по теме. комбинированный опрос.ситуативный практикум.   документы Литература история Эссе: Свобода- осознанная необходимость?    
44 Нравственные чувства и моральное поведение 1 Комбинированный Нравственные чувства. Моральное поведение и его оценка. Добродетели. Катарсис. Разумное и чувственное начала. Разъяснять влияние чувств и разума на поведение людей. Характеризовать моральное поведение. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. Комбинированный опрос, ситуативный практикум, Нравственные критерии у различных народов. учебник Литература история №13, практикум, проблема 1.    
45 Компромиссы и конфликты в сфере морального поведения. 1 Комбинированный Нравственность и самоконтроль. Моральное поведение. Нравственная личность. Аффект. Бескорыстие мотивов. Оценивать, анализировать поведение с точки зрения морали. Давать определение понятий: мораль, моральное поведение, нравственные нормы. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. Комбинированный опрос   Учебник, раздаточный материал Литература история №13, вопросы    
46 Мораль как система взаимных обязанностей 1 Комбинированный Высшее благо. Высокие идеалы. Моральные принципы. Христианство как проповедник морали. Бессубъектность морали. Закон Питера. Моральное познание. Не суди сам. Анализировать нравственные правила. Уметь дать оценку влияния на общество религиозных заповедей. Уметь отделять право судить других от права жить по нормам морали. работа в группах по формулированию выводов по теме.   Раздаточный материал, отрывки из произведений Литература история Составить тест по теме    
47 Система нравственных категорий 1 Комбинированный Нравственные категории, их виды

проблема соотношения: добро и зло, добродетель и порок, стыд и совесть. Идеал в этике. Парадокс добродетели. Позитивные и негативные нравственные категории.

Разъяснять сущность нравственных категорий. Характеризовать проявления добра и зла, добродетели и порока. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания.

 

 

Комбинированный опрос Нравственные категории различных исторических периодов. учебник, схема. Литература история № 14 вопросы    
48 Нравственные категории и добродетели 1 Комбинированный Долг. Стыд. Совесть. Муки совести. Свобода. Свобода выбора. Милосердие. Жертвенность. Добропорядочностью Добродушие. Добродетельность. Добро. Формулировать и высказывать собственные суждения по теме. Приводить примеры из собственного опыта. Давать определение понятий: нравственные нормы, нравственные принципы, нравственные идеалы, милосердие, добро, зло, совесть, стыд, добродетель, порок. Работа в группах по алгоритму.   учебник, таблица,  схема. Литература история № 14. Составить словарь темы    
49 Счастье, удовольствие, гедонизм 1 Комбинированный Что такое счастье. Гедонизм и его сущность. Эвдемония. Неразрывность счастья и несчастья.удовольствие. Авантюризм. Его последствия. Разумный гедонизм. Своеволие. Разъяснять основные концепции понимания счастья. Характеризовать гедонизм и его проявления.

 

Устный опрос. Счастье, гедонизм и удовольствие в современной молодежной среде Учебник. Интернет-ресурс. литература подготовить доп. материал:  возможно ли счастье без добра?    
50 Счастье, удовольствие, гедонизм 1 Пресс-конференция Счастье как предмет изучения в философии. Личное и всеобщее счастье. Давать определение понятий: счастье, авантюра, разумный гедонизм. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. Выступления на пресс-конференция.   Учебник. Интернет-ресурс. литература Сочинение: что такое счастье?    
51 Справедливость и равенство 1 Комбинированный Понятие справедливости в современной науке. Проблема соотношения понятий: справедливость и равенство. Относительность социальной справедливости. Закон кровной мести. Справедливость и равенство в христианстве. Оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости. Знать основные положения воззрений философов на справедливость и равенство. Давать определение понятий: справедливость, равенство, равноправие. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания.

 

Устный опрос, сообщения, ситуативный практикум. Понятие справедливости и равенства в различные исторические периоды. Учебник, Интернет-ресурс, сообщения История, литература, право. № 16, вопросы, практикум    
52 Религии мира 1 лекция Сущность веры. Религия. Верования древних людей. Религия в современном мире. Религия и наука. Церковь и государство. Давать определения основным терминам и понятиям. Уметь объективно и корректно оценивать религию и ее роль в истории человека и общества Устный опрос.   Интернет ресурс, СМИ, энциклоп. История, литература, право. Что дает религия современному миру?    
53 Проблемы духовной жизни человека и общества. 1 Семинар Моральное поведение, нормы нравственности

Счастье, духовная активность / пассивность, гедонизм, личное, общественное.

Знать основные представления о сущности культуры и духовной жизни. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания.

 

Ситуативный практикум, выступления на семинаре, тест. Формы морального поведения людей различных национальностей   История, литература, право. Приготовиться к тесту.

 

 

   
54 Культура и духовная жизнь 1 Комбинированный Культура как область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъективности. Знать различные подходы к понятию культура и духовная жизнь. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания.

 

Тест.       Сообщение    
Раздел 5. Внутренний мир и социализация человека. (12 часов) +2 итоговое повторение.              
55 Человеческая психика 1 Комбинированный Понятие психики и ее основные функции. Структура психики. Психические процессы, психические состояния и психические свойства. Объяснять сущность психики как особой формы отражения действительности. Уметь анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека. Комбинированный опрос   Учебник, таблица, схема. Литература психология №17, вопросы, сообщение    
56 Структура человеческой психики 1 Комбинированный Роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека. Сознание как высшая форма психического отражения. Состояния сознания.Сознание и бессознательное. Уметь анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека.

Уметь объяснять структуру человеческой психики.

Сообщение, словарный практикум.   Учебник, таблица, схема. Литература психология №17, вопросы, практикум    
57 Структура психики в зеркале психоанализа 1 Комбинированный З. Фрейд. Фрейдизм. Сюрреализм. Сознание как высшая форма психического отражения. Состояния сознания.Сознание и бессознательное. С. Дали. Знать: Философские и естественно-научные предпосылки психоанализа. Структура психики в зеркале психоанализа. Объяснять основные теории психоанализа. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания Ситуативный практикум, Психология Фрейда, «Я-концепция». Учебник, таблица, схема. Литература психология Составить тест    
58 Элементы человеческой психики и сознания 1 Комбинированный Основные элементы человеческой психики: инстинкты, потребности, привычки, мотивы, рассудок. Знать сущность инстинктов и рефлексов. Разъяснять особенности потребностей человека в жизни. Характеризовать привычки людей, указывать их виды. Комбинированный опрос, Классификация видов челов-ой деятельности. Учебник, схема.   №18, сообщение.    
59 Элементы человеческой психики и сознания 1 Комбинированный Сущность человеческой деятельности. Характеризовать мотивы- побудители действий людей. Давать определение понятий: психика, сознание, инстинкт, рефлекс, человеческие потребности, привычки, мотивы деятельности людей, структура деятельности. Комбинированный опрос,   Учебник, схема. История персоналий. №18, практикум. Проблема 1-3    
60 Влияние общества на личность 1 Комбинированный Социализация и ее сущность. Формирование личности.проблема взаимоотношения подростков. Проблемы общения. Ответственность родителей перед детьми. Принцип партнерства и взаимной ответственности. Объяснять сущность процесса социализации личности. Уметь выявлять проблемы во взаимоотношениях подростков. Объяснять взаимоотношения родителей и детей.  Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. Комбинированный опрос, работы в группах по алгоритму, Проблема отцов и детей, влияние молодежной среды учебник История №19, провести исследоват. работу по группам    
61 Влияние общества на личность 1 Комбинированный Особенности пубертатного возраста. Дети и взрослые – два разных мира. Взгляды ученых и общества на проблему взаимоотношений взрослых и детей. Характеризовать основные проблемы подросткового периода жизни человека. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания.

 

ситуативный практикум. Тест.   Учебник.презентация история № 19. практикум    
62 Проблемы социализации человека 1 Комбинированный Я и мой внутренний мир. Как общество влияет на личность.

 

Разъяснять элементы человеческой психики и сознания. Показывать на конкретных примерах богатство внутреннего мира человека. Показывать на конкретных примерах различные аспекты взаимовлияния общества и личности. Фронтальный опрос,   Учебник презентация История, право. Подг-ть материал по изв. истор. личностям.    
 63 Проблемы социализации человека 1 Семинар Роль личности в историческом процессе. Уметь анализировать деятельность выдающихся личностей в истории человечества с точки зрения их влияния на исторический процесс. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. релаксация по исследовательским работам.

Ситуативный практикум.

Аристотель и его работа.

 

 

 

Учебник, энциклопедии, СМИ. История, право. Повторить главу 5    
64 Актуальные проблемы современного общества 1 Комбинированный Социальная жизнь и проблемы ее познания.

Глобализация человеческого общества. Модернизация и проблема прогресса и регресса в обществе.

Находить в литературе ответы на важнейшие вопросы современности. Оценивать различные точки зрения, концепции решения социальных проблем современности. Объяснять проблемы глобализации человеческого общества. Комбинированный опрос   Учебник. СМИ история Повторить главу 5    
65 Актуальные проблемы современного общества 1 Комбинированный Политическая и социальная жизнь.  Перспективы. Проблема прогнозирования. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. Комбинированный опрос   Учебник. СМИ история Подготовить презентации    
66 Актуальные проблемы современного общества 1 Деловая игра Политическая и социальная жизнь в Оренбургском регионе. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. Выступления, участие в групповой работе.   Учебник, СМИ, презентации история Подготовиться к сочинению.    
67-68 Подготовка к ЕГЭ. 2   Материал курса «Обществознание». Основные понятия. решение познавательных и практических задач. Умение применять знания при выполнении тестовых заданий. Сочинение по заранее данным темам.   Тестовые задания      

Приложение № 2

 Положение о системе оценивания в предмете

Для того чтобы оценка соответствовала поставленным принципам, используется несколько вариантов оценивания:

  • рейтинговая оценка (учащиеся  набирают рейтинговые баллы за ответы, ведение тетради, активность на уроке, которые суммируются и дают определенное место, среди всех учащихся);
  • словесные оценки, которые особо выделяю тех учащихся, которые отвечающих на нестандартные вопросы, требующие сообразительности или эрудиции;
  • зачетная система (текущее оценивание не проводится,  а окончание темы, раздела заканчивается всесторонним опросом);

При оценивании учащихся, следует обращать  внимание на следующие моменты:

  • умение находить нужную информацию, различать виды информации, связывать информацию с целью поиска, суммировать информацию;
  • умение подбирать факты, полученные в процессе изучения (поставить цель, задать вопрос);
  • умение оценивать информацию (различать факты и вымысел, факты и мнения, сравнивать информацию, поступившую из нескольких источников);
  • умение делать выводы (обобщение фактов, оценивание последовательности), умение сделать приблизительное заключение на основе фактов.
  • умение передать информацию (точная творческая передача информации, с помощью устной и письменной речи);
  • умение интерпретировать источники информации (ориентироваться по карте, находить нужное место, сравнивать карты и делать выводы);
  • умение выстраивать хронологический порядок вещей, связывать прошлое и будущее, находить различия в периодах времени;
  • умение решать проблемы (распознавать, определять проблемы, собирать факты, относящиеся к проблеме).

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.