Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

(уровень преподавания: базовый)

  1. Пояснительная записка

2.1 Перечень нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. N1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на учебный год».
  • Устав общеобразовательного учреждения
  • Образовательная программа школы.
  • Положение «О рабочей программе педагога».
  • Учебный план на учебный год

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Программа:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 8 — 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2008  Допущено Министерством образования РФ.

Учебник:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса. Допущено Министерством образования РФ. ООО ТИД «Русское слово»

Рабочая тетрадь:

  1. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 8 класс». М.: «Русское слово», 2009

Пособия:

  1. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 8 класс.
  2. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 8 класс
  3. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 8 класс (к учебникам А.И.Кравченко)

2.2 Ведущие целевые установки в предмете «Обществознание»

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Рабочая программа, являясь нормативно-управленческим документом, конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта по обществознанию с учётом уровня подготовки обучающихся, методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса.

В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.

2.3. Цели обучения:

Воспитание у будущих граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование будущего гражданина с активной жизненной позицией, патриотизма, уважения к другим народам; толерантности и культуры мира, приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям, развитие умения анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые для человека знания об обществе и общественных отношениях, применять полученные знания в своей практической жизни, делать ответственный выбор. Также представляется необходимым создание необходимых условий для адаптации подрастающего поколения в обществе, облегчение процесса социализации индивида, его приобщение к существующим общественным ценностям.

2.4. Конкретизация целей обучения

Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:

  1. уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, участвовать в проектной деятельности;
  2. владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования;
  3. навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
  4. развитие навыков поиска нужной информации из различных источников, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
  5. уметь развернуто обосновать суждения, дать определения, приводить доказательства;
  6. владение основными навыками публичных выступлений;
  7. владение навыками организации и участия в коллективной деятельности, конструктивного восприятия иных мнений и идей;
  8. уметь определять собственное отношение к явлениям современной жизни;
  9. уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

—  предметно-ориентированные:

  1. освоение знаний о важнейших событиях, процессах развития общества
  2. умение работать с различными источниками информации;
  3. применение знаний и представлений о сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов.

2.5. Задачи изучения учебного предмета «Обществознание» 8 класс

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

— создание системы знаний о различных областях общественной жизни (духовной, социальной, экономической, политико-правовой);

— принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения);

— изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира;

— создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе (создание в практике повседневной школьной жизни демократического уклада и формирование правового пространства школы, развитие проектной деятельности учащихся);

— преодоление раздробленности и узкой специализации учебных курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием.

2.6. Общая характеристика учебного предмета

Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность его изучения обусловливают интегративный характер обществознание.

Построение основных тем курса по обществознанию может быть как модульно – линейным, так и интегративно — концентрическим. В соответствии с программой линии УМК в 8 классах курс «Обществознание» строится по модульно – линейному принципу – основной акцент делается на относительно завершенных и структурированных совокупностях единиц содержания, изучаемых последовательно.

Особенностью данной программы является акцентирование воспитательной и развивающей составляющей курса «Обществознание» на всех ступенях обучения путем усиления психологического и этического аспекта рассматриваемых проблем человека и общества, проблемного подхода к изучению материала.

На каждой из ступеней обучения реализуются меж предметные связи — текущие (с предметами «История», «Биология», «ИЗО», «ОБЖ», «Литература», «География», «Мировая художественная культура»).

2.7. Общая характеристика учебного процесса.

В 8 классе происходит более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. Знания и представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса по обществознанию, должны способствовать освоению старшими подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей в пределах их дееспособности. Подвести выпускников основной школы к лучшему пониманию возросших возможностей, перспектив, международной роли России.

2.8. Обоснование выбора УМК «Обществознание» на основе описания

учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых им.

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы, но, учитывая современные требования к подготовке учащихся, дополнен учебниками  «Обществознание» Боголюбова Л., учебниками для ВУЗов, правовой литературой.

Интегрированный курс обществознания позволяет преодолеть распад системы меж предметных и межкурсовых связей, нарушение связи между учебной и воспитательной работой.

2.9. Место учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном образовательном плане на изучение обществознания отводится 1 час в неделю, всего – 35 часов (35 недель по 1 часу).

2.10. Результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

Личностными результатами учащихся, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания учащихся проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по обществознанию являются в сфере:

Познавательной

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

Ценностно-мотивационной

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

Трудовой

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

Эстетической

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

Коммуникативной

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  1. Содержание учебного предмета

Введение (1 ч). Обществознание: задачи и особенности курса.

Раздел I. Общество и человек (10 ч)

Тема 2.Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представления о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.

Тема 3. Взаимосвязь природы и общества

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Тема 4-5. Типология обществ

До письменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов, возникновение государства.

До индустриальные, индустриальные и постиндустриальные  общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства,  культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.

Тема 6. Социальный прогресс и развитие общества

Социальный  прогресс и ускорение истории. Цена и последствие ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Тема 7. Личность и социальная среда

Прирожденные и приобретенные качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Тема 8. Потребности человека

Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Тема 9. Социализация и воспитание

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Тема 10. Социально-психологический процесс общения

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Тема 11. Повторение. Человек в обществе и общество в человеке.

Раздел II. Экономическая сфера (10 ч)

Тема 12. Сущность и структура экономики

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Тема 13. Товар и деньги

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги — товар — деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Тема 14. Спрос и предложение

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Тема 15. Рынок, цена и конкуренция

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Тема 16. Предпринимательство

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и  наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».

Тема 17-18. Роль государства в экономике

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источники доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Тема 19. Бюджет государства и семьи

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицит государственного бюджета и ее расширение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Тема 20. Труд, занятость, безработица

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное  регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Тема 21. Повторение. Становление рыночного общества в России: общее и особенное.

Раздел III. Социальная сфера (12 ч)

Тема 22-23. Социальная структура

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.

Тема 24. Социальная стратификация

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее  выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Темы 25-26. Богатые и бедные

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание  масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» России.

Тема 27-28. Этнос: нации и народности

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.

Тема 29-30. Межнациональные отношения

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современное проявление.

Тема 31. Конфликты в обществе

Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.

Тема 32-33. Семья

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

Тема 34. Урок обобщения. Экономическая сфера.

Тема 35. Урок обобщения. Социальная сфера.

  1. Тематическое планирование
Название раздела, тема Основные вопросы при изучении темы Ключевые компетенции
1 Обществознание: задачи и особенности курса.   (1ч)   Обществознание
Глава 1 «Общество и человек» (10 часов)
2. Что такое общество Понятие общества и его основные признаки. Основные сферы общественной жизни. Мировое сообщество. Выделять характерные признаки общества.

Различать понятия: общество, государство, страна, приводить конкретные примеры, характеризующие явления каждой из сфер общества, объяснять взаимосвязь всех сфер общества.

3. Человек, природа, общество Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека и общества. Взаимоотношения природы и человека. Экологические проблемы. Экологические программы и защита окружающей среды. Научатся определять влияние человека на природу, экологические проблемы окружающей среды.

Получать возможность научиться допускать существование различных точек зрения.

Формулировать своё мнение и позицию.

Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

4-5. Типология общества Понятия: типология обществ, общественно-экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общества. Анализировать характерные черты различных типов обществ, определять типы обществ типы обществ, формационный подход к типологии обществ.

Знать разные подходу к типологии обществ.

6. Социальный прогресс и развитие общества Понятия: цивилизация, теория стадиального развития, теория локальных цивилизаций, менталитет, закон  ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс. Уметь вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение. Анализировать различные цивилизации.

Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР.

Объяснять сущность закона ускорения истории, аргументируя свой ответ конкретными примерами.

7. Личность и социальная среда 1Понятия: человек, индивидуальность, личность; мышление, речь; социализация, жизненный цикл человека, воспитание и его формы. Различать  понимание слов человек, индивидуальность, личность; определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, семьи, друзей на поведение, принятие решений и т.д. Научные представления об уникальности человеческой личности.
8. Потребности человека Понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей. Характеризовать основные виды потребностей, выделяя их существенные признаки.

Объяснить взаимосвязь свободы и ответственности.

9. Социализация и воспитание Понятия: социализация, культурные нормы, воспитание. Понимать противоречия, возникающие в процессе воспитания и по возможности их преодолевать, анализировать свои поступки, поведение взрослых, сверстников.
10. Общение Понятия: общение, речевое и неречевое общение,, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение. Анализировать различные формы общения, иметь элементарные навыки культурно-грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях.

Характеризовать общение; сравнивать виды межличностных отношений.

Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека.

Характеризовать особенности общества, менталитет жителя края.

11 Общество и человек Уникальность человеческой личности. Воспитание и социализация. Проблемы общения и пути их решения. Определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять творческие задания.

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться в нравственном содержании поступков, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

Глава II. «Экономическая сфера» (10 часов)
12. Экономика и её роль в жизни общества.

 

Понятия: экономические отношения, экономика, инфляция, ресурсы, наемный труд, капитал, капиталист, менеджер, предприниматель, потребности, фирма, производство, промышленность, отрасль, предприятие, цех. Определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества, поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере, решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных экономических процессах.
13. Товар и деньги Товар и его свойства. Деньги и их функция, формы. Начальная цена и прибыль в бизнесе. Сравнивать понятия: товар и услуги. Называть функции денег и исторические формы. Характеризовать прибыль.
14. Спрос и предложение Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цена как регулятор спроса и предложения. Пояснять основной закон бизнеса, иллюстрируя ответ конкретными примерами из реальной жизни.

Объяснять связь спроса и предложения.

Называть факторы рыночной экономики.

Сравнивать рыночную экономику с планово-директивной.

Характеризовать рыночную экономику.

15 Рынок, цена, конкуренция Рынок, его формы, эволюция. Основные функции цены. Рынок, конкуренция, монополия Характеризовать рынок, рыночную экономику.

Называть основные функции цены.

Сравнивать понятия конкуренция, монополия, олигополия

16. Предпринимательство Содержание и функции предпринимательства. Предприниматель: экономический статус, поведение, функции. Малый бизнес и его роль в экономике. Фермерское хозяйство Приводить примеры предпринимательской деятельности.

Характеризовать предпринимательскую этику.

Высказывать суждения о роли малого бизнеса.

17. Роль государства в экономике Способы взаимодействия государства на экономику. Типы экономических систем: налоги, их виды, значение налогов Приводить примеры предпринимательской деятельности.

Характеризовать предпринимательскую этику.

Высказывать суждения о роли малого бизнеса

18. Роль государства в экономике Способы взаимодействия государства на экономику. Типы экономических систем: налоги, их виды, значение налогов. Называть способы воздействия государства на экономику.

Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.

19

.

Бюджет государства и семьи Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Дефицит бюджета и социальные программы. Характеризовать социальные программы, бюджет государства, семьи.
20. Труд Труд: сущность, виды труда, значение труда. Рабочая сила и рынок труда. Почему люди теряют работу и что следует знать безработному Называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики.

Объяснять понятия «занятость» и причины безработицы

 

 

 

.

 

Становление рыночного общества Сущность и структура экономики. Рынок в условиях переходного периода. Роль государства в экономике. Труд, занятость, безработица. Определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять творческие задания.
Глава III. «Социальная сфера» (12 часов)
22. Социальная структура Строение общества. Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа. Объяснять сущность социальной структуры.

Характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения.

Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе.

23. Социальная структура Строение общества. Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа. Объяснять сущность социальной структуры.

Характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения.

Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе.

24. Социальная стратификация Социальная стратификация и её критерии. Классы как основа стратификации. Социальная дифференциация. . Характеризовать социальную дифференциацию.

Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации

.
25. Богатые Богатство, источники доходов, образ жизни, критерии богатства. Характеризовать социальные отношения, социальный статус.

Выделять в тексте оценочные суждения об уровне жизни, богатстве и бедности.

Соотносить образ жизни со способом достижения богатства.

Формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами.

26. Бедные Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Характеризовать социальные отношения, социальный статус.

Выделять в тексте оценочные суждения об уровне жизни богатстве и бедности.

Соотносить образ жизни со способом достижения богатства.

Формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами.

27-28. Этнос: нации и народности Этнос. Понятие, признаки. Кровнородственные группы и их разновидности. Племена, народности. Приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействие.

Находить в учебной литературе оценочные суждения о национальных проблемах.

29-30 Межнациональные отношения Национальные отношения: внутренние и межгосударственные. Формирование многонационального государства. Этнические конфликты. Характеризовать межнациональное сотрудничество.

Объяснять причины национальных конфликтов.

31. Конфликты в обществе Конфликт и его составляющие. Классификации конфликтов. Способы решения конфликтов. Называть основные социальные нормы.

Сравнивать пути решения социальных конфликтов.

Классифицировать конфликты.

32-33. Семья Семья как фундамент общества и малая социальная группа. Эволюция семьи. Жизненный цикл. Развод: причины, повод, мотивы, последствия. Характеризовать основные нормы правовых основ брака, семьи как малую группу.

Называть основные нормы этики семейных отношений.

Глава 4.Уроки обобщения. Экономическая и Социальная сфера   (2 ч)
34 Экономическая сфера Повторение пройденного материала. . Определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять творческие задания.
35. Социальная сфера Повторение пройденного материала. Определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять творческие задания.

 

  1. Описание учебно – методического и материального технического обеспечения образовательного процесса:
  2. Кравченко А.И ,Хромова И.С. Обществознание. Программа курса для 8 — 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2006. Допущено Министерством образования РФ.
  3. Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 8 класса. Допущено Министерством образования РФ.
  4. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 8 класс»
  5. Кожин Ю.А. Тесты по обществознанию 8 класс
  6. Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко – Волгоград: Учитель, 2007. – 79с.
  7. Черных Р.М., Кутырова О.В. Тематическое планирование курса «Обществознание» (с региональным компонентом) для 8 — 9 классов общеобразовательных учреждений.
  8. . Гражданский кодекс РФ. Часть 1,2,3,4 Новосибирск. 2010.
  9. . Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. Официальное издание. М. 2010.
  10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 12.11.2012 г.)
  11. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, КноРус. 2011.
  12. www.consultant.ru – правовая система «Консультант Плюс»

Список литературы.

Для учителя.

  1. Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160с.
  2. Бударина А.В. основы предпринимательской деятельности: Книга для учителя/А.В.Бударина, И.Б.Соловьева, А.Ф.Степина – М,:Просвещение, 1998. – 188с.
  3. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Конституция Российской Федерации. – М.: «Мартин», 2005. – 48с.
  4. Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов пед.вузов/под.редЛ.Н.Боголюбова, М.: Владос, 2002. – 304с.
  5. Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. И доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. – 80с.
  6. Пудовина Е.И., Государственные праздники Российской Федерации: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 64с.
  7. Религии мира. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений/Л.Г.Жукова, А.В.Журавский, А.В.Пименов, Н.В.Шабуров. – М,: Дрофа, 1997. – 272с.
  8. Фалькович Т.А., Шупина Т.И., По законам добра: Изучаем Конституцию Российской федерации. М.: 5 за знания, 2006. – 144с.

Для учащихся.

  1. Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
  2. Астахов П.А. Я отдыхаю/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.
  3. Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.
  4. Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
  1. Планируемые результаты изучения программы по обществознанию (8 класс)

В соответствии с ФГОС результаты обучения обществознания, как и другим школьным предметам, условно подразделяются на личностные, мета предметные и предметные.

Личностные результаты

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважению к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
  • Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отраженной в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.

Метапердметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • Владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).

Предметные результаты. Изучение предметной области «Общественно – научные предметы» должны обеспечить:

  • Формирование мировоззренческой, ценностно – смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поли культурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации;
  • Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияние на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
  • Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
  • Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, адаптации в нем, формирование собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

При изучении общественно – научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Предметные результаты изучения «Обществознания» должны отражать:

  • Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
  • Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
  • Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством РФ, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
  • Освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
  • Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.