Рабочая программа по обществознанию 9 класс

 Рабочая программа по обществознанию 9 класс

(уровень преподавания: базовый)

  1. Пояснительная записка

2.1 Перечень нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. N1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на учебный год».
  • Устав общеобразовательного учреждения
  • Образовательная программа.
  • Положение «О рабочей программе педагога».
  • Учебный план  на учебный год

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Программа:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 8 — 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2013 Допущено Министерством образования РФ.

Учебник:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 9 класса. Допущено Министерством образования РФ. ООО ТИД «Русское слово»

Рабочая тетрадь:

  1. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 9 класс». М.: «Русское слово», 2009

Пособия:

  1. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 9 класс.
  2. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 9 класс
  3. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 9 класс (к учебникам А.И.Кравченко)

2.2 Ведущие целевые установки в предмете «Обществознание»

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Рабочая программа, являясь нормативно-управленческим документом, конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта по обществознанию с учётом уровня подготовки обучающихся, методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса.

В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.

2.3. Цели обучения:

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников, а так же наиболее разносторонней подготовке к ЕГЭ.

2.4. Конкретизация целей обучения

Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении девятиклассников:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  • на использование элементов причинно-следственного анализа;
  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

2.5. Задачи изучения учебного предмета «Обществознание» 9 класс

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

2.6. Общая характеристика учебного предмета

Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность его изучения обусловливают интегративный характер обществознание.

Построение основных тем курса по обществознанию может быть как модульно – линейным, так и интегративно — концентрическим. В соответствии с программой линии УМК в 8 классах курс «Обществознание» строится по модульно – линейному принципу – основной акцент делается на относительно завершенных и структурированных совокупностях единиц содержания, изучаемых последовательно.

Особенностью данной программы является акцентирование воспитательной и развивающей составляющей курса «Обществознание» на всех ступенях обучения путем усиления психологического и этического аспекта рассматриваемых проблем человека и общества, проблемного подхода к изучению материала.

На каждой из ступеней обучения реализуются межпредметные связи — текущие (с предметами «История», «География», «Мировая художественная культура»).

2.7. Общая характеристика учебного процесса.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

 

2.8. Обоснование выбора УМК «Обществознание» на основе описания

учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых им.

Для реализации поставленных целей и задач выбранучебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы, но, учитывая современные требования к подготовке учащихся, дополнен учебниками  «Обществознание» Боголюбова Л., учебниками для ВУЗов, правовой литературой.

Интегрированный курс обществознания позволяет преодолеть распад системы межпредметных и межкурсовых связей, нарушение связи между учебной и воспитательной работой.

2.9. Место учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном образовательном плане на изучение обществознания отводится 1 час в неделю, всего – 34 ч

2.9. Результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

Курс 9 класса является продолжением курса «Обществознание», который учащиеся изучали в 8 кл. При разработке содержания и основ методики курса для семиклассников учитывались не только особенности психологии подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 8 классе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся

Объяснить значение понятий.

Называть сферы общества, характеризовать ступени развития

— общества; знать состав и проблемы современного общества, взаимосвязь человека общества и природы

Знать роль экономики в жизни общества. Характеризовать условия и правила организации бизнеса. Характеризовать возможные способы организации экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для подростков трудиться выявлять общее и различное в трудовом воспитании детей в разные эпохи. Объяснять смысл основных понятий. Объяснение отношений к труду, в современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять смысл пословиц о труде

Объяснить смысл и знание понятий. Знать социальную структуру общества. Объяснять роль семьи для человека и для общества, как государство заботится о семье, какие правила и нормы регулируют поведение человека в обществе

Называть науки по их классификации. Объяснить значение понятий. Объяснить значение образования в жизни людей. Объяснить роль морали в жизни общества, поговорки о добре и зле. Уметь объяснять понятия идеал, идеалист. Конфликт ценностей

Реализация рабочей программы  способствует:

— развитию личности в ранней юности, ее духовно- нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,  способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению  социальных и гуманитарных дисциплин;

— воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и  демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

— Освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании  общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения  социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы  среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

— овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать , систематизировать научные данные;

— осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

— формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми  разных национальностей и вероисповеданий; в семейно- бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовым способам и средствами защите правопорядка в обществе.

  1. Тематическое планирование
Тема урока Формируемые компетенции
Политическаясистема.

Власть

Уметь называть науки, изучающие политическую систему, ее особенности; уметь составлять план по теме
Государство Знать причины зарождения государства, его функции (уметь их анализировать), основные признаки государства, виды монополии государства; продолжить формировать умение составлять конспект, выделять главное
Национально-государственное устройство Знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения; называть формы национально-государственного устройства; объяснять процесс создания централизованных государств
Формы правления Знать термин «демократия»; сравнивать и характеризовать формы правления; разъяснять сущность демократической формы правления; уметь анализировать политическую систему государства; выделять общее и главное
Политические режимы Уметь сравнивать политические режимы; выявлять сходство и различия; называть существенные признаки политических режимов; уметь объяснять существенные особенности политических режимов
Гражданское общество и правовое государство Объяснять сущность явлений, процессов; уметь формулировать и отстаивать свою точку зрения, позицию; характеризовать гражданское общество, правовое государство.
Голосование,выборы,референдум Уметь объяснить особенности форм участия граждан в политической жизни страны; высказывать собственное суждение о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и области; давать оценку участия граждан в политической жизни страны
Политические партии и движения. Уметь характеризовать политические партии; указывать свойственные им значимые признаки; уметь сопоставлять и анализировать материал
Урок обобщения. Политическая сфера. Уметь давать характеристику роли политики в жизни общества; характеризовать государство; высказывать свое отношение к достижениям и проблемам процесса модернизации России
Право, его роль в жизни общества и государства. Анализировать социальные нормы
Повторительно-обобщающий Систематизировать знания по теме.
Человек и его права. Право, его сущность и особенности Объяснить учащимся, что такое право, признаки и функции права, рассмотреть какие признаки лежать в основе российского права; уяснить, что не бывать прав без обязанностей; научить приводить примеры различных правовых норм; развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения
Закон и власть Объяснить как взаимосвязаны закон и власть; научить приводить конкретные примеры; развивать умение ориентироваться в потокеразнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения
Конституция -основной закон страны Объяснить,  что  такое конституция, и какова  ее  роль в жизни общества; рассмотреть основные  права  и  обязанности граждан России, зафиксированные  в Конституции РФ
Итоговое занятие по теме:

Конституция и право.

Систематизация знаний по теме.
Право и имущественные отношения Объяснить, что регулирует гражданскоеправо; кто может стать   участником имущественных отношений, что  необходимо знать, заключая договор; рассмотреть различные виды договоров; продолжить воспитание гражданственности, патриотизма,  уважения к закону и к социальным и правовым нормам
Труд и право Готовить учащихся к принятию на себя ответственности  за совершаемые действия; развивать и совершенствовать у учащихся навыки работы с книгой,  учебником, юридической литературой.
Семейное право.

Правовые основы брака и семьи

Охарактеризовать особенности семейной отрасли права; приводить примеры правового регулирования семейных отношений; называть основные нормы  этики  семейных отношений; характеризовать семью как малую группу; характеризовать основные нормы правовых основ брака
Правонарушения  и виды юридической ответственности Знать, что собой представляют проступки и преступления, совершаемые людьми; уметь: анализировать составпреступленияо определять, является ли содеянное преступлением; знать, что такое преступление и какие виды преступлений существуют; давать оценку изученным правовым преступлениям
Правовая  и социальная защитанесовершенно летних в РФ Формировать умение называть основные документы по защите прав детства; характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка; продолжить формировать навыки самостоятельной работы с документами
Местноесамоуправление продолжить формировать навыки самостоятельной работы с документами; называть формы местного самоуправления; приводить примеры участия граждан в работе органов местного самоуправления; учиться сравнивать, и сопоставлять федеральное и региональное законодательства
Человек и его права Формировать умение обобщать, и систематизировать изученный материал по теме; вести дискуссию, отстаивать свою позицию; уметь реализовать имеющиеся права и защищать свои интересы
Международное

гуманитарное право

Знать основные источники и положения международного гуманитарного права; характеризовать существенные особенности международного гуманитарного права, го отличие от других отраслей права
Контрольная работа Формировать умение обобщать, и систематизировать изученный материал по теме.
Духовная

сфера.

Характеризовать духовную жизнь человека и общества; разъяснять                                  сущность
Культура. понимания культуры у различных народов; повторить правила этикета
Культурные нормы Знать культурные нормы и чем они определяются; воспитывать умение анализировать привычки и манеры людей, знать их отличительные особенности от традиций и обычаев; разъяснить понимание морали общества
Формы культуры Сформировать умение определять сущность основных форм культуры и ее разновидности; знать особенности молодежной субкультуры; уметь анализировать формы культуры
Религия Сформировать представление у учащихся о фетишизме, мифологии и их проявлениях в истории человечества; называть и уметь характеризовать мировые религии; знать некоторые особенности мировых религий; уметь приводить примеры морального выбора
искусство Сформировать представление об искусстве и о том как соотносится искусство с художественной культурой; пояснить, что является субъектом художественной культуры; формировать умение анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают
Образование Разъяснить эволюцию системы образования, особенности правового статуса ученика современной школы. Система образования РФ: школа, устав школы, юридический статус ребёнка. Из истории российского образования.
Наука Роль науки в жизни общества. Учреждения науки: институты, университеты, академии.
Личность и мораль. Социальные ценности и нормы

Понятия и термины: личность, ценность,

 

Итоговые уроки по курсу Сферы общества.

 

  1. Описание учебно – методического и материального технического обеспечения образовательного процесса:
  2. Кравченко А.И ,Хромова И.С. Обществознание. Программа курса для 8 — 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2006. Допущено Министерством образования РФ.
  3. Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса. Допущено Министерством образования РФ.
  4. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 9 класс»
  5. Кожин Ю.А. Тесты по обществознанию 9 класс
  6. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко – Волгоград: Учитель, 2007. – 79с.
  7. Черных Р.М., Кутырова О.В. Тематическое планирование курса «Обществознание» (с региональным компонентом) для 8 — 9 классов общеобразовательных учреждений.
  8. . Гражданский кодекс РФ. Часть 1,2,3,4 Новосибирск. 2010.
  9. . Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. Официальное издание. М. 2010.
  10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 12.11.2012 г.)
  11. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, КноРус. 2011.
  12. www.consultant.ru – правовая система «Консультант Плюс»

Список литературы.

Для учителя.

  1. Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160с.
  2. Бударина А.В. основы предпринимательской деятельности: Книга для учителя/А.В.Бударина, И.Б.Соловьева, А.Ф.Степина – М,:Просвещение, 1998. – 188с.
  3. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Конституция Российской Федерации. – М.: «Мартин», 2005. – 48с.
  4. Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов пед.вузов/под.редЛ.Н.Боголюбова, М.: Владос, 2002. – 304с.
  5. Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. И доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. – 80с.
  6. Пудовина Е.И., Государственные праздники Российской Федерации: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 64с.
  7. Религии мира. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений/Л.Г.Жукова, А.В.Журавский, А.В.Пименов, Н.В.Шабуров. – М,: Дрофа, 1997. – 272с.
  8. Фалькович Т.А., Шупина Т.И., По законам добра: Изучаем Конституцию Российской федерации. М.: 5 за знания, 2006. – 144с.

Для учащихся.

  1. Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
  2. Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
  3. Астахов П.А. Я и магазин/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
  4. Астахов П.А. Я и дорога/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 128с.
  5. Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2006.
  6. Энциклопедия для детей. Т13. Страны, народы, цивилизации/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.
  7. Энциклопедия для детей. Т6. Религии мира/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.
  8. Энциклопедия для детей. Т12. Россия: физическая и экономическая география/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.
  1. Планируемые результаты изучения программы по обществознанию (9 класс)

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

Познавательной:

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферахи областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельностилюдей;
  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознаниянаук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии,правоведения, этики, социальной психологии и философии; умениеобъяснять с их позиций явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательноговыполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределахсвоей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в различныхисточниках; адекватно ее воспринимать, применяя основныеобществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии срешаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственнымизнаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам спозиций одобряемых в современном российском обществе социальныхценностей;

Ценностно-мотивационной

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, местаценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизничеловека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умениеприменять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальныхситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами иправилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,патриотизму и гражданственности;

Трудовой

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельностичеловека; основных требований трудовой этики в современном обществе;

правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

Эстетической

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении сдругими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

Коммуникативной

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности всравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе,умение использовать современные средства связи и коммуникации дляпоиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации,позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;

умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вестидиалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точкузрения;
  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

 Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 9 классе. 34 часа, 1 час- в неделю.

Тема урока Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Виды контроля Планируемые результаты освоения материала Домашнее задание Дата
1 Власть 1 Урок формирования знаний Индивид.

Самостоят.

Рассказ

Индивидуальные задания

Анализировать взаимоотношения людей в политической сфере общества формы проявления влияния в обществе

власть и ее виды Власть, оппозиция, иерархия, авторитет, разделение властей, сила, формы влияния одних лиц на других

§1  
2 Государство 1 Урок формирования знаний Коллективная

Рассказ

Развернутый ответ Анализировать монополии государства, оперировать понятиями и терминами государство как элемент политической системы общества, основные признаки государства, функции государства, теории происхождения государств. Политическая система, государство, суверенитет, функции государства, основные признаки государства §2  
3 Национально-государственное устройство 1 Урок формирования и совершенствования знаний Групповая самостоят. Таблица

Словарный диктант

Объяснять процесс создания централизованного государства, пояснять причины и особенности распада национальных государств; анализировать государства с точки зрения формы правления; анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности основные тенденции национальных взаимоотношений в мирецентрализованное государство

−        распад национальных государств

−        основные признаки демократии

Объединение и отделение наций, сепаратизм, централизованное государство, национальное государство

§3  
4 Формы правления 1 Комбинированный урок Фронтальная

Самостоят.

Презентация групп новой работы −        анализировать государства с точки зрения формы правления; анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности основные признаки демократии

−        монархическая форма правления

−        республиканская форма правления

−        демократические режимы

недемократические режимы

§4,  
5 Формы правления 1 Комбинированный урок Фронтальная

Самостоят.

Презентация групп новой работы Форма правления и ее виды, Монархия, аристократия, демократия, олигархия, охлократия, импичмент §4,  
6 Политические режимы и их типы 1 Комбинированный урок Фронтальная

Самостоят.

Презентация групп новой работы Политические режимы и их типы, авторитаризм, парламентский режим, диктатура §5  
7 Гражданское общество и правовое государство 1 Урок совершенствования знаний умений и навыков Коллективная

Беседа

Опрос

 

−        Анализировать взаимоотношения государства и общества гражданское общество

−        гражданин и гражданство

правовое государство и его основные признаки Гражданское общество, правовое государство и его признаки, гражданство, тоталитаризм

§6  
8 Голосование, выборы, референдум 1 Комбинированный урок Самостоят.

Индивид.

Таблица Тест

Защита проектов

Элементарные умения грамотного поведения в политической сфере общества, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения основные формы участия граждан в политической жизни страны, опасность политического экстремизма, голосование, референдум в общественной жизни. Основные формы участия граждан в политической жизни, сущность активного и пассивного избирательного права §7  
9 Политические партии и движения 1 Комбинированный урок Индивид.

Самостоят.

Опрос Анализ любых политических партий и определение их по классификации политическая партия и ее основные признаки, функции политических партий, основные подходы к классификации партий. Партия, многопартийность, политическая программа, классификация партий §8  
10 Контрольно-обобщающее занятие по теме «Политическая сфера» 1 Урок обобщения и систематизация знаний Самостоят.

Индивид.

Таблица Тест

Защита проектов

Закрепить полученный уровень умений и навыков Практическое занятие с разными формами работы Систематизация знаний по теме «Политическая сфера» Повторить изученный курс  
11 Право, его роль в жизни общества и государства   Урок формирования знаний Фронтальная

Лекция

Обмен мнениями по теме «Роль права» −        Анализировать социальные нормы и определять необходимость их соблюдения, определять, нормами каких отраслей права регулируются определенные жизненные ситуации социальные нормы и их видовое многообразие; право и правовая норма, система права. Право, источник права, правовые нормы, отрасли права, система права, юридическая ответственность, правосознание, правовая культура; понятие прав, свобод и обязанностей § 8 повторит  
12 Право, его роль в жизни общества и государства 1 Урок формирования знаний Фронтальная

Лекция

Обмен мнениями по теме «Роль права» −        Анализировать социальные нормы и определять необходимость их соблюдения, определять, нормами каких отраслей права регулируются определенные жизненные ситуации социальные нормы и их видовое многообразие; право и правовая норма, система права. Право, источник права, правовые нормы, отрасли права, система права, юридическая ответственность, правосознание, правовая культура; понятие прав, свобод и обязанностей § 8 повторит  
13 Закон и власть 1 Урок совершенствования знаний умений и навыков Групповая самостоят. Таблица

Словарный диктант Презентация групп новой работы

−        Различия между местным самоуправлением и государственным управлением; объяснять пользу местного самоуправления для общества понятие «местное самоуправление»

−        история местного самоуправления

−        функции местного самоуправления понятие «местное самоуправление», развитие местного самоуправления в России, функции местного самоуправления

§9  
14 Конституция – основной закон государства 1 Урок формирования знаний Самостоят.

Беседа

 

Опрос −        Раскрывать взаимоотношения органов государственной власти и граждан, работать с документами, извлекать структура Конституции

−        основы Конституционного строя РФ

−        федеративное устройство РФ

органы государственной власти РФ Структура и особенности Основного закона страны, правоохранительные органы, судебная система, функции органов государственной власти

§11  
15 Права и свободы человека и гражданина в России 1 Урок формирования и совершенствования знаний Коллективная

Лекция

Развернутый ответ −        Разъяснять сущность правового статуса личности, объяснять, как реализуются их права и обязанности в конкретных жизненных ситуациях, работать с документами правовой статус гражданина

−        права и свободы человека и гражданина, их гарантии

−        конституционные обязанности гражданина правовой статус гражданина РФ, механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

§ 11 повторить  
16 Право и имущественные отношения 1 Урок формирования и совершенствования знаний Индивид.

Самостоят.

Таблица

Словарный диктант

−        Элементарные умения правового поведения в гражданских правоотношениях, защите своих интересов гражданское право

−        право собственности

−        сделки и договора

−        правоспособность и дееспособность лица

защита имущественных прав

Особенности гражданского законодательства РФ, формы собственности

Иск, правоспособность, дееспособность, сделка, договор, гражданские правоотношения

§ 12  
17 Потребитель и его права 1 Урок совершенствования знаний умений и навыков Самостоят.Индивид. Презентация групп новой работы Элементарные умения защиты своих прав в этой области потребитель и его основные права защита прав потребителя Правовой статус потребителя, потребитель, изготовитель, услуги, закон о защите прав потребителя §13  
18 Труд и право 1 Комбинированный урок Коллективная

Лекция

 

Опрос

Таблица Тест

Защита проектов

−        Анализировать трудовые отношения, решать трудовые споры трудовое право

−        трудовой контракт

−        условия расторжения трудовых отношений

−        рабочее время и время отдыха

трудоустройство несовершеннолетних

Особенности трудовых правоотношений,

Трудовое право, трудовой договор (контракт), сверхурочная работа

§14  
19 Семья и право. Права ребенка 1 Урок формирования знаний Групповая самостоят. Опрос −        Уметь реализовывать и защищать свои права, оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права правовое регулирование семейных отношений

−        права и обязанности родителей и детей

права ребенка и их защита

Основные права детей в нашей стране, семейное право, супруги, их права и обязанности, особенности правового статуса несовершеннолетних

Брак, семья, брачный контракт, Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка

§15  
20 Правоотношения 1 Урок формирования знаний Урок-лекция Опрос −        Характеризовать виды административных взысканий понятие правоотношений

−        признаки и виды правонарушений Признаки правоотношений, структура правоотношений

§15 повторить  
21 Юридическая ответственность 1 Урок формирования и совершенствования знаний Лекция

Самостоят.

Развернутый ответ Различать виды юридической ответственности, правоспособность и дееспособность основные виды юридической ответственности

административные правоотношения, правонарушения и наказания юридический факт, события и действия,

Выучить записи в тетради  
22 Отклоняющееся поведение 1 Урок формирования и совершенствования знаний Коллективная

Лекция

Таблица

Словарный диктант

−        Определять социальную значимость здорового образа жизни. Понимать опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества типы девиантного поведения

−        деликвентное

конформистское поведение

§16  
23 Уголовное право 1 Урок формирования и совершенствования знаний Фронтальная

Лекция

Обмен мнениями по теме «Роль экономики» −        Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением основные понятия и институты уголовного права

−        преступление и его состав

уголовная ответственность несовершеннолетних Преступление, проступок, вина, и ее формы, состав преступления, деяния, ответственность и ее виды, презумпция невиновности, наказание

§ 16 повторить  
24 Контрольно-обобщающий урок «Человек и его права» 1 Урок обобщения и систематизации знаний Самостоят.

Беседа

 

Опрос Закрепить умения и навыки Систематизация знаний по изученным проблемам Практическое занятие с разными формами работы Повторить изученный курс  
25 Что такое культура? 1 Урок формирования знаний Индивид.

Самостоя.

Таблица

Словарный диктант

−        Анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия Знакомство с понятием культура

−        Культурный комплекс

Культурное наследие и проблема отношения к нему в современном обществе Материальная и духовная культура, артефакты, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии, элементы культуры

§17  
26 Культурные нормы 1 Урок формирования знаний Самостоят.Индивид. Презентация групп новой работы −        Анализировать культурные нормы, объяснять назначение тех или иных санкций в обществе Культурные нормы и чем они определяются

−        Привычки и их роль в жизни человека

−        Манеры как внешние формы поведения людей

−        Обычаи и традиции

Санкции в обществе Обычаи, традиции, обряды, ритуалы, церемонии, мода, мораль, привычка

§18  
27 Формы культуры 1 Урок формирования и совершенствования знаний Коллективная

Лекция

 

Опрос

Таблица Тест

Защита проектов

−        Анализировать формы культуры, контркультуру Элитарная культура

−        Народная культура и ее особенности

−        Массовая культура

−        Субкультура; молодежная культура

Контркультура Основные формы культуры: элитарная, массовая, народная; субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура

§19  
28 Религия 1 Комбинированный урок Групповая самостоят. Опрос −        Выявлять общие черты мировых религий, определять, какие пережитки архаичных религий существуют в современной жизни Религия в жизни общества

−        Архаичные религии

Мировые религии Религия, верования, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии

§20  
29 Искусство 1 Урок формирования знаний Урок-лекция Опрос Анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми оно обладает Искусство в жизни общества

−        Субъекты художественной культуры

Произведение искусства Искусство и его виды, функции художественной культуры

§21  
30 Образование 1 Комбинированный урок Лекция

Самостоят.

Развернутый ответ Разъяснять эволюцию системы образования, особенности правового статуса ученика современной школы Система образования РФ,РТ, школа, Устав школы, юридический статус ребенка

−        Системы образования в истории Образование как институт общества

−        Из истории российского образования

Образование в современной России

§22  
31 Наука 1 Урок формирования знаний Коллективная

Лекция

Таблица

Словарный диктант

−        Осознанно выбирать высшую школу для продолжения учебы Роль науки в жизни общества

Учреждения науки: институты, университеты, академии

Академия, университет, НИИ, наука и ее функции.

§23  
32 Личность

Мораль

1 Урок формирования и совершенствования знаний Фронтальная

Лекция

Самостоят.

Беседа

 

Обмен мнениями по теме «Личность и ответственность» −        Осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности Свобода и ответственность

−        Социальные ценности и нормы

Понятия и термины: личность, ценность,

−        Осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности Мораль

−        Патриотизм и гражданственность

Творческие задания  
33 Контрольно-обобщающий урокПолитическаясфера 1  Урок обобщения Самост    

т

   
34 Контрольно-обобщающий урок. «Духовная сфера» 1 Урок обобщения Самостоят. Опрос

Тест

 

Закрепить умения и навыки Систематизация знаний по изученным проблемам Практическое занятие с разными формами работы Повторить изученный курс  

 

 

Положение о системе оценивания в предмете

Для того чтобы оценка соответствовала поставленным принципам, используется несколько вариантов оценивания:

  • рейтинговая оценка (учащиеся  набирают рейтинговые баллы за ответы, ведение тетради, активность на уроке, которые суммируются и дают определенное место, среди всех учащихся);
  • словесные оценки, которые особо выделяю тех учащихся, которые отвечающих на нестандартные вопросы, требующие сообразительности или эрудиции;
  • зачетная система (текущее оценивание не проводится,  а окончание темы, раздела заканчивается всесторонним опросом);

При оценивании учащихся, следует обращать  внимание на следующие моменты:

  • умение находить нужную информацию, различать виды информации, связывать информацию с целью поиска, суммировать информацию;
  • умение подбирать факты, полученные в процессе изучения (поставить цель, задать вопрос);
  • умение оценивать информацию (различать факты и вымысел, факты и мнения, сравнивать информацию, поступившую из нескольких источников);
  • умение делать выводы (обобщение фактов, оценивание последовательности), умение сделать приблизительное заключение на основе фактов.
  • умение передать информацию (точная творческая передача информации, с помощью устной и письменной речи);
  • умение интерпретировать источники информации (ориентироваться по карте, находить нужное место, сравнивать карты и делать выводы);
  • умение выстраивать хронологический порядок вещей, связывать прошлое и будущее, находить различия в периодах времени;
  • умение решать проблемы (распознавать, определять проблемы, собирать факты, относящиеся к проблеме).

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

  1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
  2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
  3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опытане в контексте задания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.