Рабочая программа по обществознанию 10 класс

 Рабочая программа по обществознанию 10 класс

(уровень преподавания: базовый)

  1. Пояснительная записка

2.1 Перечень нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования Оренбургской области от 19.07.2013 № 01-21/1061 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. N1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на учебный год».
  • Устав общеобразовательного учреждения
  • Образовательная программа школы
  • Положение «О рабочей программе педагога».
  • Учебный план на учебный год

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Программа:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2012 Допущено Министерством образования РФ.

Учебник:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса. Допущено Министерством образования РФ. ООО ТИД «Русское слово»

Рабочая тетрадь:

  1. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 10 класс». М.: «Русское слово», 2009

Пособия:

  1. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 10 класс.
  2. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 10 класс
  3. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 10 класс (к учебникам А.И.Кравченко)

2.2 Ведущие целевые установки в предмете «Обществознание»

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Рабочая программа, являясь нормативно-управленческим документом, конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта по обществознанию с учётом уровня подготовки обучающихся, методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса.

В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.

2.3. Цели обучения:

Цели обществоведческого образования в полной средней школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в полной средней школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников, а так же наиболее разносторонней подготовке к ЕГЭ.

2.4. Конкретизация целей обучения

Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении десятиклассников:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, график, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

— работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

— участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если…»);

— формулирование полученных результатов;

— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации,создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

— владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

2.5. Задачи изучения учебного предмета «Обществознание» 10 класс

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

2.6. Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний , в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой намежпредметные связи с курсами  «Истории», «Географии», «Мировой художественной культуры».

2.7. Общая характеристика учебного процесса.

В отличие от курсов обществознания для 8-9 классов, где основной упор делается на знакомство с азами научного знания о человеке и обществе, курс 10-11 класса нацелен на более углубленное и серьезное познание основ конкретных наук – права, экономики, психологии, философии, социологии, политологии, культурологи, этики.

В 10 классе рассматривается эволюционный базис человечества, цивилизация и культура. Особое внимание уделено обществу, рассматриваются вопросы системного строения общества, социальный контроль и прогресс. Рассматриваются основы социализации, социальной стратификации и мобильности, а также вопросы развития личности и ее духовной сферы.

2.8. Обоснование выбора УМК «Обществознание» на основе описания

учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых им.

Для реализации поставленных целей и задач выбранучебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы, но, учитывая современные требования к подготовке учащихся, дополнен учебниками  «Обществознание» Боголюбова Л., учебниками для ВУЗов, правовой литературой.

Интегрированный курс обществознания позволяет преодолеть распад системы межпредметных и межкурсовых связей, нарушение связи между учебной и воспитательной работой.

2.9. Место учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном образовательном плане на изучение обществознания отводится 70часов для обязательного изучения предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе из расчета 2 учебных часа в неделю, всего – 70 часов (70 недель по 2 часу).

2.10. Результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать:

— биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

— тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

— необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

— особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

— характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

— анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

— объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

— раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

— осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

— оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

— формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

— подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

— применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

— совершенствования собственной познавательной деятельности;

— критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления  самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

— решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

— ориентировки в актуальных общественных событиях, определение личной гражданской позиции;

— предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

— оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

— реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

— осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

  1. Содержание учебного предмета

Тема 1.Введение (1 час). Обществознание: задачи и особенности курса.

Раздел 1.Человек как творец и творение культуры (6 часов)

Тема 2.  Познание окружающего мира. (1ч)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Тема 3-4.Истина и её критерии.(2ч)

Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование образа «я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия. Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Научное познание, методы научных исследований. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

Тема 5-6.  История воззрений на общество. (2ч)

Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационно) общество. Многовариантность общественного развития. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Феномен «второй природы». Искусство.

Тема 7.  Человек как творец и творение культуры. (1ч). Урок повторения и обобщения.

Общественная значимость и личный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Раздел 2. Общество как сложная динамическая система. (12часов).

Тема 8.  Строение общества.(1ч)

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах процессах.

Тема 9-10.Цивилизация и общество. (2ч)

Многовариантность  общественного развития. Общественный прогресс и его противоречивость. Цивилизация и формации. Основные этапы эволюции цивилизации. Теория стадиального развития цивилизаций.

Тема 11-12.Современное общество. (2ч)

   Характерные черты современного мира. Индустриальное общество, постиндустриальное общество. Закон ускорения общества. Гражданское общество,  урбанизация.

Тема 13. Модернизация. (1ч)

Основные подходы к пониманию модернизации. Органическая и неорганическая модернизация. Современные оценки модернизационых процессов.

Тема 14-15. Глобализация. (1ч)

Национальные единицы различногомасштаба, глобальные процессы, СМИ, глобализация.

Тема 16. Мировая система. (1ч)

Мировая система и её составляющее, ядро, перифирия, полуперифирия, современные военные конфликты, общество перед лицом угроз и вызовов 21 века.

Тема 17-18. Основные проблемы и тенденции развития современного общества. (2ч).

Сравнительная характеристика доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ: общие и отличительные черты. Россия как феномен современного общества.

Тема 19. Общество как сложная динамическая система. Урок повторения и обобщения. (1 час)

Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятия общественного прогресса, его противоречивость.

Раздел 3. Экономика. (30 часов)

Тема 20-21. Рыночное общество. (2ч)

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение, рыночное производство, конкуренция.

Тема 22. Эволюция капитализма. (1ч)

Основные этапы развития капитализма. Современный капитализм и его черты, обмен, торговля, смешанная экономика, торговый капитализм.

Тема 23-24.Переход России к рынку.(2ч)

Особенности перехода России к рынку. Либерализация, приватизация, «шоковая терапия», финансовый кризис.

Тема 25-26. Рыночная экономика в условиях современной России. (2ч)

Закономерности и противоречия рыночного общества. Профессионалы и профессионализм на современном рынке труда.

Тема 27-28. Отношения между трудом и капиталом. (2ч)

Особенности трудовой деятельности людей в доиндустриальном и индустриальном обществе. Взаимоотношения труда и капитала. Квалификация и профессионализм.

Тема 29-30. Рынок труда. (2ч)

Безработица. Специализация труда. Квалификация.

Тема 31-33. Производитель на рынке.(3ч)

Экономика предприятия. ВВП. Законы спроса и предложения. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Фирма. Отрасль, доход, издержки.

Тема 34-35. Предпринимательство и бизнес.

Предпринимательство как институт общества. Малый бизнес и его характеристика. Формы организации бизнеса. Источники финансирования бизнеса.

Тема 36. Менеджмент и маркетинг.

Менеджмент, маркетинг.

Тема37-38. Инфраструктура рыночной экономики. (2ч)

Биржа, брокеры, дилеры, акции, рынок ценных бумаг.

Тема39. Банковская система. (1ч)

Роль центрального банка, финансовая система, виды и причины и последствия инфляции, банковская деятельность.

Тема 40-41. Роль государства в экономике. (2ч)

Бюджет государства. Профицит и дефицит. Способы воздействия государства на экономику.

Тема 42. Налоговая система.(1ч)

Налоговая система. Налоги уплачиваемые предприятием. Прямой и косвенные налоги.

Тема 43-44. Мировая экономика.

Глобальные экономические проблемы.

Тема 45-47. Предпринимательство и бизнес в современной России. (3ч)

Протекционизм в политике государства. Роль государства в экономике общества.

Тема 48-49.Экономика. Урок  повторения и обобщения. (1ч)

Раздел 4. Политика как общественное явление.  (19ч)

Тема 50. Политическая власть. (1ч)

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Политика как общественное явление. Политическая система, её структура и сущность.

Тема 51-52. Сущность и организация государства. (2ч)

Государство как главный элемент политической власти. Признаки и функции государства. Территориальная организация государства. Формы государства.

Тема 53.Местное самоуправление. (1ч)

Сущность и функции местного самоуправления. Из истории местного самоуправления. Земство. Территориальная община.

Тема 54-55. Модели политической  системы. (2ч)

Сущность политической власти. Основные модели политических систем.

Тема 56-57. Политическая  жизнь. (2ч)

Политическая жизнь общества. Политический режим. Типология политических режимов. Политическая деятельность, цели и средства. Выборы в демократическом обществе.

Тема 58-59. Формы управления политической жизнью. (2ч)

Избирательное право и его сущность. Избирательная кампания. Многопартийность.  Политические партии и движения. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Роль СМИ в жизни общества.

Тема 60.Основные общественно политические течения современности. (1ч)

Характеризовать современное общество. Политические течения.

Тема 61.Субъекты политической жизни. (1ч)

Политические группы как субъекты политической жизни. Лобби.

Тема 62. Политическая  элита. (1ч)

Особенности формирования политической элиты в современной России.

Тема 63. Гражданское общество и государство. (1ч)

Проблемы формирования правового  государства и гражданского общества. Гражданские инициативы.

Тема 64. Политический  процесс в России. (1ч)

Политический процесс. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах.

Тема 65-66. Я и политика. Уроки повторения и обобщения. (2ч)

Основные формы участия  граждан в политической жизни страны.

Тема 67-70.  Системы общества. (4ч).

Систематизация и обобщение изученного материала по разделу.

  1. Тематическое планирование
Тема урока Формируемые компетенции
Обществознание: задачи и особенности курса. Знать основные обществоведческие термины. Уметь употреблять их в различных контекстах. Объяснять изученные социальные явления и процессы, приводить примеры.
Познание окружающего мира. Знать, что представляет собой процесс познания и особенности чувственного и рационального познания, основные компоненты теоретического уровня научного исследования. Владеть понятиями по теме.
Истина и её критерии. Объяснить понимание истины в современной науке и её отличие от лжи.
Самопознание. Знать особенности самосознания, его формы. Уметь проводить самоанализ. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
История воззрений на общество. Знать взгляды некоторых учёных на сущность общества и особенности его развития. Уметь разъяснять сущность основных общественных наук.
Человек как творец и творение культуры. Систематизировать знания по теме.
Строение общества. Знать, что такое общество его отличительные признаки. Уметь анализировать структуру общества, показывать взаимосвязь различных сфер общественной жизни. Характеризовать основные социальные институты.
Цивилизация и общество. Знать, что такое цивилизация, какие существуют концепции её понимания. Уметь анализировать основные факторы, определяющие сущность цивилизаций, сопоставляя их с конкретными фактами из истории.
Современное общество. Знать особенности  современного общества и его характерные черты. Уметь объяснять сущность индустриального и постиндустриального общества. Уметь анализировать сообщения СМИ о различных событиях в мире с точки зрения выявления особенностей современного общества.
Модернизация. Разъяснять сущность понятия «модернизация» с точки зрения современной науки. Сравнивать на основе конкретных примеров особенности органической и неорганической модернизации.
Глобализация.

 

Знать, что такое глобализация и какие факторы способствуют этому процессу, уметь характеризовать  глобальные проблемы современности.
Мировая система. Знать, что представляет собой мировая система и его отличительные черты.
Основные проблемы и тенденции развития современного общества. Знать материал по теме, уметь анализировать, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать, работать с дополнительной литературой, использовать полученные знания в практических целях.
Общество как сложная динамическая система. Уметь анализировать и обобщать полученные знания.
Рыночное общество. Знать, что представляет рыночное общество. Уметь анализировать основные черты экономики  и их влияние на развитие человечества.
Эволюция капитализма. Знать основные этапы развития капитализма особенности его современного периода. Уметь сравнивать особенности капиталистических отношений в разных странах.
Переход России к рынку. Знать материал по теме, уметь анализировать, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать, работать с дополнительной литературой, использовать полученные знания в практических целях.
Рыночная экономика в условиях России. Уметь объяснять эволюцию капитализма в России. Знать её особенности.
Отношения между трудом и капиталом. Знать  основные понятия по теме. Уметь разъяснять сущность специализации труда. Особенности взаимоотношений между трудом и капиталом.
Рынок труда. Знать основные направления государственной политики в области занятости.
Производитель на рынке. Знать, что такое производство и что составляет его основу. Уметь характеризовать основные отрасли производства. Характеризовать модели поведения производителя на рынке.
Предпринимательство и бизнес. Знать в чём заключается сущность предпринимательства как социального и экономического института общества. Знать особенности организации малого бизнеса и его роль в экономике страны.
Менеджмент и маркетинг. Знать основные принципы менеджмента и основы маркетинга.
Инфраструктура рыночной экономики.

 

Знать, что включается в понятие « инфраструктура», какова её основа. Уметь характеризовать разные виды рынков.
Банковская система. Дать характеристику банкам и банковской деятельности. Уметь объяснять причины и последствия инфляции.
Роль государства в экономике. Знать, в чём заключается деятельность государства как экономического субъекта. Какие существуют способы воздействия государства на экономику.
Налоговая система. Уметь характеризовать современную систему налогообложения.
Мировая экономика. Знать основы государственной политики в области международной торговли. Уметь характеризовать глобальные экономические проблемы.
Предпринимательство и бизнес в современной России. Знать материал по теме, уметь анализировать доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь работать с дополнительной литературой.
Экономика. Обобщение и контроль Систематизировать знания по теме. Проверить усвоение материала по теме
Политическая власть. Уметь характеризовать особенности властных отношений. Анализировать государства с точки зрения определённого типа власти.
Сущность и организация государства Знать, что представляет собой государство как институт политической системы государства. Описывать особенности территориального устройства государств.
Местное самоуправление. Знать особенности местного самоуправления. Уметь характеризовать основные функции местного самоуправления.
Модели политической системы. Уметь анализировать материал, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью.
Политическая жизнь. Знать, что такое политическая жизнь общества. Характеризовать сущность политических режимов государств. Знать признаки демократии. Уметь выделять политические уели и средства.
Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан. Знать формы участия граждан в политической жизни страны. Уметь давать характеристику политическим партиям, определять сущность их функций. Уметь разъяснять основы политической программы партий.
Основные общественно-политические течения современности. Знать определения по теме. Уметь характеризовать современные общественно-политические течения.
Субъекты политической жизни. Знать, кто может выступать в роли субъекта политической жизни. Уметь характеризовать модели поведения субъектов политической жизни. Объяснять деятельность «лобби» и их роль в общественной жизни.
Политическая элита. Знать определения по теме. Уметь характеризовать особенности современной элиты.
Гражданское общество и государство. Знать признаки гражданского общества, уметь характеризовать взаимоотношения государства и общества.
Политический процесс в России. Знать особенности политического процесса в России. Давать оценку избирательной компании.
Я и политика. Уметь анализировать материал, доказывать свою точку зрения.

 

Политическая система общества.  Обобщение. Знать основные вопросы раздела.
Системы общества. Уроки повторения. Знать основные вопросы курса обществознания за 10 класс.

 

  1. Описание учебно – методического и материального технического обеспечения образовательного процесса:
  2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Программа курса для 10-11 классов. М.: «Русское слово», 2012. Допущено Министерством образования РФ.
  3. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса. Допущено Министерством образования РФ.
  4. Кожин Ю.А. Тесты по обществознанию 9 класс
  5. Обществознание. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко – Волгоград: Учитель, 2007. –92с.
  6. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. Официальное издание. М. 2010.
  7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 12.11.2012 г.)
  8. antropogenez.ru
  9. www.ru
  10. www.expert.ru

Список литературы.

Для учителя.

  1. Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов пед.вузов/под.редЛ.Н.Боголюбова, М.: Владос, 2002. – 304с.
  2. Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. И доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. – 80с.
  3. Религии мира. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений/Л.Г.Жукова, А.В.Журавский, А.В.Пименов, Н.В.Шабуров. – М,: Дрофа, 1997. – 272с.
  4. Фалькович Т.А., Шупина Т.И., По законам добра: Изучаем Конституцию Российской федерации. М.: 5 за знания, 2006. – 144с.
  5. История философии: энциклопедия. М., 2002.
  6. Кинг Л. Тесты на креативность. СПб., 2005.
  7. Корсаков Г. Готовимся к экзамену по обществознанию. М., 2007.
  8. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999.

Для учащихся.

  1. История религий. 10-11 классы/ под ред. А.Н. Сахарова. М., 2007.
  2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. 10-11 классы. М., 2011.
  3. Лазебников А.Ю. Массовая культура. 10-11 классы. М., 2005.
  4. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1994.
  5. Конституция РФ. М., 2011.
  6. КИМы
  1. Планируемые результаты изучения программы по обществознанию (10 класс)

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

Познавательной:

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферахи областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельностилюдей;
  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознаниянаук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии,правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательноговыполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределахсвоей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в различныхисточниках; адекватно ее воспринимать, применяя основныеобществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии срешаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственнымизнаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам спозиций одобряемых в современном российском обществе социальныхценностей;

Ценностно-мотивационной

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, местаценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизничеловека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умениеприменять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальныхситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами иправилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,патриотизму и гражданственности;

Трудовой

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельностичеловека; основных требований трудовой этики в современном обществе;

правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

Эстетической

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении сдругими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

Коммуникативной

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности всравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе,умение использовать современные средства связи и коммуникации дляпоиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации,позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;

умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вестидиалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственнуюточкузрения;
  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Приложение № 1

Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 10 классе

Раздел.

Тема урока.

Тип

Урока.

Элементы содержания образования Требования к уровню

Подготовки обучающихся.

Элементы дополнительного содержания образования. Вид

контроля

Кол-

во

часов

 

Дата
1 Обществознание:

задачи и особенности курса.

Лекция. Повторение. Значение и особенности курса. Принципы работы на уроках и при самостоятельной деятельности. Общество, духовная сфера, социальная, экономическая, политическая. Взаимодействие.

 

Знать основные обществоведческие термины. Уметь употреб-

лять их в различных контекстах. Объяснять изученные социальные явления и процессы, приводить примеры.

  Работа над понятиями. 1  
Раздел 1. Человек как творец и творение культуры.  (6ч)
2 Познание окружающего мира. Урок изучения нового материала Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Познавательная деятельность  человека. Чувственное и рациональное познание. Деятельность, исследование.

 

Знать, что представляет собой процесс познания и особенности чувственного и рационального познания, основные компоненты теоретического уровня научного исследования.   Дифференциро-

ванный опрос.

1  
3 Истина и её критерии. Комбинир. Понятие истины, её критерии. Естественные и социально- гуманитарные науки. Особен-

ности социального познания. Истина, дедукция, индукция.

Объяснить понимание истины в современной науке и её отличия от лжи. Уметь характеризо-вать научное познание, приводить конкретные примеры использования научных методов при исследовании.

 

  Индивидуальные задания. 1  
4 Самопознание. Комбин. Самопознание, его формы. Виды человеческих знаний. Знать особенности самосознания, его формы. Уметь проводить самоанализ. Использо-

вать приобретённые знания и умения в прак-

тической деятельности.

 

Самооценка личности. Формирование образа  «Я». Тест. Анкетирование. 1  
5-6 История воззрений на общество. Урок изучения нового материала. Философские и научные представления о человеке и общественных наук. Общественные науки: философия, политология, социология, культурология, этнография, антропология. Знать взгляды некоторых учёных на сущность общества и особенности его развития. Разъяснять сущность основных общественных наук. Уметь анализировать историю возникновения наук об обществе.

 

Философия. Задания на выявление основных этапов развития наук об  обществе. 2  
7 Человек как творец и творение культуры. Урок обобщения Повторение, систематизация, обобщение изученного материала. Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать знания.

 

  Тестирование 1  
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система. (12ч)
8 Строение общества. Урок изучения нового материала. Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

 

Знать, что такое общест-

во , его отличительные признаки. Уметь анали-

зировать структуру общества, показывать взаимосвязь различных сфер общественной жизни.

Общество и при-

рода. Противоре-

чивостьвоздейст-

вия людей на при-

роду. Феномен «второй природы».

Составление словарика темы. Задание на описание 1-2 социальных институтов и их функций. 1  
9-10 Цивилизация и общество. Комбинир. Много вариантность общест-

венного развития. Обществен-

ный прогресс и его противоре-

чивость. Цивилизация и фор-

мации. Этапы эволюциициви-

лизации . Теория стадиального развития цивилизаций, теория локальных цивилизаций.

Знать, что такое цивили-

зация, какие существуют концепции её понимания

Уметь анализировать основные факторы опре-

деляющие сущность цивилизаций.

Эволюция и революция как формы социального изменения. Задания на характеристику основных теорий развития цивилизаций. Таблица харак-

терные черты цивилизаций.

2  
11-12 Современное общество. Комбинир. Характерные черты современ-

ного мира. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриаль-

ное общество. Закон ускорения истории. Гражданс-

кое общество. Урбанизация.

 

Знать особенности современного общества и его характерные черты.Уметь объяснять сущность индустриаль-

ного и постиндустриаль-ного общества

  Дифференциро-

ванный опрос. Задания на сопоставление различных типов общества.

2  
13 Модернизация. Комбинир. Основные подходы к пониманию  модернизации. Органическая и неорганичес-

кая модернизация. НТП. Современные оценки модернизационных процессов

Разъяснять сущность понятия «модернизация», с точки зрения современной науки. Сравнивать на основе конкретных при-

меров особенности органической и неорга-

нической модернизации.

 

  Заполнение таблицы на стр.53. Мини сочинение «модернизация» добро или зло. 1  
14-15 Глобализация. Урок изучения нового материала. Особенности современного мира. Глобализация. Глобальные процессы. Знать, что такое глобали-

зация и какие факторы способствуют этому процессу, характеризовать глобальные проблемы человечества.

 

Процессы глоба-

лизации. Антиглобализм. Компьютерная  революция.

Составить сравнительную таблицу «Глобализм», «Антиглобализм» 2  
16 Мировая система. Комбинир. Мировая система и её состав-

ляющие. «Ядро», «полупери-

ферия», «периферия». Общество перед лицом угроз и вызовов. Современные военные конфликты.

 

Знать, что представляет собой мировая система, из каких частей она состоит. Уметь анализи-

ровать отличительные черты стран «ядра», «полупериферии», «перефирии».

 

 

  Составление схемы «Мировая система. 1  
17-18 Основные проблемы и тенденции развития современного общества. Уроки примене-

ния  знаний.

Сравнительная характеристика до индустриального, индустриального и постиндуст-

риального обществ: общие и отличительные черты. Росси как феномен современного общества. Глобальные проблемы.

Знать материал по теме, уметь анализировать, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь работать дополнительной  литературой.   Составить сравнительную таблицу «Типы обществ». 2  
19 Общество как сложная динамическая система. Урок обобщения Систематизация и обобщение изученного материала. Знать основные вопросы по теме. Уметь анализировать и обобщать полученные знания.   Тестовые задания. Решение проблемных задач. 1  
Раздел 3. Экономика. (30ч)
20-21 Рыночное общество. Урок изучения нового материала

Урок обобщения

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рынок. Рыночное общество. Знать, что представляет рыночное общество. Уметь анализировать основные черты экономики и их влияние на развитие человечества. Рыночные структуры. Конку-

ренция: совершен-

ная и несовершенная.

Задания на составление  таблицы: экономическая система. 2  
22 Эволюция капитализма. Урок изучения нового материала. Основные этапы развития капитализма. Современный капитализм и его черты. Знать основные этапы развития капитализма особенности его совре-

менного периода.

 

  Ответы на вопросы по теме. 1  
23-24 Переход России к рынку. Уроки обобщения Особенности перехода России к рынку. Либерализация, приватизация. «Шоковая терапия». Финансовый кризис. Уметь анализировать доказывать свою точку зрения, использовать полученные знания в практических целях.   Работа с нормативными документами. Таблица Реформы в России в 1990х.г.г 2  
25-26 Рыночная экономика в условиях современной России. Комбинир. Закономерности и противоречия рыночного общества. Профессионалы и профессионализм на современном рынке труда. Знать особенности современной экономики России. Характеризовать экономическую политику России.

 

Рыночные отношения в современной экономике. Дифференциро-

ванный опрос.

2  
27-28 Отношения между трудом и капиталом. Урок изучения  нового материала.

 

Комбинир.

Особенности трудовой деятельности людей в до индустриальном и индустриальном обществе. Взаимоотношения труда и капитала. Квалификация и прорфессионализм.

 

Уметь разъяснятьсущ-

ность специализации труда, анализировать профессионализм, квалификацию работника.

  Задание на выяв-

лениеособен-

ностейвзаимоот-

ношений между трудом и капиталом.

2  
29-30 Рынок труда Комбин. Закономерности и противоречия рыночного общества. Знать особенности современной экономики Уметь характеризовать разные виды рынков.     2  
31-33 Производитель на рынке. Урок изучения нового материала.

 

Уроки обобщения

Экономика предприятия. ВВП. Законы спроса и предложения. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономический рост и развитие. Экономичес-

кие циклы. ВНП.

 

Знать, что такое призвод-

ство и что составляет его основу. Характеризовать модели поведения производителя на рынке.

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Схема «экономии-

ческие циклы»  и решение задач.

3  
34-35

 

 

 

Предпринима-

тельство и

бизнес.

 

 

Комбинир.

 

 

 

 

Предпринимательство как институт общества. Малый бизнес и его  характеристика. Формы организации бизнеса.

 

Знать, в чём заключается сущность предпринима-

тельства как социально-

го и экономического инс-

титута общества.

 

 

 

 

 

Задания на тему «бизнес».

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

Менеджмент и маркетинг.

Комбинир.  

Источники финансирования.

 

Менеджмент. Маркетинг.

Знать основныепринци-

пы менеджмента и основы маркетинга.

  Таблица «менеджмент», «маркетинг» 1  

 

 

37-38 Инфраструктура рыночной экономики. Комбинир. Инфраструктура. Биржа. Рынок ценных бумаг.  Дилер. Акция. Уметь характеризовать разные виды рынков. Знать, что включается в понятие «инфраструктура».

 

 

Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов труда и их специфика. Схема  «Виды рынков». 2  
39 Банковская система. Комбинир. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Давать характеристику банкам и банковской деятельности. Объяснять причины и последствия инфляции.

 

 

    1  
40-41 Роль государства в экономике. Комбинир. Роль государства в экономике. Бюджет. Профицит и дефицит бюджета. Государственный бюджет. Знать в чём  заключается деятельность государст-

ва как экономического субъекта. Знать понятие государственный  бюджет и его характ-ки.

Общественные блага, внешние эффекты. Основы денежной политики.

 

  2  
42 Налоговая система. Комбинир. Налоги  уплачиваемые предприятием, налогообложение. Уметь характеризовать современную систему налогооблажения, функции налогов.

 

  Задания на характеристику основных видов налогов. 1  
43-44 Мировая экономика. Урок изучения нового материала Глобальные экономические проблемы. Знать основы государст-

венной политики в области  международной торговли.

 

  Ответы на проблемные вопросы по теме. 2  
45-47 Предпринима-

тельство и бизнес в современной России.

Уроки закрепле-

ния и обобщения

Что нужно знать тому, кто хочет стать предпринимателем

Проблемы банковской системы в нашей стране. Роль государства в экономике общества. Льготное налогооб-

ложение. Протекционизм в политике государства.

 

Уметь анализировать, доказывать свою точку зрения по теме.   Составить план  как стать предпринимате-

лем.

3  

 

48-49 Экономика. Итоговые

Уроки.

 

Систематизация и обобщение

изученного материала.

Знать основные вопросы темы. Уметь анализиро-

вать и обобщать знания.

 

  Тестовые задания. 2  
Раздел 4. Политика как общественное явление. (19ч)
50 Политическая власть. Урок  изучения нового материала Понятие власти. Типология  властных отношений. Полити-

ческая власть. Политика как общественное явление. Политическая система, её структура и сущность. Легитимная власть.

 

 

Характеризовать особен-

ности властных отноше-

ний. Анализировать государства с точки зрения определённого типа власти.

  Составить срав-

нительную  таблицу «типы власти», схему «политическая система».

1  
51-52 Сущность и организация государства. Комбинир. Государство как главный институт политической власти. Признаки и функции государс-

тва. Территориальная органи-

зация государства. Формы государства: унитарное, феде-

ративное, конфедерация.

Знать, что представляет собой государство как институт политической системы общества. Опи-

сывать особенности тер-

риториальногоустройст-

ва государства.

  Задания на выделение особенностей территориаль-

ного устройства государства.

2  
53 Местное самоуправление. Комбинир. Сущность и функции местного самоуправления. Знать сущность местного самоуправления. Харак-

теризовать его функции.

  Составить схему. 1  
54-55 Модели политической системы. Уроки обобщения Сущность политической власти

Основные модели политических систем.

Уметь анализировать материал, доказывать свою точку зрения. Работать с дополнитель-

ной литературой.

  Участие в семинаре. 2  
56-57 Политическая жизнь. Комбинир. Политическая жизнь общества. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия. Выборы в демократическом обществе. Политическая деятельность, цели, средства. Знать, что такое полити-

ческая жизнь общества. Характеризовать сущ-

ность политических режимов государств. Знать признаки демократии.

  Задания на выделение признаков правового государства. Составить схему режимов. 2  
58-59 Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан. Комбинир.

 

Урок обобщения

Избирательное право и его сущность. Избирательная кампания. Многопартийность. Политические партии и движе-

ния, их классификация. Зако-

нодательное регулирование деятельности партий в РФ. Роль СМИ в жизни общества.

Знать формы участия граждан в политической жизни страны. Давать характеристику полити-

ческой партии, опреде-

лять сущность их функций. Оценка деятельности СМИ.

Роль партий и движений в современной России. Составить схему многопартий-

ность в России. Анализ материалов СМИ.

2  
60 Основные общественно-

Политические течения современности.

Комбинир.   Знать определения по теме. Характеризовать современные общественно-политичес-

кие течения.

Политическая идеология. Таблица. Основные типы политической философии. 1  
61 Субъекты политической жизни. Комбинир. Политические группы как субъекты политической жизни. Лобби. Знать, кто может высту-

пать в роли субъекта по-

литической жизни. Характеризовать модели поведения субъектов политической жизни.

  Работа с понятиями по теме. 1  
62 Политическая элита. Комбинир. Политическая элита. Особенности её формирова-

ния в современной России.

Знать определения по теме. Характеризовать особенности современной элиты.   Задания на характеристику современной элиты. 1  
63 Гражданское общество и государство. Комбинир. Гражданское общество и государство. Проблемы фор-

мирования правового госу-

дарства и общества.

Знать признаки гражданского общества.   Таблица. Форми-

рование гражданского общества.

1  
64 Политический процесс в современной России. Комбинир. Политический процесс. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах. Знать особенности политического процесса в России. Давать оценку избирательной кампании.   Работа с нормативными документами. 1  
65-66 Я и политика. Уроки обобщения Основные формы участия граждан в политической жизни страны. Кто и как становится лидером в политике? Партийная борьба за власть в российском обществе. Уметь анализировать материал, доказывать свою точку зрения. Работать с дополнительной литературой.   Составление памятки «Как стать политическим лидером». 2  
67 Политическая система общества. Урок обобщения Систематизация и обобщение изученного материала по теме. Знать основные вопросы по теме.   Решение проблемных задач. 1  
68-70 Системы общества. Уроки обобщения

 

Контроль-

ная работа

Систематизация и обобщение. Знать основные вопросы по теме.   Решение проблемных задач. 3  

Приложение № 2

Положение о системе оценивания в предмете

Для того чтобы оценка соответствовала поставленным принципам, используется несколько вариантов оценивания:

  • рейтинговая оценка (учащиеся  набирают рейтинговые баллы за ответы, ведение тетради, активность на уроке, которые суммируются и дают определенное место, среди всех учащихся);
  • словесные оценки, которые особо выделяю тех учащихся, которые отвечающих на нестандартные вопросы, требующие сообразительности или эрудиции;
  • зачетная система (текущее оценивание не проводится,  а окончание темы, раздела заканчивается всесторонним опросом);

При оценивании учащихся, следует обращать  внимание на следующие моменты:

  • умение находить нужную информацию, различать виды информации, связывать информацию с целью поиска, суммировать информацию;
  • умение подбирать факты, полученные в процессе изучения (поставить цель, задать вопрос);
  • умение оценивать информацию (различать факты и вымысел, факты и мнения, сравнивать информацию, поступившую из нескольких источников);
  • умение делать выводы (обобщение фактов, оценивание последовательности), умение сделать приблизительное заключение на основе фактов.
  • умение передать информацию (точная творческая передача информации, с помощью устной и письменной речи);
  • умение интерпретировать источники информации (ориентироваться по карте, находить нужное место, сравнивать карты и делать выводы);
  • умение выстраивать хронологический порядок вещей, связывать прошлое и будущее, находить различия в периодах времени;
  • умение решать проблемы (распознавать, определять проблемы, собирать факты, относящиеся к проблеме).

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

  1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
  2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
  3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опытане в контексте задания.

1.Обществоведческий, исторический   диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов  (легко оценить по пятибалльной системе).

Диктовать по 1 термину за 1 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.

Оценивание тестовых заданий.

  1. Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропуски.  Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий: (20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).

Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100  % от общего числа баллов)

«4»: 14 + 3 (70 — 75 %)

«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 — 65 %).

Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.