Рабочая программа по  музыке 4 класс

 Рабочая программа по  музыке 4 класс

1.Планируемые результаты  предмета

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных

жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
  • формирование эстетических  потребностей,  ценностей  и  чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;
  • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития  представления о гармонии в человеке физического и духовного  начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие  задачи,  не имеющие однозначного решения;
  • осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;
  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели  в  соответствии с  содержанием  музыкального материала и поставленной учебной целью;
  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации ин-формации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;
  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
  • действовать конструктивно,  в том числе  в  ситуациях  неуспеха,  за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
  • приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально- исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления  о роли музыки  в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;
  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);
  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
  • воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;
  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

2.Содержание учебного предмета

Музыка в жизни человека.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.).

Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развёртывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.

Музыкальная речь как способ общения между людьми.

Композитор–исполнитель–слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.

Музыкальная картина мира.

Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.

Выдающиеся  исполнительские  коллективы  (хоровые,  симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Планируемые результаты изучения предмета

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во

В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);
  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.

Уметь:

  • Выявлять жанровое начало  музыки;
  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально — ритмическом движении.
  1. Календарно – тематическое планирование по музыке 4 класс. 35 ч.( 1 час в неделю).
№ п/п Дата проведения Тема урока Основные термины и понятия Музыкальные произведения
планируемая фактическая
1 четверть (9 ч)
Россия – Родина моя (3 ч)
1     Музыкальные образы родного края Жанры музыки (песня, танец, марш); выразительность и изобразительность, слушание, вокализация темы, интонационно —  образный анализ Исполнение песен о Родине. Здравствуй, Родина моя!” муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. “Мой Ставропольский край” муз. Г. Мовсесяна, сл. И. Шаферана. “Мой Буденновск” муз. Н. Войлоковой, сл. Н. Хмелевой

Р.н.п. “Калинка”.

“Гимн России”, муз. Б. Александрова, сл. С. Михалкова.

2     Песенность как отличительная черта русской музыки Понятия «мелодия-аккомпанемент», «запев-припев»

Определение динамики  как средства развития музыки.

3     Мелодия – душа музыки Знакомство с символами России –  Флаг, Герб, Гимн.

Закрепление понятий: мелодия и аккомпанемент (сопровождение), запев и припев.

День, полный событий (6 ч)
4     Мир ребенка в музыкальных образах Знакомство с терминами «форте» и «пиано». Тембровые характеристики «фортепиано». “Марш деревянных солдатиков” Чайковского и “Марш” Прокофьева. “Полька”  из “Детского альбома” Чайковского.“Тарантелла” С.Прокофьева.
5     Природа и музыка Знакомство с нотной грамотой

Определение регистра

Средства музыкальной выразительности — интонация, мелодия, ритм, динамика, темп, регистр.

“Дождик, дождик”, “Заинька, зайка!”, “Жук, жук, где твой дом?” Пьесы из “Детской музыки” С. Прокофьева: “Утро” и “Вечер”. “Вечерняя песня А. Тома (ст. К. Ушинского)
6     Танцы, танцы, танцы Песенность, танцевальность, маршевость.

 

“Вечерняя песня А. Тома (ст. К. Ушинского). “Полька” из “Детского альбома” Чайковского. Фрагменты двух вальсов — Чайковского и Прокофьева. “Начинаем перепляс” (ст. П. Синявского)
7     Эти разные марши Характерные особенности маршевости: интонация шага, ритм марша. “Марш деревянных солдатиков” Чайковского и “Марш” Прокофьева. “Похороны куклы” Чайковского, “Шествие кузнечиков”
8     Расскажи сказку Понятие музыкальной фразы Характерные интонации колыбельных песен.

 

Л.н.п.“Ай-я, жу-жу, медвежонок”. “Сонная песенка” Р. Паулса, “Спят усталые игрушки” А. Островского, “Колыбельная медведицы”, “Сказочка” С. Прокофьева. “Мама” П. Чайковского.
9     Обобщающий урок   Конкурс на лучшее исполнение песен по командам.

Русская народная песня — пляска “Светит месяц”.

2 четверть (7 ч)
О России петь -что стремиться в храм (7 ч)
10     Колокольные звоны России Тембры колоколов. Названия колокольных звонов.

Знакомство с понятием музыкального пейзажа

 

“Праздничный трезвон” в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой Лавры. “Вечерняя музыка” В. Гаврилина. Р.н.п. “Вечерний звон”. “Бубенчики” американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова), “Братец Яков”.
11     Святые земли русской.

Александр Невский

Определение жанра кантаты.

Рассказ об Александре Невском.

“Песни об Александре Невском” (№ 2) и хора “Вставайте, люди русские”(№ 4)
12     Святые земли русской.

Сергий Радонежский

Определение народных песнопений

Рассказ о жизни Сергия Радонежского.

Картины М. Нестерова “Видение отроку Варфоломею” и “Юность Сергия Радонежского”. “Народные песнопения о Сергии Радонежском”.

“Народные песнопения о Сергии Радонежском”. Пьесы из “Детского альбома” П. Чайковского – “Утренняя молитва” и “В церкви”

 

13     Жанр молитвы Интонационно — образный анализ пьес Чайковского. Определение плана развития динамики в этой пьесе: тихо – усиливая – громко – затихая – тихо.
14     Рождественские праздники Рождество “Рождество Христово” (колядка). Сказка Т. Гофмана и музыка балета П. Чайковского “Щелкунчик”: “Марш” детей у новогодней елки, “Вальс снежных хлопьев”, “Рождественская песенка” (слова и музыка П. Синявского). Подготовка к новогоднему балу.
15     Рождественские праздники  
16     Урок — концерт  
3 четверть (10 ч)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5 ч)
17     Оркестр русских народных инструментов Тембры русских музыкальных инструментов.

 

“Во поле береза стояла”, “Дон-дон”, “Андрей-воробей, не гоняй голубей”, “Солнышко, солнышко”, “Дождик”, “Заинька””, “Жук”, “Скок, поскок”, “Светит месяц”, “Камаринская”. Игра “Разыграй песню”: игровые русские народные песни — “Выходили красны девицы”, “Бояре, а мы к вам пришли”
18     Фольклорнародная мудрость Фольклор
19     Музыка в народном стиле Определение формы вариаций.

 

С. Прокофьев “Ходит месяц над лугами”, “Вечерняя песня” А. Тома, сл. К. Ушинского, “Реченька” А. Абрамова, сл.Е. Карасева, “Прибаутки” В. Комракова, сл. народные, “Камаринская” из “Детского альбома” П. Чайковского, “Сочини песенку”.
20     Праздники русского народа. Масленица Определение песни — диалога.

Напев, наигрыш.

 

Инструментальное исполнение народных наигрышей “Светит месяц”, “Калинка”. Разучивание масленичных песенок “А мы масленицу дожидаем”, “Едет масленица дорогая”.
21     Праздники русского народа. Встреча весны Песни — заклички.

 

Исполнение песен, игр, чтение стихов о весне, прослушивание музыкальных записей с пением птиц. “Горелки”, “Гуси-лебеди”, “Ручеек”, “Ворота”, “Блины”,  а также песенки — веснянки. Народные обряды, связанные с Масленицей и встречей Весны.
В музыкальном театре (4 ч)
22     Детский музыкальный театр Определения оперы, хора, солистов.

 

Опера М. Коваля “Волк и семеро козлят”. Играем в музыкальный театр. Инсценировка — импровизация русской народной сказки “Теремок”. Разучивание песни “Семеро козлят”.

Фрагмент из балета “Золушка” С. Прокофьева.

23     Балет на сказочный сюжет Определение балета, балерина, танцор.
24     Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов Симфонический оркестр, дирижер

Пластический этюд.

 

“Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского. “Колыбельная Волховы” из оперы “Садко” Н. Римского-Корсакова. “Марш” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского, “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила” М. Глинки.  Г. Гладков “Песня-спор Игра “Играем в дирижера”.
25     Опера “Руслан и Людмила” Увертюра, финал.

 

“Песня Баяна”. Картина В. Васнецова “Гусляры”. Свадебный хор “Лель таинственный”. Сцена похищения Людмилы  злым волшебником Черномором. Увертюра к опере “Руслан и Людмила” М. Глинки и заключительный хор из финала оперы “Слава великим богам!”
В концертном зале (3 ч.)
26     Жанр симфонической сказки Определение тембра. Тембровые характеристики. Симфоническая сказка С. Прокофьева “Петя и волк”. Темы Пети, Птички, Утки, Кошки, Дедушки, охотников,  Волка.
4 четверть (8 ч)
27     Музыкальные образы сюиты “Картинки с выставки” Сравнение по принципу “сходства и различия” музыкальных образов и средств выразительности.

 

Пьесы из фортепианной сюиты М. Мусоргского “Картинки с выставки”. “Избушка на курьих ножках” (“Баба Яга”). “Богатырские ворота”. “Балет невылупившихся птенцов” и “Лиможский рынок”.
28     Мир музыки Моцарта Жанр симфонии. Форма рондо. Симфоническая партитура.

 

Моцарт “Колыбельная”. Фрагменты двух увертюр: русского композитора М. Глинки из оперы “Руслан и Людмила”  и В.-А. Моцарта из оперы “Свадьба Фигаро”. Ролевая игра “Играем в дирижера”.  Выразительное чтение и рассказ о детстве Моцарта.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 ч.)
29     Интонация Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр. Моцарт “Колыбельная”. Бах “За рекою старый дом” (русский текст Д. Тонского).
30     Выразительность и изобразительность в музыке Орган. Менуэт. Понятие выразительности и изобразительности. Контраст.

 

Бах: “Менуэт” и “Волынка” из “Нотной тетради Анны Магдалены Бах”. Бах “За рекою старый дом”. “Тройка” Г. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести “Метель” А. Пушкина)
31     Песня, танец и марш в музыке Кабалевского Ладовые сопоставления мажора -минора.

 

Марш “Кавалерийская”. Танец “Клоуны”. Песня “Карусель” (слова И. Рахилло). Песня Д. Кабалевского “Наш край” (сл. А. Пришельца).
32     Жанр инструменталь ного концерта   Песня Д. Кабалевского “Наш край”, сл. А. Пришельца. П.Чайковский “Концерт” для фортепиано с оркестром. “Играем в композитора”.
33-34     Мир музыки Прокофьева и Чайковского Определение стиля композитора.

 

Мир детских игр и увлечений (“Игра в пятнашки” – “Игра  в лошадки”, “Марш”, “Прогулка” – “Марш деревянных солдатиков”). Народные мотивы (“Камаринская” – “Мужик на гармонике играет”). Сказка в музыке (“Сказочка” – “Нянина сказка”).
35     Обобщающий урок   Песни по выбору.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.