Рабочая программа по истории 6 класс
(уровень преподавания: базовый)
- Пояснительная записка
1.1 Перечень нормативных документов:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. N1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на учебный год».
- Устав школы
- Образовательная программа школы.
- Положение «О рабочей программе педагога».
- Учебный план учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов «История России» издательство Просвещение, 2016г. и М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров «История Средних веков»издательства «Русское слово»
- Планируемые результаты
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVI в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVI в.; изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями:
- коммуникативной компетенцией;
- смыслопоисковой компетенцией;
- компетенцией личностного саморазвития;
- информационно-поисковой компетенцией;
- рефлексивной компетенцией;
- учебно-познавательной компетенцией;
- профессионально-трудовой компетенцией.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно
практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников. С целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до XVI века, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.
- Содержание учебного материала
История Средних веков
Великое переселение народов. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства.
Империя Карла Великого. Политическая раздробленность. Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Власть духовная и светская. Католическая церковь. Вассалитет. Крестьянская община. Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии.
Кризис европейского средневекового общества в XIV–XV вв. Столетняя война. Крестьянские восстания.Ереси.Гуситское движение.
Византийская империя.
Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Османская империя.
Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.
Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья.
История России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение территории нашей страны.Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.
Русь в IX – начале XII вв.
Соседская община. Город. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.
Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Великое княжество Литовское. Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.
Российское государство во второй половине XV–XVI вв.
Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество.
Иван IV Грозный.Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война. Опричнина.
Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVI в.
Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале XIII вв.
Монгольское завоевание и русская культура.
Формирование культуры Российского государства. Летописание. Московский Кремль. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров.
- Тематический план
№1 | Наименование раздела | Кол – во часов | |
Всеобщая история. История Средних веков. | 30 | ||
Введение | 1 | ||
1 | Раздел 1.Раннее Средневековье VI – XI века | 9 | |
2 | Раздел 2.Вершина Средневековья XI- XV века. | 11 | |
3 | Раздел 3.Мир за пределами Европы | 9 | |
История России с древнейших времён до конца XVI | 40 | ||
1 | Введение. Наша Родина-Россия. | 1 | |
2 | Глава 1.Народы и государства на территории нашей страны в древности. | 5 | |
3 | Глава 2. Русь в 9-первой половине 12в. | 11 | |
4 | Глава 3. Русь в середине 12-начале13 в.в. | 5 | |
5 | Глава 4. Русские земли в середине 13-15 в.в. | 10 | |
6 | Глава 5. Формирование единого Русского государства. | 8 | |
Итого: | 70 | ||
Календарно-тематическое планирование курса ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ.
История Средних веков.
6 КЛАСС
ПРОГРАММА: Бойцов М.А., Петрова Н.Г. «История Средних веков: Европа и остальной мир». М.: ООО «Русское слово », 2012
УЧЕБНИК: Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая История. История Средних веков. М.: «Русское слово », 2016
№ п./п. | Дата | Кол-во часов |
Тема урока |
Домашнее задание |
|
планируемая | проведения | ||||
1 | 1 | Введение. Что такое Средние века. | Стр 6 | ||
Глава 1. В центре Ойкумены. (2 часа) | |||||
2 | 1 | Второй Рим. | §1 | ||
3 | 1 | Век Византии. | §2 | ||
Глава 2. Бури на окраинах (3 часа) | |||||
4 | 1 | Завоеватели германцы | §3 | ||
5 | 1 | Возникновение и распространение ислама | §4 | ||
6 | 1 | Мир ислама. | §5 | ||
Глава 3. Держава франков. (2 часа) | |||||
7 | 1 | От Хлодвига к Пипину. | §6 | ||
8 | 1 | Император Карл. | §7 док. | ||
Глава 4. Северная Европа во времена викингов (2 часа) | |||||
9 | 1 | На развалинах империи | §8 | ||
10 | 1 | Сколько раз завоевывали Англию | § 9 | ||
Глава 5. Крестьяне и рыцари (3 часа) | |||||
11 | 1 | Земля и власть. | §10 | ||
12 | 1 | Вечные труженики. | §11 | ||
13 | 1 | За стенами замков. | §12 | ||
Глава 6. Западная Европа в эпоху крестовых походов ( 2 часа) | |||||
14 | 1 | Наследие Каролингов | §13 | ||
15 | 1 | Крестовые походы | §14-15 | ||
Глава 7. Лики города. (2 часа) | |||||
16 | 1 | Средневековый город | §16-17 | ||
17 | 1 | Образование в Средние века. | §18 | ||
Глава 8. Вершина Средневековья. (4 часа) | |||||
18 | 1 | Во главе христианского мира. | §19 | ||
19 | 1 | Страны и государи | §20 | ||
20 | 1 | Тяжкие времена. | §21-22 | ||
21 | 1 | На востоке Европы | § 23 | ||
Глава 9. Где был и где не был Марко Поло. (6 часов) | |||||
22 | 1 | Во владениях Великого хана. | §24 | ||
23 | 1 | Индия: раджи и султаны. | §25 | ||
24 | 1 | Поднебесная империя . | §26 | ||
25 | 1 | В стране Сипанго. | §27 | ||
26 | 1 | Африка в средние века | §28 | ||
27 | 1 | Америка в Средние века. | §29 | ||
Глава 10. Навстречу новой эпохе. (3 часа) | |||||
28-29 | 2 | Европа в 14-15 веках | §30-31 | ||
30 | 1 | Итоговое повторение | §1-31 | ||
Тематическое планирование по истории средних веков для 6 класса
к учебнику Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая История. История Средних веков.
М.: «Русское слово », 2016
№
п/п |
Тема урока | Кол.
Час |
Тип
урока |
Понятия и персоналии | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Д-з | дата | ||||||||||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||||||||||||
Регулятив. | Коммуник. | Познавательн. | |||||||||||||||||
1 | Введение | 1 | Урок изучения нового материала | Средние века, медиевистика, хроники, этнография | Понятие «средние века», Хронологические рамки средневековья. Источники по истории средних веков | Обучающиеся учатся ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса «Что такое средние века»? | Обучающиеся учатся работать в коллективе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников | Обучающиеся научатся давать определение понятиям средние века, медиевистика, структурировать знания , полученные раннее и вновь приобретенные по вопросу исторических источников. | Формирование устойчивого познавательного интереса | Введение. Стр.6-8 | |||||||||
Глава 1. В центре Ойкумены. (2 часа) |
|
||||||||||||||||||
2 | Второй Рим | 1 | Комбиниро-ванный | Император Константин. Синклит, Царьград, монастырь, Византия. | Обучающиеся смогут показывать на карте территорию Византийской империи, характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями. Объяснять, кто и как управлял Византийской империей | Обучающиеся смогут самостоятельно планировать свою деятельность на уроке при решении проблемных вопросов «Какую роль играла Византийская империя в средневековом мире»? «Чем объяснялся выбор Константином места для своей новой столицы»? | Обучающиеся смогут ставить проблемные вопросы, и в ходе урока, в результате групповой работы с текстами учебника овладевать приемами диалогической формы речи. | Обучающиеся учатся сравнивать и находить отличия между жизнью в Западной и Восточной части Римской империи. Объяснять причины могущества христианской церкви в Византии | Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям Византийской империи. | §1 | |||||||||
3 | Век Византии | 1 | комбинированный | Император Юстиниан. Историк Прокопий кесарийский. Гражданское право, базилик, неф, мозаика, | составлять исторический портрет императора Юстиниана. Раскрывать значение понятий василевс, кодекс, фреска, мозаика.
Рассказывать о культуре Византии, представлять описание Выдающихся памятников |
Обучающиеся научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров (император Юстиниан I его заслуги в возвышении Византии) | При работе в парах по учебнику (п. Византия после Юстиниана) обучающиеся научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь при показе на карте территорий, потерянных Византией после смерти Юстиниана. | Обучающиеся работая в парах с текстами учебника, смогут анализировать описание византийских церквей и выделять их главные отличительные особенности. | Выразить свое отношение к деятельности императора Юстиниана. Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям Византийской империи | §2, | |||||||||
Глава 2. Бури на окраинах (3 часа) |
|||||||||||||||||||
4 | Завоеватели германцы | 1 | комбинированный | Аларих, Аттила. Вандалы, франки, гунны, великое переселение народов. | На пороге средневековья. Великое переселение народов, падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств. | Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов на проблемные вопросы учителя | Обучающиеся учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения при ответе на вопрос, «Какие важные процессы происходили в Западной Европе во время подъема и расцвета Византии?» Сравнивать уровень развития разных варварских племен, а также учатся координировать свою позицию с позициями одноклассников. | Обучающиеся научатся показывать на карте направление перемещения германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее средневековье (объясняя какие источники об этом свидетельствуют) | Обучающиеся смогут оценить уровень развития варваров-завоевателей | §3 | |||||||||
5 | Возникно-вение и распространение ислама | 1 | Урок изучения нового материала | Бедуины, Мекка, Кааба, хиджра, Коран, Аллах, мусульманин, мечеть, минарет, имам, мулла, халиф, шииты, сунниты. Пророк Мухаммад. | Арабы в VI-XI веках. Расселение, занятия арабских племен. Возникновение и распространение ислама. | Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщая товарищу о его ошибках | Обучающиеся научатся показывать на карте территории, населенные арабами в период раннего Средневековья. Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен. Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат | Обучающиеся учатся толерантно относится к религиозным чувствам представителей разных конфессий. | §4 | |||||||||
6 | Мир ислама | 1 | Урок изучения нового материала | Джихад, эмиры, эмират, медресе | Завоевание арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура. | Обучающиеся учатся осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания при планировании работы на уроке. | Формирование умений давать устный отзыв на ответ одноклассников при работе с историческими текстами. | Обучающиеся научатся показывать на карте территории, завоеванные арабами. Характеризовать положение и особенности развития различных народов, входивших в Арабский халифат. Объяснять причины и следствия арабских завоеваний. Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры. | Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям мусульманского мира. Освоение общекультур-ного наследия при формулировании вывода о том, какую роль внес мусульманский мир в историю других народов. | §5 | |||||||||
Глава 3. Держава франков. (2 часа) | |||||||||||||||||||
7 | От Хлодвига к Пипину. | 1 | Урок изучения нового материала | Хлодвиг из рода Меровея. Салическая правда. Карл Мартелл. Майордом. Пипин Короткий. | Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда» | Обучающиеся учатся самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, связанные с поиском недостающей информации при решении проблемных вопросов: «Каким образом Хлодвигу удалось укрепить свою власть»? «Почему ослабла власть последних Меровингов»? | Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в процессе поиска и сбора информации по заданным вопросам. Учатся умению строить диалог. | Обучающиеся научатся объяснять причины принятия христианства Хлодвигом. Оценивать значение военной реформы Карла Мартелла. Делать выводы о том, какую пользу франкам и папам приносил союз между ними. | Формирование представлений о важности законов в жизни каждого человека и государства. О том, как законы могут влиять на качество жизни человека. Формирование представлений об объединяющей силе религии как части института власти. | §6 | |||||||||
8 | Император Карл | 1 | Урок изучения нового материала | Карл Великий, Алкуин. | Держава Каролингов: этапы формирования; короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. | Обучающиеся научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров (отличительные особенности деятельности Карла Великого) действия в новом учебном материале | При работе в парах по учебнику (Сильные и слабые стороны организации власти в империи Карла Великого) обучающиеся научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Обучающиеся учатся составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы; высказывать суждения о том, почему его назвали Великим. Раскрывать причины распада империи Карла Великого. Сравнивать роль Церкви в Византийской империи и империи Карла Великого. | Обучающиеся смогут выразить свое отношение к деятельности Карла Великого, высказывать аргументированное суждение о значении его правления. | §7 | |||||||||
Глава 4. Северная Европа во времена викингов (2 часа) | |||||||||||||||||||
9 | На развалинах империи | 1 | Комбин. | Норманны, конунг, викинги, альтинг | Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. | Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов на проблемный вопрос учителя: «Роль норманнов в европейской и всемирной истории»? | Обучающиеся учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения при ответе на вопрос «Почему набеги норманнов почти не встречали в Европе достойного отпора?» | Обучающиеся научатся показывать на карте Скандинавию, описывать ее географическое положение, каким занятиям оно способствовало, а каким — препятствовало.
Анализировать причины разного отношения викингов к народам, живущим в разных областях Европы |
Выразить свое отношение к набегам викингов. | §8, | |||||||||
10 | Сколько раз завоевывали Англию | 1 | Комбинир. | Король Артур, англы, саксы, Англия, Альфред Великий, Вильгельм Завоеватель | Завоевания, перепись населения | Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов на проблемный вопрос, вынесенный в название темы | Обучающиеся учатся критически осмысливать информацию. Получают представление о приемах информационного воздействия на примере легенд о короле Артуре | Обучающиеся научатся показывать на карте и описывать географическое положение Великобритании. Отслеживают по карте области завоеваний | Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям англо-саксов | § 9 | |||||||||
Глава 5. Крестьяне и рыцари (3 часа) | |||||||||||||||||||
11 | Земля и власть. | 1 | Комбиниро-ванный | Вассал, сеньор, феодальная лестница | Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальные землевладения. | Обучающиеся смогут самостоятельно принимать решения при обсуждении проблемного вопроса «почему средневековая знать считала военное дело более почетным чем хлебопашество», смогут осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания при просмотре презентации « средневековый феод» | Обучающиеся научатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при обсуждении вопроса «Почему король не мог забрать все земли в свое единоличное владение»? | Обучающиеся научатся раскрывать значение понятий: феодал, сеньор.вассал, сословия. | Обучающиеся в ходе работы на уроке смогут оценить насколько ценна была земля в средневековом обществе | §10 | |||||||||
12 | Вечные труженики | 1 | Комбиниро-ванный | Сословия, барщина, оброк, десятина, община, натуральное хозяйство | Крестьянство, феодальная зависимость, повинности. Условия жизни. Крестьянская община | Обучающиеся смогут с помощью иллюстраций сделать вывод о труде и отдыхе крестьян, и их основных занятиях, выдвигать предположение о том, какие вопросы могла решать община | Обучающиеся смогут ставить проблемные вопросы и в ходе урока , в результате групповой работы с текстами учебника овладевать приемами диалогической формы речи. | Обучающиеся научатся раскрывать значение понятий: Сословия, барщина, оброк, десятина, община, натуральное хозяйство. Рассказывать о жизни крестьян | Обучающиеся в ходе работы на уроке смогут оценить насколько бесправным было положение крестьянства в средние века. | §11 | |||||||||
13 | За стенами замков | 1 | Комбиниро-ванный | Феодал, рыцарь, замок | Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни | Обучающиеся научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (права и обязанности рыцарского сословия) | При работе в парах по учебнику (жизнь средневекового рыцаря) обучающиеся научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Обучающиеся научатся раскрывать значение понятий: рыцарь, замок. Представлять описание внешнего и внутреннего устройства замка. Характеризовать основные правила поведения рыцаря: кодекс рыцарской чести | Обучающиеся после изучения темы смогут придумать рассказ «В рыцарском замке и проиллюстриро-вать его» | §12 | |||||||||
Глава 6. Западная Европа в эпоху крестовых походов (2 часа) | |||||||||||||||||||
14 | Наследие Каролингов | 1 | Комбиниро-ванный | История образования Французского и Германского королевств. Причины возвышения церкви и духовенства. Отношение светских правителей и церкви. | Обучающиеся учатся ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса «Почему в конечном итоге папы оказались сильнее императоров»? | Обучающиеся учатся работать в группе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников | Обучающиеся учатся строить логическую цепь рассуждений по вопросу « что способствовало возвышению церкви и духовенства». Учатся сравнивать историю образования Французского и Германского королевств. Находить общее и различное. | Формирование устойчивого познаватель-ного интереса при самостоятель-ном поиске ответов на вопросы | §13 | ||||||||||
15 | Крестовые походы | 1 | Комбиниро-ванный | Крестовые походы, еретик, инквизиция. | Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордена. | Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов для заполнения таблицы «Важнейшие крестовые походы» Контролируют свои результаты работы с эталоном представленным учителем. | Обучающиеся учатся работать в группе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников | Обучающиеся учатся характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе. Объяснять причины и последствия крестовых походов. Показывать на карте направление крестовых походов. Сравнивать поведение крестоносцев и мусульман в ходе 4 крестового похода и объяснять причины подобного. | Обучающиеся научатся высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях крестовых походов для жителей Европы и мусульманс-кого мира. | §14, заполнение таблицы | |||||||||
Глава 7. Лики города. (2 часа) | |||||||||||||||||||
16
|
«Средневеко-вый город»
|
Комбинированный
|
Коммуна, цехи, мастер, подмастерье, шедевр, ратуша, романские и готические соборы. | Города- центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия, цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города республики. Облик средневековых городов. Жизнь и быт горожан. | Обучающиеся учатся самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, связанные с поиском недостающей информации при решении проблемного вопроса: «почему возрождения городов в Западной Европе началось с XI века»? | Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в процессе поиска и сбора информации по заданным вопросам. Учатся умению строить диалог. | Обучающиеся научатся сравнивать и характеризовать романский и готический храмы. Описывать внешний облик города, характеризовать основные занятия горожан, образ жизни.
Раскрывать значение цеховой организации ремесленников. Объяснять причины «возрождения» городов в Западной Европе |
Освоение общекультур-ного наследия | §16
§ 17 |
|
|||||||||
17 | Образование в Средние века. | 1 | Комбиниро-ванный | Школа, университет, схоластика | Представление средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты | Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделение учителем ориентиры действия | Вступают в коллективное сотрудничество, участвуют в совместном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласуют действия с партнером | Обучающиеся научатся характеризовать представление средневековых европейцев о мире, объяснять какое место в их жизни занимала религия. Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах. Объяснять значение терминов и понятий: школа, университет, схоластика. | Обучающиеся научатся высказывать оценочные суждения об особенностях обучения в средневековых школах и университетах. Освоение общекультурного наследия. | §18 | |||||||||
Глава 8. Вершина Средневековья. (4 часа) | |||||||||||||||||||
18 | Во главе христианс-кого мира | 1 | Комбиниро-ванный | Ереси, еретик, инквизиция | Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. | Прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют последовательность действий для поиска ответа на проблемный вопрос: почему борьба против ересей стала важной задачей Церкви в XII-XIV вв. | Планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером | Обучающиеся научатся давать характеристику различным еретическим учениям, сравнивать их основные постулаты. Объяснять причины возникновения ересей. | Обучающиеся научатся высказывать оценочные суждения о ересях и преследовании еретиков. | §19 | |||||||||
19 | Страны и государи. | 1 | комбинированный | Централизация, Великая хартия вольностей, парламент | Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции | Постановка учебной задачи на основе соотнесения ранее изученной информации (по вопросу возникновения и развития государств Западной Европы) и того, что еще не известно (централизация государств) | Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации при работе с учебной литературой | Обучающиеся учатся анализировать учебный материал с целью составления сравнительной характеристики развития Священной Римской Империи, Франции, Англии. Обучающиеся научатся объяснять какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие-против. | Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положитель-ное отношение к процессу познания; | §20 | |||||||||
20 |
Тяжкие времена | 1 | комбинированный | УотТайлер. «Авиньонское пленение пап». Столетняя война. Жанна д Арк. Ян Гус, гуситы | Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV веке. Жакерия, восстание УотаТайлера. Гуситские движения в Чехии. Столетняя война; Жанна д Арк. | Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. | Вступают в коллективное сотрудничество, участвуют в совместном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласуют действия с партнером | Обучающиеся научатся представлять характеристики известных исторических личностей (Жанна д Арк.Ян Гус и др.) Объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений. Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе. | Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности.
|
§21-22
|
|
||||||||
21 | На востоке Европы | 1 | комбинированный | Великая Схизма.
Кирилл и Мефодий |
Народы Восточной Европы.
Славяне и Византия. Создание славянской азбуки. |
Постановка учебной задачи на основе соотнесения ранее изученной информации | Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации при работе с учебной литературой | Обучающиеся научатся представлять характеристики известных исторических личностей | Осознают социально- нравственный опыт предшеству-ющих поколений | §23 | |||||||||
Глава 9. Где был и где не был Марко Поло. (6 часов) | |||||||||||||||||||
22 | Во владениях Великого хана | 1 | Урок изучения нового материала | Темуджин- Чингисхан, Батый, Тамерлан. | Монгольская Держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями | Удерживают цель до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности | Планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. | Обучающиеся научатся показывать на карте направления завоевания монголов. Объяснять понятия хан, орда. Характеризовать общественное устройство государств Востока в Средние века, отношение власти и подданных, систему управления. Сравнивать державы Чингисхана и Тамерлана, находить общее и различное. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | §24 | |||||||||
23 | Индия: раджи и султаны. | 1 | Комбиниро-ванный | Раджа, Будда. Каста | Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман. Делийский султанат | Прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу | Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Обучающиеся научатся представлять описание характеристику памятников культуры народов Индии. Характеризовать общественное устройство, отношение власти и подданных, систему управления. Особенности религии. | Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности | §25 | |||||||||
24 | Поднебесная империя. | 1 | Комбиниро-ванный | Династии: Тан, Сун, Мин. Фарфор, буддизм, чжурчжэни. | Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. | Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. | Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Обучающиеся учатся представлять описание , характеристику памятников культуры Китая. Рассказывать о положении различных групп населения. Характеризовать общественное устройство Китая | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | §26 | |||||||||
25 |
В стране Сипанго | 1 | Комбиниро-ванный | Самурай, синтоизм | Япония в средние века | Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. | Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Обучающиеся учатся представлять описание , характеристику памятников культуры Японии. Рассказывать о положении различных групп населения. Объяснять понятия Сёгун, самурай. Характеризовать общественное устройство Японии. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | §27 | |||||||||
26 | Африка в Средние века | 1 | Комбиниро-ванный | Альморавиды, Аксум, Мономотапа. | На руинах Арабского халифат. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. | Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. | Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Обучающиеся учатся представлять описание , характеристику памятников культуры Африки. Рассказывать о положении различных групп населения. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой | §28 | |||||||||
27 | Америка в средние века | 1 | Урок изучения нового материала | Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. | Прогнозируют результаты усвоения учебного материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнения и позицию, допускают существование различных точек зрения | Обучающиеся научатся показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | §29 | ||||||||||
Глава 10. Навстречу новой эпохе. (3 часа) | |||||||||||||||||||
28-29 | Европа XIV-XV вв. | 2 | Комбиниро-ванный | Эпоха Возрождения, Ренессанс, гуманизм, гуманисты | Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Византийская империя. Падение Византии | Принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий | Участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера | Обучающиеся учатся представлять памятники культуры эпохи раннего Возрождения. Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития Европейского общества. Объяснять причины ослабления и падения Византии | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. | §30-31 | |||||||||
30 | Итоговое повторение. История Средних веков. | 1 | Урок повторения и обобщения | Средние века в истории | Прогнозируют результаты усвоения учебного материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнения и позицию. | Обучающиеся систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Средних веков. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности | §1-31 | ||||||||||
|
Приложение №.2
КРИТЕРИЙ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ЗА УСТНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ
1.Ответ оценивается отметкой «5» , если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;
- правильновыполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практическогозадания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
- Ответ оценивается отметкой «4», если:
- он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
• допущены один — два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания учителя; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружило незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя