Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

(уровень преподавания: базовый)

  1. Пояснительная записка

2.1 Перечень нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. N1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на учебный год».
  • Устав школы
  • Образовательная программа «О рабочей программе педагога».
  • Учебный план на 2017- 2018 учебный год

2.2 Ведущие целевые установки в предмете.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и
  • хронологической преемственности;
  • овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками
  • исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными,
  • религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей.

2.3 Цели обучения с учетом специфики учебного предмета состоят в:

  • освоении исторической значимости периода истории России целом и всех его основных разделов;
  • в приобщении учащихся к культурным тради­циям;
  • в воспитании патриотизма;
  • формировании гражданского самосознания.

2.4 Конкретизация целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения

Главная цель – непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области преподаваемого предмета и умения работать с учащимися в рамках компетентностного подхода к обучению и информатизации образовательного процесса.

Нормативно-правовое и методическое сопровождение образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС.

Создание благоприятных условий и обогащенной образовательной среды для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.

Целенаправленная работа по повышению учебной мотивации обучающихся в среднем и старшем звене через урочную и внеурочную деятельность.

Совершенствование системы мониторинга и диагностики учебного процесса с целью повышения качества и эффективности

Формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развития личности школьника и учителя как основы перевода учебного процесса в научно-исследовательский. Дать образование каждому ребенку в соответствии с его потребностями и индивидуальными способностями.

2.5 Задачи изучения истории в школе:

  • формирования ценностных ориентиров для гражданской, гендерной, социальной, культурной, этнорегиональной самоидентификации школьников в современном мире;
  • содействия в становлении научно-исторической картины мира и понимании значения истории для саморазвития личности, жизни и взаимодействия людей в многонациональном Российском государстве и обществе, в современном поликультурном мире;
  • воспитания интереса и уважения к историко-культурному наследию человечества, частью которого является прошлое своей страны и родного края;
  • формирования умений творчески воссоздавать, анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников, аргументировано представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого, конструктивно взаимодействовать с носителями иных взглядов и ценностей, руководствуясь принципами историзма, многоперспективности, взаимосвязи и взаимообусловленности исторических процессов.

2.6 Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного полного образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс «История России» вместе с курсом всеобщей истории составляет содержание учебного предмета «История» в основной школе. Начиная с 6 класса соотношение курсов отечественной и всеобщей истории в Примерной программе установлено в пользу «Истории России», что подчеркнуто в формулировке главной цели изучения истории в основной школе: «…образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом…»

2.7 Общая характеристика учебного процесса

Курс «История России» предназначен для учащихся, изучающих историю в 10 классе средних общеобразовательных учебных заведе­ний в ходе второго концентра обучения (базовый уровень). При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, по­лученные в основной школе, причем не только по истории, но и иным предметам.

Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащих­ся старшей школы позволяет шире (по сравнению с основной школой) реализо­вать интегративный подход к истории отечественной и всеобщей, истории и обществознания, с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.

2.8 Обоснование выбора УМК

Данная программа отражает основные положения учебников А.Н. Сахарова «История России» с древнейших времён до конца 16в. и А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов «История России 17-19 в.в.»  и Н.В.Загладин  Всеобщая история, в котором получили отражение следующие установки:

  • акцент на раскрытие истории духовной культуры России;

необходимость работы с историческим документом как основным источ­ником исторических знаний, формированию у учащихся умения толковать и анализировать его. С этой целью фрагменты документов включены в текст параграфа, что позволяет рассматривать их органично в рамках изу­чения конкретной темы. Исторические источники снабжены специальны­ми вопросами. Иногда использован прием создания подборки документов, позволяющий давать сравнительный анализ взглядов на изучаемые события и явления;

  • возможность отхода от учительского монолога, организация разнооб­разных диалоговых форм обучения;
  • анализ различных точек зрения по узловым проблемам отечественной ис­тории, т.е. подключение элементов историографии. Причем при изучении дискуссионных вопросов (учитывая содержание базового курса второго концентра обучения) не предполагается подробного освещения позиций тех или иных исторических школ, прямого упоминания конкретных авто­ров и их работ.

Одна из принципиальных установок курса — взвешенный подход к обозначе­нию достижений и негативных явлений и процессов в исторической ретроспекти­ве, а также тех факторов, которые позволяли России и ее народам созидательно решать проблемы, поставленные перед ними историей.

Важным содержательным направлением курса является раскрытие роли вы­дающихся личностей Отечества. В разделах программы указано значительное число имен, вошедших в историю нашей страны. Краткие биографии некоторых из них присутствуют в учебнике. Авторы не предполагают, что жизнь и деятель­ность каждого исторического деятеля будут подробно изложены на уроке. Выбор сделает сам учитель.

Изучение тем, раскрывающих современную историю России и мира, делает необходимым широкое использование материалов СМИ и Интернета.

  1. 9 Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам  курса.   На изучение курса Истории России отводится 70 часов. Всеобщая история -35ч.

Принцип синхронно — параллельного изучения всемирной истории и истории России позволяет реализовать  новый подход к обеспечению усвоения Государственного стандарта старшей школы: метапредметность и интегративность обучения, так как, учитывая исторические процессы международной интеграции и дезинтеграции, практически все уроки носят характер интегрированных в область других образовательных предметов: обществознание, естествознание, экономика, социология, философия, литература, искусство и пр.

2.10 Результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами выпускников полной средней школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты выпускниками полной средней школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками школы содержания программы по истории являются в сфере:

Познавательной:

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для формирования у старшеклассников целостного представления о процессах и тенденциях мирового развития;
  • относительно целостное представление об основных этапах развития системы международных отношений;
  • знание ряда ключевых понятий, терминов и персоналий;
  • умения находить нужную информацию в различныхисточниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные термины и понятия; преобразовывать в соответствии срешаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственнымизнаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам спозиций одобряемых в современном российском обществе социальныхценностей;

Ценностно-мотивационной

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, местаценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизничеловека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умениеприменять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальныхситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами иправилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,патриотизму и гражданственности;

Трудовой

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельностичеловека; основных требований трудовой этики в современном обществе;

правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

Эстетической

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении сдругими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

Коммуникативной

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности всравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе,умение использовать современные средства связи и коммуникации дляпоиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации,позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;

умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вестидиалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
  1. Содержание учебного предмета

Введение

ИСТОРИЯ РОССИИ (70ч)

Раздел 1.Русь изначальная. (5ч)Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркозычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

Раздел 2.Русь в IX – начале XII вв. (6 ч). Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Раздел 3.Политическая раздробленность Руси (3ч). Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельностирусских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. ПравославнаяЦерковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Раздел 4. Борьба Руси за независимость в 13-14в.в.(6ч). Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскуюсистему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания вистории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжестваЛитовского.Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель.Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Раздел 5. В борьбе за единство и независимость. (7ч). Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические итерриториально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязьпроцессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национальногосамосознания на Руси.Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды.Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственнойрелигии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторовна развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центрразвития культуры великорусской народности.Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процессаскладывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальнойструктуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Рольцеркви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Раздел 6. Россия в 16 веке. (6ч). Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологиисамодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитиепоместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширениетерритории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Раздел 7.Россия в смутное время. (3ч) Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России.Восстановление независимости страны.

Раздел 8. Новые черты старой России.(8ч). Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территорииРоссийского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. УчастиеРоссии в войнах в XVII в.Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складываниявсероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в Россииво второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементовв русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства.Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинскаяакадемия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской бытОсобенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания.Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Раздел 9.Россия в XVIII в. ( 9 ч)Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политикапротекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращениедворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовыхпереворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформлениесословного строя.

Раздел 10.Россия в первой четверти 19в.(5ч)Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления.Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативнойидеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистическихотношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

Раздел 11.Россия в годы правления Николая 1.(5 ч)Внутренняя и внешняя политика. Крымская война. Общественная жизнь России. Русская культура. Свод законов Российской империи. Финансовая реформа. Славянофилы и Западники.

Раздел 12.Россия во второй половине 19 в. (5 ч). Реформы Александра 2. Россия после отмены крепостного права. Редакционные комиссии.Земская и судебная реформы. Военная реформа. Народничество.Рабочее законодательство. Польский вопрос. Общество передвижников.

         Уроки повторения и обобщения знаний. Русь-Россия (3 ч)

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (35 часов)

Раздел 1-2. Древнейшая история человечества (4ч). Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Раздел 3-4.Цивилизации Древнего мира и Античная эпоха (5 ч). Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Раздел 5-6. Средневековая цивилизация. (9 ч). Христианская    средневековая    цивилизация   в    Европе.   Складывание     западноевропейского   и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально- политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Раздел 7-9. Новое время: эпоха модернизации (12 ч). Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества. От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.

Раздел 10.Страны Азии и Африки в эпоху европейского господства. (3 ч)Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Итоговое повторение  — 2 часа

  1. Тематическое планирование
Тема Количество

часов

История России 70
1 Русь изначальная 5
2 Русь в 9-начале 12 в.в. 6
3 Политическая раздробленность Руси 3
4 Борьба Руси за независимость в 13-14 в.в. 6
5 Борьба за единство Руси 7
6 Россия в 16веке 5
7 Смутное время 3
8 Новые черты старой России 8
9 Россия в 18 веке 9
10 Россия в первой четверти 19 века 5
11 Россия в годы правления Николая 1. 5
12 Россия во второй половине 19 века 5
13 Уроки повторения и обобщения. Русь-Россия 3
Всеобщая история 35
1-2 Древнейшая история человечества 4
3-4 Цивилизация Древнего мира и Античная Эпоха 5
5-6 Средневековая цивилизация 9
7-9 Новое время: эпоха модернизации 12
10 Страны Азии и Африки 3
16 Повторение. От древности к 19 веку 2
  Итого 105

 

  1. Описание учебно – методического и материального технического обеспечения образовательного процесса:

5.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. А.Н. Сахаров. История России. 2 части. Русское слово. М., 2004
  2. Н.В. Загладин. Всемирная история. Русское слово. М., 2005
  3. А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, С.И. Козленко. Программа курса. История России. Русское слово. М., 2010
  4. С.И. Козленко, Н.В. Загладин,Х.Т.Загладина. Программа курса. История. История России и мира. Русское слово. М.,2012
  5. Энциклопедия истории России 862-1917гг, СD, Интерактивный мир, 2001
  6. История государства и народов России. / CD, ЗАО «1С», 2007.
  7. Контурные карты «История России»,-М.: Из-во ФГУП ПКО «Картография», 2009
  8. Атлас «История России»,-М.: Из-во ФГУП ПКО «Картография», 2009

Перечень технических средств обучения кабинета

  • Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).
  • Мультимедиапроектор (может входить в материально- техническое обеспечение образовательного учреждения).
  • Экран на штативе или навесной (минимальные размеры 1,25 х 1,25)

Перечень цифровых информационных ресурсов Интернет

Мультимедийные пособия:

Электронное пособие:

к учебнику. История России конец 16-18век.

«Энциклопедия История России – 862-1917г»

«Династия Романовых»

«Краткая Российская энциклопедия»

  1. Планируемые результаты изучения программы по истории:

Предполагается, что изучение курса Истории способствует развитию у учащихся значительного круга компетенций:

  • учебно-познавательной;
  • информационно-коммуникативной;
  • социально-адаптивной.

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

— основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

— периодизацию всемирной и отечественной истории;

— современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

— историческую обусловленность современных общественных процессов;

— особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

— проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

— критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

— анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

— различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

— участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

— представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

— использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

— соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

— осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Формы контроля, критерии оценки знаний учащихся

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).

Календарно-тематическое планирование курса История России в 10 классе. 70 ч.-2ч. В неделю.

Приложение № 7.1

Название раздела.

Тема урока.

Цели урока. Вид урока Основные понятия

Образовательного стандарта.

Межпред-

метная

связь.

ИКТ.

Оборудование,

учебно-наглядные

пособия.

Отслеживание

уровня

обученности

Срок

проведения

Кол-

во

часов.

  Раздел 1. Русь

изначальная. 5ч.

               
1 Индоевропейцы.

Исторические

корни славян.

Определить, место предков славян среди индоевропейцев. Выяснить, в чём состояла историческая роль предков славян в период  нашествия кочевых орд с Востока. Лекция. Индоевропейцы, великое переселение народов, демографический взрыв. История Средних веков. Карта. Расселение славян в 5-7в.в. Уяснить следы былой общности индоевропейцев.   1
2 Восточные славяне в 8-9в.в. Охарактеризовать процесс расселения восточнославянских племён на территории Восточной Европы в 8в. Выяснить почему расселение славян в основном носило мирный характер. Комбин «Повесть временных лет», союз славянских племён, путь из варяг в греки, политеизм. История Средних веков, литература. Карта. Восточные славяне в 8-9в.в.

Интерактивное пособие.

Назвать признаки государственности появившиеся у полян и словен в 8-9в.в.   1
3 Появление государства Русь. Первые русские князья. Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей на Руси. Уяснить почему 882г. Является точкой отсчёта древнерусского государства. Комбин Русь, норманисты, государство, варяги, Рюриковичи, договор, полюдье, уроки, погост. История Средних веков, литература. Карта. Древнерусское государство в 9-11в.в. Интерактивное пособие. Знать когда и при каких обстоятельствах на Руси получила начало династия Рюриковичей.   1
4 Правление Святослава. Определить внутреннюю и внешнюю политику Святослава. Уяснить итоги его внешнеполитической деятельности. Комбин Печенеги, «Иду на вы». История Средних веков, литература. Карта.  Древнерусское государство в 9-11в.в. Интерактивное пос. Составить исторический портрет Святослава.   1
5 Древнерусское государство при Владимире. Раскрыть внутреннюю и внешнюю политику Владимира. Определить историческое значение крещения Руси. Комбин Южная линия обороны, световое оповещение, крещение, христианство. История Средних веков, литература. Карта.  Древнерусское государство в 9-11в.в. Интерактив-

ное пособие.

Уяснить итоги русского христианства.   1
  Раздел 2. Расцвет Руси, 11в. –первая треть 12в.  6ч.  
6 Правление Ярослава Мудрого. Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого. Уяснить какие деяния Ярослава укрепляли международный авторитет Руси. Лекция. Первые святые, «Русская правда». История Средних веков, литература. Карта.  Древнерусское государство в 9-11в.в. Интерактив-

ное пособие.

Знать причины усобиц на Руси. Персоналии: Ярослав Мудрый, Святополк, Борис, Глеб.   1
7-8  Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах. Охарактеризовать хозяйственное Руси. Доказать, что Древнерусское государство в 9-11в.в. было раннефеодальным. Комбин. Княжеский домен, кормление, вотчина, феодал, рядович, смерд, монастырь. История Средних веков, литература. Карта.  Древнерусское государство в 9-11в.в. Интерактив-

ное пособие.

Уяснить существующие на Руси формы феодальной  зави-

симости.

  2
9-10 Русь при внуках Ярослава Мудрого

Владимир Мономах.

Охарактеризовать обстановку на Руси при внуках Ярослава Мудрого. Уяснить как события 1113г. В Киеве способствовали восхождению Владимира Мономаха  на великокняжеский престол. Комбин. Крестовый поход, половцы, восстание, «Устав»,

Посадник, шапка  Мономаха,

«Поучение».

История Средних веков, литература. Карта.  Древнерусское государство в 9-12в.в. Интерактив-

ное пособие.

Подтвердить конкретными фактами, что Русь

При Владимире Мономахе превратилась в пол-ноправную часть Европы.

  2
11

 

 

 

Русь к 12 веку.

.

 

 

 

Мониторинг  знаний Повторит.

Обобщ.

    Карта.  Древнерусское государство в 9-12в.в. Интерактив-

ное пособие.

    1
 

 

 

Раздел.3.

Политическая раздробленность

Руси.  3ч.

12-13 Политическая раздробленность

Руси.

Выяснить какие социально-политические и экономические факторы привели к феодальной зависимости. Комбин. Политическая раздробленность, бояре, вече, республика. География, История Средних веков. Карта. Русь в 11-13в.

Интерактивное

пособие.

Уяснить как изменилась карта Древнерусского государства с 11-13в.в.   2
14 Культура Руси 10-начала 13в.в. Зарождение русской цивилизации Определить какие события и процессы повлияли на развитие русской культуры 10-начале 13в.

Какова роль внешнеполитического фактора

В формировании  русской цивилизации.

Комбин. Берестяная грамота

Летописи, ювелир,

Пестун, фольклор,

Общинные традиции,славянская грамота.

География, История Средних веков. Карта. Русь в 11-13в.

Интерактивное

пособие.

    1
  Раздел 4. Борьба Руси за независимость в 13-начале 14в.в. 6ч.                
15 Монголо-татарское нашествие на Русь Уяснить какие события в истории монголов, предшествовали на Русь. Каким образом Чингисхан использовал в своих интересах огромный научный и культурный потенциал Китайской империи. Лекция Монголо-татары,

Тьма, курултай,

Золотая Орда, иго,

ордынский выход,

Ярлык.

География, История Средних веков.

Литература.

Карта. Русь в 13-14в.

Интерактивное

пособие.

Составить истори-

ческий портрет

Чингисхана. Уяснить, в чём сос-

тояла  вассальная

зависимость русс-

ких земель от Орды

  1
16

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Натиск завоевателей на

Северо-западные

границы.

 

Определить какими обстоятель-

ствами северо-западные соседи

Руси для нападения. Уяснить, какие три враждебные силы, сос-

редоточились у северо-западных

границ.

Комбин.

 

 

 

 

 

 

Рыцари, Ливонский орден, орден

Меченосцев.

 

 

 

 

 

География, История Средних веков.

Литература.

 

 

 

Карта. Русь в 13-14в.

Интерактивное

пособие.

 

 

 

 

Знать, почему имя

Александра  Невского пережило века.

 

 

 

 

  1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русь и Золотая Орда при Александре  Невском. Предпосылки возрождения Руси

 

 

 

Охарактеризовать отношения Руси и Золотой  орды, при  Александре Невском.  Раскрыть  роль церкви в возрождении русских земель.

 

 

Комбин.

 

 

Антиордынское

Восстание,

Неврюева рать,

перепись, слобода,

Поместье.

 

 

 

География,

История

Средних

Веков,

Литература.

 

 

Карта. Русь в 13-14в.

Интерактивное

пособие.

 

 

Привести примеры антиордынских выступлений в русских землях.

   

 

1

18-19 Возвышение новых русских центров и начало

собирания земель

вокруг Москвы.

Уяснить какие центры наряду с Москвой могли претендовать на первенство в объединительном процессе. Почему именно Москва стала центром объединения  русских земель. Комбин. Ордынский выход,

ополья.

География,

История

Средних

Веков,

Литература.

Карта.Русь в 13-14в.

Интерактивное

пособие.

Знать, чем завер-

шилось противос-

тояние Москвы, Твери и Вильно во второй половине

14в.

  2
20 Русь к 14 веку. Мониторинг  знаний Повтор. Обобщ.   География,

История

Средних

Веков,

Карта. Русь в 13-14в.

Интерактивное

пособие.

    1
  Раздел 5. В борьбе за независимость и единство.  7ч.
21-22 Эпоха  Куликовской битвы. По пути Дмитрия

Донского.

Определить почему Русь смогла одолеть противника в Куликовс-

кой битве. Уяснить историческое

значение Куликовской битвы.

Охарактеризовать правление Василия 1.

Комбин. Куликовская битва,

Кревская уния,

железный хромец,

Грюнвальдская

Битва, пустынь.

География,

История

Средних

Веков,

Литература.

Карта. Русь в 14-15в.

Интерактивное

пособие.

Сформулировать роль русской православной

церкви в эпоху Куликовской битвы.

  2
23

 

 

 

 

24-25

Феодальная война на Руси.

 

 

 

Охарактеризовать период  фео-

дальных войн. Раскрыть его причины, ход и итоги. Объяснить действия Орды в период феодальных войн.

Комбин.

 

 

 

 

 Феодальная война.

 

 

 

 

 

География,

История

Средних

Веков,

Литература.

 

Карта. Русь в 14-15в.

Интерактивное

пособие.

 

 

Оценить результаты

Феодальной войны

 

 

 

 

  1

 

 

 

 

 

 

Иван 3 государь всея Руси. Русь между востоком и западом.

 

Выяснить как изменилась политическая карта Северо-

Восточной и Северо-Западной Руси за годы правления Ивана 3. Чем завершилось противостоя-

ние Руси и Орды в 1480г.

 

Комбин.

Казанское ханство,

Крымское ханство,

Сибирское ханство,

Вечевой колокол,

централизация,

Боярская дума,

Судебник, приказы.

География,

История

Средних

Веков,

Литература.

 

 

Карта. Русь в 14-15в.

Интерактивное

пособие.

 

Изобразить в виде схемы органы центрального и местного управления.   2
26 Хозяйство и власть. Охарактеризовать хозяйственное

развитие России в 15. Уяснить какие процессы во взаимоотно-

шениях церкви и государства отразила теория Москва третий Рим.

Комбин. Нестяжатели, иосифляне, ереси, стригольники,

трёхполье, починки.

География,

История

Средних

Веков,

Литература.

 

Карта. Русь в 14-15в.

Интерактивное

пособие.

 

Определить на какие стороны жиз-

ни влияло утвер-

дившееся при Василии 3, мнение: что воля царя –это воля божья.

  1
27 Культура и быт в 14-15в.в. Уяснить, какое отражение в культуре, зодчестве и литературе 14-15в.в. нашли события, процессы, явления истории Руси

этого периода.

Комбин. «Русский хронограф», жития,

Хождения, былины,

Скоморохи, игрища.

География,

История

Средних

Веков,

Литература.

 

Карта. Русь в 14-15в.

Интерактивное

пособие.

 

Охарактеризовать развитие культуры и быта в 14-15в.в.   1
  Раздел 6. Россия в 16 веке.   5ч.  
28 Приход к власти Ивана 4. Реформы 1550-х годов. Охарактеризовать внутреннюю политику Ивана 4 в начале его правления. Выяснить какие мероприятия осуществила Избранная Рада, в чём состояло их значение. Комбин. Опекунский совет,

Копейка, чёрный люд, Избранная рада, стрельцы, приказы, Судебник, церковный собор.

География,

История

Нового времени,

Литература.

 

Карта. Россия в 16в.

Интерактивное пособие.

Определить в чём смысл венчания на царство Ивана 4.   1
29

 

 

Внешняя политика Ивана 4.

 

Назвать основные направления и задачи внешней политики России в эпоху Ивана 4.

 

 

Комбин.

 

 

 

Туры, засечная черта, Речь Посполитая, струги.

 

 

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия в 16в.

Интерактивное пособие.

 

 

Уяснить итоги внешней политики Ивана 4.

 

 

  1

 

 

 

 

 

 

30

 

 

Опричнина. Последние годы жизни Ивана 4.

 

Выяснить причины введения Иваном 4 опричнины. Раскрыть его последствия.

 

 

Комбин.

 

 

 

Опричнина, земщина, террор, заповедные годы, урочные лета.

 

География,

История

Нового времени,

Литература.

 

Карта. Россия в 16в.

Интерактивное пособие.

 

 

Уметь показывать на карте опричные земли и земщину.

  1
31 Русская культура 16 века. Уяснить какие события, явления, процессы нашли отражение в русской культуре 16в. Комбин.

 

Исторические песни

Книгопечатание,

«Апостол»,

«Домострой».

История

Нового времени,

Литература.

Интерактивное пособие.

 

Перечислить стили и направления русской культуры 16в.   1
32 Россия к 17веку. Мониторинг знаний  Контр.

Работа.

          1
  Раздел 7. Смутное время.  3ч.                
33 Начало смуты. Определить причины начала смуты в России. Охарактеризо-

вать политику Бориса Годунова. Чем объяснить появление появ-

ление самозванца Лжедмитрия 1

Лекция. Прелестные письма

самозванец.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия на рубеже 16-17в. Интерактивное пособие. Объяснить происхождение названия «Смутное время».   1
34 Кризис общества и государства. Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Василия Шуйского. Уяснить, что явилось пиком смуты. Почему именно это время заслужило такое название. Комбин.

 

Крестоцеловальная запись, гражданс-

кая война, «Тушин-

ский вор», тушинс-

кие перелёты, семибоярщина.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия на рубеже 16-17в. Интерактивное пособие. Назвать фактыговорившие о том, что в начале 17в. в  России началась гражданская война.   1
  35 Спасители Отечества.

 

 

 

Сравнить состав, программы и характер деятельности первого и второго ополчений. Охарактеризовать роль церкви в период смуты. Комбин.

 

Народное ополче-

ние, Совет всея земли, Ярославское

стояние, династия

Романовых

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия на рубеже 16-17в. Интерактивное пособие. Объяснить, что такое народное ополчение.   1
 

Раздел 8. Новые черты старой России. 8ч.

 

   
36 Россия после смуты. Охарактеризовать положение

России после смуты, уяснить какие опасности существовали для дальнейшей судьбы страны в таких условиях.

Комбин.

 

Столбовской мир, Деулинскоепере-

мирие, белые слободы, смоленская война, Азовское сидение.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия на рубеже 16-17в. География,

История

Нового времени,

Дать характеристику личности Михаила Романова.   1
37 Новые черты в жизни России. Перечислить характерные черты

Развития сельского хозяйства, мануфактурного производства и торговли в России в 17в.

Комбин.

 

Соборное уложе-

ние, промыслы, оброк, барщина, мануфактура, сословия.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия в 17в. Интерактивное пособие. Назвать особенности развития с/х, торговли и промышленности.   1
38 «Бунташный век». Раскрыть причины и итоги народных волнений 17в. Найти общее и особенное, в составе участников восстаний и характере борьбы. Комбин.

 

Народные волнения, медный

бунт, крамольники, денежная реформа.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия в 17в. Интерактивное пособие. Уметь показывать на карте районы охваченные народными волнениями.   1
39 Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича. Раскрыть суть и итоги внутренней и внешней политики Алексея Михайловича. Назвать причины проведения и результаты церковной реформы. Комбин.

 

Монастырский приказ, церковный раскол, реестровые

казаки, Переяславс-

кая рада.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия в 17в. Интерактивное пособие. Охарактеризовать личность Алексея

Михайловича.

  1
40 Народы России. Дать характеристику политики России в отношении нерусских народов. Назвать имена крупнейших русских землепроходцев и охарактеризовать их вклад в изучение Сибири и Дальнего Востока. Комбин.

 

Ямская гоньба, ясак, землепроходцы. География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия в 17в. Интерактивное пособие. Назвать причины приводившие к продвижению русских землепроходцев на Восток.   1
41 Россия накануне преобразова-ний. Охарактеризовать преобразования

проведённые Фёдором Алексеевичем. Определить внутреннюю и внешнюю политику  Софьи.

Комбин.

 

Стрелецкое восста-

ние, регентство,

«Вечный мир», крымские походы,

потешные полки.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия в 17в. Интерактивное пособие. Знать какое значение для России имело отмена местничеств.   1
42 Культура и быт. Раскрыть исторические условия, в которых развивалась культура России 17в. Уяснить наиболее существенные достижения культуры России 17 века. Комбин.

 

Великорусская нация, «Вести», «Куранты», Нарышкинское барокко. История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия в 17в. Интерактивное пособие. Сравнить быт России 17в. с их бытом 16в.   1
43 Россия в 17 веке. Мониторинг знаний. Повтор.

Обобщ.

    Карта. Россия в 17в. Интерактивное пособие.     1
Раздел 9. Россия в 18 веке.  9ч.
44 Эпоха Петра 1. Северная война. Уяснить цели Великогопосольства Охарактеризовать ход  военных  действий и итоги Северной войны. Определить насколько они согласуются с целями, которые  были поставлены Петром  1. Лекция. Великое посольство

Регулярная армия, генеральное сражение, империя, император.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия в начале 18в. Северная война.

Интерактивное пособие.

Назвать причины победы России в Северной войне.   1
45 Реформы Петра 1. Охарактеризовать общую

направленность  реформ  Петра1. Сравнить международное

положение России до начала петровских преобразований и в последние годы жизни Петра 1.

Комбин.

 

Верфи, приписные и посессионные крестьяне, меркан-

тилизм, протекци-

онизм, Сенат, Синод,

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия в начале 18в. Северная война.

Интерактивное пособие.

Дать общую характеристику эпохе и личности Петра 1.   1
46 Эпоха дворцовых переворотов. Уяснить почему период истории России, который последовал после

правления Петра 1, назван эпохой дворцовых переворотов.

Комбин.

 

Верховный тайный совет, кондиции, бироновщина, семилетняя война. География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия в начале 18в. Северная война.

Интерактивное пособие.

Назвать причины дворцовых переворотов.   1
47 Расцвет дворянской империи. Охарактеризовать политическую обстановку в России и в Европе, в период когда Екатерина 2 пришла

к власти. Выяснить, чем восстание

Е.Пугачёва отличалось от предыдущих народных выступлений.

Комбин.

 

Вольное экономи-

ческое общество, Уложение, самозва-

нец, губернское де-

ление, жалованная

грамота городам и

дворянству.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия во второй половине 18века. Интерактивное пособие. Дать характеристику личности Екатерины 2.   1
48 Внешняя политика России. Охарактеризовать цели и направления внешней политики Екатерины 2. Комбин.

 

Дессиденты, конфе-

дерация, разделы Речи Посполитой.

География,

История

Нового времени,

Карта. Россия во второй половине 18века. Уяснить, как изме-

нилось положение России в мире в годы Екатерины 2.

  1
49 Экономика и население России во второй половине 18в. Уяснить, какие плюсы и минусы приносил России рост её

территорий во второй половине 18в. Охарактеризовать развитие

промышленности , с/х и торговли в России.

Комбин.

 

Крепостничество,

Вольнонаёмный труд, оброк, барщина, отходничество, ярмарки.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия во второй половине 18века. Интерактивное пособие. Перечислить факторы развития экономики России во второй половине 18в.   1
50 Культура и быт России во второй половине 18в. Выяснить особенности развития русской культуры во второй

половине 18в. Определить, достижения русской культуры отражающий её вклад в мировую культуру.

Комбин.

 

Крепостная интеллигенция, Московский университет, народное образование. География,

История

Нового времени,

Литература

Карта. Россия во второй половине 18века. Интерактивное пособие. Рассказать о каком либо явлении культуры 18в. Срав-

нить быт россиян 18и 17в.в.

  1
51 Тревожное окончание века. Охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики Павла 1. Комбин. Раскрепощение крестьян, швейцар-ские и итальянские

походы.

 

География,

История

Нового врем

Карта. Россия на рубеже 18-19веков.

Интерактивное пособие.

Охарактеризовать личность Павла 1.   1
52 Россия в 18 веке. Мониторинг знаний. Повтор.

Обобщ.

          1
  Раздел 10. Россия в первой четверти-19 века.  5ч.
53 Первые годы правления Александра 1. Охарактеризовать внутреннее положение России в начале правления Александра 1. Опре-

делить, сущность проекта реформ  М.М.Сперанского.

Лекция. Водные системы, Макарьевская ярмарка, Негласс-

ный комитет, мини-

стерства, гос.совет.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия в первой четверти 19в. Интерактивное пособие. Дать оценку первых лет правления Александра 1.   1
54-55 Отечественная война 1812 года. Раскрыть причины начала Отечественной войны. Охаракте-

ризовать ход военных действий в июне-декабре 1812г. Дать оценку решениям Венского конгресса.

Комбин. Континентальная

блокада, Отечест-

венная война, пар-

тизанская борьба, заграничные походы, коалиция.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия в первой четверти 19в. Интерактивное пособие. Определить почему война 1812года получила название Отечественной.   2
56 Жизнь России в послевоенный период. Охарактеризовать положение на-

родных масс России, после окончания войны 1812г.. Уяснить, что после окончания отечествен-

ной войны наталкивалоАлексан-

дра 1, на размышления об отмене крепостного права и принятии

Конституции в России.

 

Комбин. Военные поселения

Государственная уставная грамота Российской империи, конституция.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия в первой четверти 19в. Интерактивное пособие. Сравнить проекты реформ М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева.   1
57 Движение декабристов. Уяснить какие события явились предпосылками движения декабристов. Сравнить программы «Южного» и «Северного» обществ.

 

Комбин. Союз спасения, союз благоденствия

Северное и Южное

общества, декабристы.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия в первой четверти 19в. Интерактивное пособие. Назвать причины поражения выступ-

ления декабристов.

  1
  Раздел 11. Россия в годы правления Николая 1.  5ч.

 

 
58 Внутренняя политика Николая1. Охарактеризовать государствен-

ные преобразования Николая 1. Выделить наиболее важные решения Николая 1 в области крестьянского вопроса. Определить политику России в Польше и на Северном Кавказе.

Комбин. Кодификация, свод законов Российской империи, финансо-

вая реформа, третье отделение, теория официальной народности.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия в первой четверти 19в. Интерактивное пособие. Дать оценку личности Николая 1

Уяснить суть теории официальной народности.

  1
59 Внешняя политика Николая 1. Крымская война. Определить основные направле-

ния внешней политики России в

годы правления Николая 1. Раскрыть причины, характер и

итоги Крымской войны.

Комбин. «Восточный вопрос», «Жандарм

Европы».

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия в первой четверти 19в. Интерактивное пособие. Назвать причины поражения России в Крымской войне.   1
Общественная и духовная жизнь России. Объяснить, в чём суть противоречий во взглядах славянофилов и западников. Определить истоки российского

Социализма.

Комбин. Славянофилы, западники, панславизм, утопи-

ческий социализм.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Интерактивное пособие. Определить основные направ-

ленияобществен-

ной жизни России в первой пол. 19века.

  1
61 Русская культура в первой половине 19 века. Определить вклад России в сокровищницу мировой культуры, в первой половине 19в. Комбин. «Золотой век», ампир, классицизм,

Романс.

Литература Интерактивное пособие.     1
62 Россия в годы правления Николая 1. Мониторинг знаний Повтор.

Обобщ.

  География,

Литература.

Карта. Россия в первой четверти 19в.     1
  Раздел 12. Россия во второй половине 19 в.  5ч.                
63 Реформы Александра 2. Назвать главные положения ре-

Формы 1861г. Охарактеризовать

результаты земской, городской,

судебной и военной реформы, изменения системы образования

Комбин. Редакционные ко-

миссии, манифест,

Польский вопрос,

Реальные училища,

гимназии.

География,

История

Нового времени,

Литература.

Карта. Россия во второй половине 19в. Интерактивное пособие. Знать основные положения и итоги реформ 60-х годов 19в.   1
64 Россия после отмены крепостного права  Охарактеризовать экономическое состояние России в порефор-

менный период. Уяснить сущность и идеологическую основу народнического движения.

Комбин. Мировые посредники, уставная грамота, «Земля и воля», народничество. География,

История Нового времени,

Литература.

Карта. Россия во второй половине 19в. Интерактивное

Пособие.

Назвать идеологическую и социальную базу народовольцев, три течения в народничестве.   1
65 Россия в годы правления Александра 3. Определить основные направления внутренней и внешней политики России в годы правления Александра 3. Комбин. Крестьянский поземельный банк,

Рабочее законодательство.

География,

История Нового времени.

Карта. Россия во второй половине 19в. Интерактивное пособие. Дать оценку личности Александра 3.   1
66 Государст-венно-

социальная система России в конце 19 в.

Раскрыть социально-экономичес-

кое развитие российского общества в конце 19в.

Комбин. Сословия, святейший синод, комитет министров. География. Карта. Россия во второй половине 19в. Интерактивное пособие. Сравнить положе-

ние рабочего класса в России и в других странах

  1
67 Русская культура во второй половине 19в. Выяснить какие исторические события, процессы общественной жизни оказали наибольшее влияние на культуру

страны изучаемого периода.

Комбин. Нигилист, общество

передвижников, могучая кучка.

Литература, обществоз-нание. Интерактивное пособие. Уяснить достижения русской культуры во второй половине 19 века.   1
68-70 Русь-Россия 19 век. Мониторинг знаний. Уроки повторе-

ния и обобщ.

  География,

История Нового времени,

Литература.

Карта. Русь в 9-15в.

Россия в 16-19в.в.

Интерактивное пособие.

    3

Календарно-тематическое планирование элективного курса «История зарубежных стран»-35 ч.  1 час в неделю.

Название раздела

Тема урока

Цель урока

 

Вид урока Основные понятия Межпредметные связи. ИКТ. Оборудо-вание. Отслеживание уровня обученности. Срок

провед

Кол-воч.
  Раздел 1.Пути и методы познания истории.  2ч.
1 Этапы развития исторического знания.Закономерности и случайности  в жизни народов. Охарактеризовать  источники исторического знания. Указать характерные черты исторической науки на различных стадиях её развития. Лекция. Археология, антропология, этнология,гераль-дика, прогресс, общественно-экономическая формация. История Древнего мира, История средних веков, Новая история. Карта полуша-рий. Знать особенности исторических взглядов различных общественно-экономических формаций.   1
2 Проблемы периодизации всемирной истории. Определить какие подходы к периодизации  всемирной истории существовали  в исторической науке. Объяснить, почему любая периодизация  условна. Комбини-рованный. Неолитическая революция, первобытно-общиный строй, рабовладельчес-кая формация, феодальное общество, новое время, новейшее время. Общество-знание, биология. Карта полуша-рий. Усвоить этапы развития человечества.   1
  Раздел 2. Первобытная эпоха.  2ч.              
3 У истоков рода человеческого. Выяснить какие факторы способствовали выделению человека из мира природы. Комбин. Человек разумный человеческая раса, мезолит, вождь фетишизм, тотемизм, жрец. Биология, история, Древнего мира. Карта: полу-шарий Знать направления эволюции человеческого рода.   1
4 Неолитическая революция. Уяснить, какие изменения в отношении человека и природа, происходили в период неолитической революции. Комбини-

рованный.

Земледелие, скотоводство, матриархат, патриархат. Биология, история Древнего мира. Карта полуша-рий. Знать факторы способствовав—шиезарожде-ниюимущест-венного нера-венства.   1
  Раздел 3 Первые государства Древнего мира 2ч                
5 Деспотии Востока Выяснить в каких регионах мира сложились первые государственные образования..Как климатические условия влияли на становление древних  государств. Лекция. Ирригация, патриархальное рабство, общинное землевладение, повинности деспотия, пирамида История Древнего мира. Карта Древний Египет,Интерак-тивноепособие. Знать признаки государства и культурные достижения Древнего Египта.   1
6 Расширение ареола цивилизации Указать причины, слабости деспотических государств. Раскрыть особенности развития цивилизаций Древней Индии, Древнего Китая и Передней Азии. Комбинир Номы, военная деспотия, варны, зароостризм, буддизм, даосизм,   иудизм. История Древнего мира. Карта. Государст-ва Древнего Востока. Дать характеристику деспотиям, сложившимся в начале желез-ного века.   1
  Раздел 4.Античная эпоха в истории человечества. Крушение империй Древнего мира 3ч.          
7 Города государства Греции. Борьба за господства над Средиземно-морьем. Уяснить, что было общего в развитии римского и афинского полисов и чем они отличались. Объяснить ,почему в античную эпоху велись войны за господство над Средиземноморьем. Комбинир Полис, архонт, ареопаг, илот, сенат, плебеи, республика, консул, народные трибуны История Древнего мира. Карта Греция и Рим Интеракт.пособие Уметь показывать на карте полисы Греции и Италии   1
8 Возвышение Рима Охарактеризовать  внешнюю политику Рима.Указать факторы обусловившие кризис Римской республики. Уяснить почему полисное устройство стало тормозом для дальнейшего развития  государственности Комбинир Пуническая война, триумвират, колизей История Древнего мира. Карта.Рим Персоналии:

Ганнибал, Тиберий Гракх, Гай Гракх, Сулла, Ю.Цезарь, Нерон

  1
9 Изменение условий развтития народов Евразии. Закат Римской империи. Указать демографические и климатические факторы приведшие к Великому переселению народов. Выяснить причины сыгравшие решающую роль в упадке Рима. Комбинир Натур.хозяйство, великое переселение народов, христианство, варвары,вандалы,лангобарды. История Древнего мира, обществоз-нание. Карта Европа Персоналии:Овидий, Аттила,Гораций Вергилий, Алларих,Феодо-сий, Одоакр   1
  Раздел 5.Средне-вековая цивилизация  5-10 в.в. 4ч.              
10 Мир эпохи средневековья Объяснить учащимся какой период в современной  хронологии, понимается под термином «средние века». Раскрыть мировоззрение средневекового европейца. Лекция Эпоха возрождения, средний век. История Древнего мира, обществоз-нание. Карта. Европа на рубеже5-6 веков. Знать почему многие ученые говорят о европейском средневековье»   1
11 Экспансия ислама Охарактеризовать природные условия Аравийского полуострова, рассказать о возникновении ислама, показать его отличие от других мировых религий. Комбинир Меджлис, ислам, коран, шариат, джихад,  халиф, мулла, мечеть. История средних веков, обществоз-нание. Карта.Завоеваниеарабов, арабский халифат. Перечислить достижения халифата.Знать причины кризи-са  Халифата.   1
12 Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе. Указать особенности социально-экономических отношений, складывавшихся в Европе в период раннего средневековья. Комбинир Родовая община, соседская община, феод, барщина, оброк, сеньор, вассал. История средних веков, обществоз-нание. Карта. Западная Европа в 8-9вв. Иметь представление о понятии феодальная лестница.   1
13 Византия и Восточная Европа в 5-10вв Охарактеризовать  внутреннее устройство Византийской империи. Раскрыть социально-экономическое развитие Византии.Указать отличительные черты     хозяйственного уклада славян. Комбинир Фемы, стратег, кириллица, целибат,кардинал,симония. История средних веков. Карта. Византийская импе-рия.Восто-чная  Ев-ропа 5-10в Знать истоки конфликта между двумя центрами христианской церкви   1
14 Западная Европа в 11-13вв. Инквизиция  и крестовые походы Проследить процесс становления  средневековых городов в Европе.  Указать причины обострения конфликтов между церковью и светской властью.Уяснить причину крестовых походов. Лекция Магистр, университет, ереси, крестовый поход, аутодафе. История средних веков. Карта западная Европа 11-13вв. Персоналии: Григорий VII, Генрих IV, Урбан II Иннокентий, Фома Аквинский.   1
15 Общественно-политическое развитие государств Европы. Указать предпосылки усиления королевской власти в странах Западной Европы. Уяснить особенности развития стран Восточной Европы. Комбинир Гильдии, органы сословногопредставительст-вапарламент, генеральные штаты, Великая хартия. История средних веков,

география.

Карта Европа в12-14вв

Интерак-тивноепособие.

Уметь сравнивать и характеризова-ть основные типы госуд-ти сложившихся в странах Европы   1
16 Государства Азии в период Европейского средневековья. Охарактеризовать особенности общественного устройства и хоз-ой деятельности монголов. Уяснить как становилась Османская империя и развивалась Индия. Комбинир Хан, курултай, нукер, улус, тьма, красные повязки, империя Великих моголов. История средних веков,

география

Карта Азия

Интр.пособие

Уметь показы-вать на карте государства Азии в период средневековья.   1
17 Международные отношения и войны средневековья. Охарактеризовать  мотивы и итоги крестовых  походов. Уяснить внутреннюю и внешнюю политику Франции и Англии в 14-15веках. Комбинир Крестовые походы, рыцарские ордены, ганзейский союз, жакерия, столетняя война. История средних веков,

география.

Карта .Европа в период крестовых походов. Знать персоналии:

Эдуард, Филипп, Жанна д,Арк,УотТайлер

  1
18 Духовная жизнь европейскогосредневековья. Охарактеризовать  особенности духовного культурного развития стран Западной Европы, в средние века. Уяснить различия готической и романской архитектуры. Комбинир Схоластика, мистицизм, романский  стиль, готический стиль, кинопечетание. История средних веков,

литература.

Интерак-тивноепособие. Знать какие научные открытия были совершены в эпоху средневековья.   1
  Раздел. 7.Европа в раннее новое время  3ч.            
19 Новое время: эпоха перемен.Великие географические открытия.Завоевание Америки Определить точки зрения на периодизацию историю нового времени. Охарактеризовать причины и итоги географических открытий Лекция Конкистадоры, реконкисты, диссентеры, колониальные товары,Ост-Индская компания Всеобщая история 15в Геграфия Карта Великие герафические открытия Знать персоналии.Бар-толомеуДиас, Васко-да Гама, Христофор Колумб, Э.Кортес.   1
20 Западная Европа. Эпоха Реформации. Охарактеризовать социально-поли тическое  и экономическое развитие Западной Европы в эпоху Реформации. Комбинир Мануфактура, товарно-денежные отношения, реформация, контрреформация, иезуиты. История Нового времени 19в Карта Западная Европа в эпоху реформации контрреформации. Знать факторы содействовав -шие ослаблению влияния, католической церкви в странах Европы   1
21 Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе. Раскрыть сущность абсолютизма. .Назвать особенности абсолютизма в Англии и Франции.  Уяснить особенности  Вестфальской системы  международных отношений. Комбинир Меркантилизм, тайный совет, Варфоломеевская ночь, Вестфальская система. История Отечества 17в. Карта Западная Европа в эпоху реформа-ции , контре-формации. Перечислить противоречия европейской политики начала 17в.   1
Раздел 8.Время революционных потрясений. 4ч.
22 Первые буржуазные революции. Выяснить особенности  первой буржуазной  революции в Европе. Назвать причины кризиса абсолютистского режима в Англии. Развивать умения учащихся работать с текстом. Лекция. Буржуазная революция, билль,Великая ремонстрация левеллеры, республика, протекторат. История Нового времени 19в Карта. Английс-каярево-люция 17вИнтеракт.пособие.

 

Знать персоналии: Яков1, Карл1, Оливер Кромвель,Карл2, Джон Лильберн   1
23 Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. Охарактеризовать различные взгляды просветителей. Уяснить как мыслители эпохи Просвещения объясняли события общест. жизни. Комбинир Просвещение, разделение властей. Обществоз-нание. Интеракт.пособие. Персоналии: Джон Локк, Вольтер, Жан Жак Руссо.   1
24 Война за независимость в Северной Америке. Назвать причины обострения противоречий между Великобританией и её колониями в Северной Америке. Охарактеризовать итоги войны за независимость. Комбинир Бостонское       чаепитие, Декларация независимости, волонтеры,конс-титуция, конгресс. История Отечества Карта. Война за независи-мость в Северной Америке. Определить сложности воз-никшие в про-цессестановле-нияамерикан-скогогосуд-ва.   1
25 Великая французская революция и её последствия для Европы. Выделить и охарактеризовать основные этапы Великой Французской революции. Уяснить какое влияние оказала революция на страны Европы. Комбинир Учред-ное собрание, коституционная, монархия,террор, реставрация, репрессии, Якобинская  диктатура. История Отечества

18 век.

Карта. Великая Французс-каярево-люция Знать итоги Великой Французской революции.   1
  Раздел 9 Страны Европы и Америки в конце 18-19вв 5ч              
26 Промышленный переворот в Англии и его последствия. Противоречия промышленной эпохи. Указать соц-эконом и полит предпосылки промышленного переворота и его последствия. Определить какие противоречия в обществе углубила промышленная эпоха. Комбинир Акт о престоло-наследии, про-мышленный пере-ворот, система международногоразделениятруда,луддизм,локаут. История нового времени

18век.

Политическая карта мира. Иметь представление, об изменениях в промышлен-ном производстве в 19в.   1
27 Идейно-политическое развитие стран Западной Европы 19в. Выяснить какие общественно политические течения сложились в Европе.Развивать у уч-ся, умений работать с текстом и документами учебника. Комбинир Либерализм, кон-серватизм, марк-сизм, утопическийсоциализм, союзкоммунистов. Обществоз-нание. Политическая карта мира. Уметь опреде-лять течения общественнополитическоймысли  19в.   1
28 Наука и искусство в 18-19вв. Охарактеризовать  изменения которые произошли в 18-19в,в таких отраслях ,как наука и искус-ство.Развивать у учащихся уменияделать выводы, сравнивать. Комбинир Интернациональ-ный характер, романтизм, реализм. Литература, химия, искусство, физика Интерак.

пособие

Определять результаты научных достижения 18-19вв.   1
29 Страны континентальной Европы в период промышленного переворота. Раскрыть социально-экономичес-кое и  политическое развитие стран континентальной Европы в период промышленного  переворота. Комбинир Всеобщее избира-тельное право, Парижская ком-муна, националь-ное объединение. География, история Отечества19век. Карта Европа в19в. Знать причины и итоги       революций в Европе.   1
30 Страны западного полушария в 19в. Охарактеризовать  колониальную политику европейских государств в Латинской Америке. Указать причины и последствия     Гражданской  войны в США. Повторительно-обобщаю-щий. Независимое государство, доктрина Монро, гражданская война, гомстед. География, история Отечества

19век.

Карта. Америка в 19в. Знать особен–ностиосвобо-дительного движения в Латинской Америке.   1
Раздел 10.Страны Азии и Африки в эпоху европейского господства. Новая система международных отношений. 4ч.
31 Мир Востока в 18в.  наступление колониальной системы. Определить социально-экономи-ческое  развитие: Османской империи, Индии и Китая. Указать общие для этих стран проблемы. Лекция Военно-ленная система, янычар, сипаи, политика изоляционизма. История Отечества

19век.

Карта. Азия в 18в. Персоналии: Ян Собеский, ЦяньЛуан, Хуан Цзунси.   1
32 Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока. Учащиеся должны уяснить что 19в время колониальных захватов промышленного капитализма, что страны Азии были превращены в колонии и стали зависимыми. Комбинир Восточный вопрос, политика танзимата, кули, дайме, сегун, самураи, синтоизм История Отечества 19век. Карта.Колониаль-ные захваты в 19в. Уяснить как была сформирована колониальная система.   1
 

33

Эволюция  системы международных отношений вновое время.

 

 

Охарактеризовать систему международных отношений сложив в Европе после возникновения национальных государств Германии и Италии.

 

Комбинир

 

Принципы баланса, Тильзитскийдоговор,    Священный союз.

 

География

 

Карта Мир в 19 в. Интрер. пособие

 

Дать оценку решениям Венского конгресса.

   

1

34-35 От древности к 19в. Мониторинг знаний Повтори-тельнообобщаю-щий.   История Отечества,география,литература. Карта, интеракт..пособие.     2

 

Приложение № 7.2

Положение о системе оценивания в предмете

Для того чтобы оценка соответствовала поставленным принципам, используется несколько вариантов оценивания:

  • рейтинговая оценка (учащиеся  набирают рейтинговые баллы за ответы, ведение тетради, активность на уроке, которые суммируются и дают определенное место, среди всех учащихся);
  • словесные оценки, которые особо выделяю тех учащихся, которые отвечающих на нестандартные вопросы, требующие сообразительности или эрудиции;
  • зачетная система (текущее оценивание не проводится,  а окончание темы, раздела заканчивается всесторонним опросом);

При оценивании учащихся, следует обращать  внимание на следующие моменты:

  • умение находить нужную информацию, различать виды информации, связывать информацию с целью поиска, суммировать информацию;
  • умение подбирать факты, полученные в процессе изучения (поставить цель, задать вопрос);
  • умение оценивать информацию (различать факты и вымысел, факты и мнения, сравнивать информацию, поступившую из нескольких источников);
  • умение делать выводы (обобщение фактов, оценивание последовательности), умение сделать приблизительное заключение на основе фактов.
  • умение передать информацию (точная творческая передача информации, с помощью устной и письменной речи);
  • умение интерпретировать источники информации (ориентироваться по карте, находить нужное место, сравнивать карты и делать выводы);
  • умение выстраивать хронологический порядок вещей, связывать прошлое и будущее, находить различия в периодах времени;
  • умение решать проблемы (распознавать, определять проблемы, собирать факты, относящиеся к проблеме).

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

  1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
  2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
  3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опытане в контексте задания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.