Рабочая программа по ИЗО 4 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс

  1. Планируемые результаты предмета

В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере:

эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным);

-толерантное принятие разнообразия культурных явлений;

-художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере:

-способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере:

-навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);

-стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;

– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

в познавательной сфере:

-понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; -умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;

-сформированности представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;

в ценностно-эстетической сфере:

-умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству;

-осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;

-умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);

-проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере:

-способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; -умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере:

-умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;

-моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

-понимание образной природы искусства;

-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

-умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

-изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

-умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

-умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

-выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

-умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

2Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года обучения. Система художественно — творческих занятий имеет концентрический принцип по строения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

1 класс – «Художник и природа родного края».

2 класс – «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».

3 класс – «Художник и природа разных стран мира».

4 класс – «Художник, природа и я».

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года

основывается на четырёх блоках: «Художники мир природы», «Художник и мир животных», «Художники мир человека»,

«Художник и мир искусства»

4.Тематическое планирование  предмета «Изобразительное искусство»

1.Художник, природа и я

  1. Учимся смотреть и видеть, 2. Линия горизонта 3. Свет и тень
  2. Растительный орнамент 5. Дождь 6. Морской пейзаж . 7.Горный пейзаж
  3. Необычные подземные музеи 9. Тайны лабиринтов

2.Художник и мир животных

.1 Рисунки животных с натуры  2.Чёрная кошка . 3.Скульпторы-анималисты  4. Рельефное изображение животных  5. Образы насекомых в стихах  6. Образы животных в книжной иллюстрации  7. Талисманы Олимпийских игр 8. Фантастические животные

  1. Художник и мир человека
  2. Ты –художник 2. Интерьер с окном 3. Дружеский шарж 4. Парадный портрет 5а. Искусство костюма: Изменчивая мода 5б. Искусство костюма: Театральный костюм
  3. Знаменитые скульптуры 7. Знаменитый город 8. Герб  9. Художник-дизайнер
  4. Машины-роботы
  5. Художник и мир искусств
  6. Книжка-игрушка 2. Музеи игрушки 3. Театр на колёсах 4. Большой театр 5. В мире кино 6а. Музеи мира:  Музей-панорама  6б. Музеи мира:  Дрезденская картинная галерея

7а. Художественные выставки: Передвижные выставки

7б. Художник  и время. Выставка детского изобразительного творчества.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

5.1  Описание учебно – методического и материального технического обеспечения образовательного процесса:

Учебные пособия для учащихся:

  1. Копцева, Т. А. Изобразительное искусство. Творческая папка для учащихся к учебнику для 4 класса / Т. А. Копцева, В. П. Копцева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
  2. Копцева, Т. А. Изобразительное искусство. Художественное лото для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Копцева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

Дополнительные пособия для учителя:

  1. Азбука народных промыслов. 1–4 классы: доп. материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И. А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина / авт.-сост. И. В. Федотова.– Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Изобразительное искусство. 1–4 классы. Упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников: описание опыта, конспекты  уроков.  1–6 кл. /  авт.-сост. С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Ходушина, Н. П. Ребёнок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.
  7. Энциклопедический словарь юного художника / сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983.
  8. Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс] : электрон. каталог учеб. таблиц. – М.: Спектр, 2007. – режим доступа: http://www.posobiya.ru>NACH_SKOOL/ISKUSS/index.html
  9. Искусство. Введение в цветоведение [Электронный ресурс] : электрон. каталог учеб. таблиц. – М.: Спектр, 2007. – режим доступа : http://www.posobiya.ru>NACH_SKOOL/ISKUSS/index.html

Интернет-ресурсы:

Ассоциация ХХ Ι век»www.ass21vek.ru.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

Модели и натурный фонд.

Информационно-коммуникационные средства.

Технические средства обучения.

Учебно-практическое оборудование.

Материально-техническое обеспечение

  1. Книгопечатная продукции:

— методические журна­лы по искусству;

-учебно-наглядные пособия (таблицы, пла­каты, рисунки, схематические рисунки, схемы);

-хрестоматии литера­турных произведений к урокам изобрази­тельного искусства;

-энциклопедии по ис­кусству, справочные издания;

-альбомы по искусству;

-книги о художниках и художественных му­зеях;

-книги по стилям изобразительного ис­кусства и архитектуры;

-словарь искусствовед­ческих терминов.

  1. Печатные пособия:
-портреты русских и зарубежных художни­ков;

-таблицы по цветоведению, перспективе, построению орна­мента;

-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

-схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

-таблицы по народ­ным промыслам, рус­скому костюму, деко­ративно-прикладному искусству.

            3.  Технические средства обучения (ТСО):

-оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, экран, фотоаппарат, видеокамера).

4.  Экранно-звуковые пособия:

-аудиозаписи по музы­ке, литературные про­изведения;

-фильмы: памятники архитектуры;  художественные музеи; виды изобразитель­ного искусства; творчество отдель­ных художников; народные промыс­лы; декоративно-при­кладное искусство; художественные технологии;

-презентации на дисках: по видам изобра­зительных (пласти­ческих) искусств; по жанрам изобра­зительных искусств; по памятникам ар­хитектуры России и мира; по стилям и направлениям в искус­стве; по народным про­мыслам; по декоративно-прикладному искус­ству; по творчеству ху­дожников.

              5.  Модели и натуральный фонд:

— муляжи овощей и фруктов, гербарии;

— изделия декоратив­но-прикладного ис­кусства и народных промыслов;

— Гипсовые геометри­ческие тела

— Керамические изде­лия (вазы, кринки и др.)

— Драпировки

— Предметы быта (ко­фейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

   6. Учебно-практическое оборудование:

— краски акварельные, гуашевые, тушь;

— бумага АЗ, А4, цветная;

-фломастеры, восковые мелки;

— кисти беличьи № 5, 10, 20;

— ёмкости для воды.

 

 

  1. Календарно – тематическое планирование (34 часа в год)

Тема: ХУДОЖНИК, ПРИРОДА И Я

Тема

Страницы учебника

Содержание деятельности учащихся Планируемые предметные и личностные  результаты

 

Формируемые универсальные учебные действия            Дата проведения
1  Учимся смотреть и видеть

С.6-10

Знакомятся с учебником и принятыми в нём условными обозначениями.

Вспоминают разные художественные материалы, анализируют их выразительные качества.

Рассматривают Творческую папку ученика как форму хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка – возможные формы хранения творческих работ, выполненных на уроке и во внеурочное время).

Анализируют рисунки сверстников на один и тот же сюжет: «Я – фотограф», которые имеют разные композиции.

Понимают, что композиция – важнейший, организующий элемент рисунка, придающий ему единство и цельность, – средство художественного выражения.

Делают вывод о том, что художник – внимательный зритель, а выразительность рисунка зависит от оригинальности замысла и композиционного решения, что обложка Творческой папки или альбома для рисования, на которых помещён авторский рисунок – визитная карточка юного художника.

Выполняют творческое задание: создают рисунок на свободную или заданную тему «Я – фотограф», используя любой художественный материал, на 1/4  альбомного листа, или используют специальный формат из Творческой папки,  приклеивают свой  рисунок на обложку Творческой папки или альбома.

Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на  бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).

Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.

Выполнять рисунок по собственному замыслу или на тему.

Анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Придумывать оригинальные  названия своим рисункам:

«Я увидел, как птицы  вылетели из-за трёх деревьев», «Летом я купался в море», «Я люблю фотографировать природу», «Я люблю фотографировать кота  Васю», «Я люблю фотографировать свою семью», «Я люблю фотографировать машины» и т.п.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Высказывать пути решения образовательной проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий.

Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 
2 Линия горизонта

С. 10-14

Знакомятся с содержанием учебника.

Рассматривают произведения изобразительного искусства, в которых образ родной природы представлен оригинально.

Рассматривают детские рисунки, отмечают выразительные качества композиции: умение детей по-своему отразить тему «Дорога, уходящая вдаль», «Путь».

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь?».

Выполняют творческое задание: создают рисунок на тему «Дорога, идущая к  горизонту», «Я гуляю по извилистой дорожке парка», «Дорога к храму», «Яблоневая аллея в цвету», «Лучезарное солнце освещает мой путь» или др.

Различать выразительные возможности разных художественных материалов.

Анализировать выразительность произведений изобразительного искусства.

Выполнять оригинальную композицию на тему урока «Линия горизонта»: рисунок создавать карандашом с последующим включением цвета.

Использовать  формат листа (квадрат, узкий, вытянутый по вертикали или горизонтали) и цветовую гамму (тёплую, холодную) в выразительных целях.

Оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию, использовав в рисунке разное положение линии горизонта.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей практической работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

 
3  Свет и тень

С. 15-19

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с содержанием учебника, раскрывающим особенности изображения света и тени в  рисунке.

Узнают о том,  что игра света и тени создает ощущение солнечного дня, как в графических, так и в живописных произведениях.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь?».

Анализируют композиции рисунков сверстников.

Выполняют творческое задание: создают композиции на тему «Тень в пейзаже», «Таинственная тень натюрморта», «Я и тень» с использованием выразительных средств живописных или графических материалов.

Оценивать выразительность светового контраста живописных произведений. Высказывать суждения о выразительности теней в рисунке как важном композиционном элементе, раскрывающем глубину замысла (тень – подруга солнца, тень-призрак, ритмы теней деревьев, тень дразнится, повторяя все действия за человеком; тень тащится за человеком, животным и т.п.).

Различать графические и живописные произведения.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.

Выполнять оригинальную композицию по теме урока «Свет и тень», используя выразительные возможности светового контраста.

Передавать в самом общем виде перспективные сокращения предметов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию  «Свет и тень»? Высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

 
4 Растительный орнамент

С. 20-23

Знакомятся с содержанием учебника, с особенностями ритмической организации растительных орнаментов.

Анализируют китайский, персидский и древнерусский орнаменты, находят своеобразие в орнаментах южных и северных стран.

Выражают отношение к рисункам сверстников.

Высказывают суждения о выразительности тёплого и холодного колорита.

Выполняют творческое задание: создают орнаментальную композицию, используя любой цветной материал.

 

Оценивать выразительность ритмически организованных орнаментальных композиций.

Сравнивать разные национальные орнаменты.

Различать тёплые и холодные  цвета.

Выполнять оригинальный растительный орнамент, используя выразительные возможности тёплой или  холодной гаммы цветов и ритмическое чередование стилизованных растительных элементов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес в решении проблемы урока: как создать оригинальный растительный орнамент в полосе,  высказывать пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 
5  Дождь

С.24-27

 

Знакомятся с содержанием учебника, с природной красотой дождя, загадками о нём и образными сравнениями.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь?».

Узнают о  многообразии форм изображения дождя живописными и графическими материалами.

Знакомятся с произведениями Юрия Пименова и Франса Мазереля.

Высказывают свои суждения о детских рисунках.

Выполняют творческое задание: создают изобразительный образ дождя, используя живописные или графические материалы. Придумывают рисунку авторское название.

Оценивать красоту дождя и коварство ливня.

Различать выразительные средства живописи и графики.

Различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет

Выполнять оригинальную композицию «Дождь» и давать ей необычные названия.

Оценивать выразительность результатов творческой деятельности профессиональных художников, своей и сверстников.

Придумывать рисунку оригинальное название: «Грибной дождь», «Колючий дождь», «Ласковый дождь», «Я под зонтом» и т.п.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать выразительную оригинальную композицию «Дождь», предлагать пути решения  проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план  действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 
6  Морской пейзаж

С.28-33

Знакомятся с содержанием учебника.

Закрепляют представления о пейзаже  как жанре изобразительного искусства, картине, на которой изображается природа.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Узнают о том, что свои внутренние переживания и чувства можно передать через цвет, фактуру морского пейзажа.

Анализируют произведения живописи: марины, созданные разными художниками.

Высказывают свои суждения по поводу композиции и цветового решения рисунков сверстников.

Сравнивают выразительность контрастного и нюансного цветового решения пейзажей-марин.

Выполняют творческое задание: изображают морской пейзаж в тёплом или холодном, контрастном или нюансном цветовом решении, используя любой цветной художественный материал. Придумывают пейзажу оригинальное название.

Вычленять своеобразие образного языка живописи, в которой цвет является основным средством выражения.

Различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет.

Выделять среди других пейзажей марины.

Отличать выразительность творческого почерка разных художников.

Различать тёплые и холодные цвета.

Создавать оригинальную контрастную или нюансную композицию морского пейзажа.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Выражать через название эстетическое отношение к изображению: «Штиль. Я любуюсь морем», «Солнечные зайчики купаются в море», «Шторм в Индийском океане»,  «Музыка моря», «Задумчивый закат», «Мне и морю грустно», «Торжественный закат на море и я» или др.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, использовать образные сравнения и сопоставления,  синтез и анализ при решении художественно-творческих задач

 
7  Горный пейзаж

С.34-35

Знакомятся с содержанием  учебника.

Закрепляют представления о пейзаже как жанре изобразительного искусства, картине, на которой изображается природа.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Узнают о том, что свои внутренние переживания и чувства можно передать через цвет, фактуру горного пейзажа.

Анализируют пейзажи Николая Рериха, высказывают свои суждения по поводу их композиции и цветового решения.

Сравнивают выразительность холодного и контрастного цветового решения горных пейзажей.

Выполняют творческое задание: изображают горный пейзаж в тёплом или холодном, контрастном или нюансном цветовом решении, используя любой цветной художественный материал. Придумывают пейзажу оригинальное название.

Высказывать эмоциональные суждения о живописных работах Н. Рериха.

Различать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.

Знать о том, что цвет является главным выразительным средством живописи. Различать тёплые и холодные цвета.

Выполнять оригинальную  композицию горного пейзаж в тёплом, холодном или контрастном колорите для достижения своего замысла.

Оценивать выразительные качества  изображений.

Выражать через название эстетическое отношение к изображению: «Сильные высокие горы», «Студёные горы», «Каскад гор, освещённых солнцем», «Я встречаю красивый рассвет в горах», «Печальная музыка гор», «Вулкан сердится», «Горный дракон», «Торжественный горный пейзаж» др.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать выразительную композицию горного пейзажа, высказывать пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 
8 Необычные подзем-ные музеи

С.36-39

Знакомятся с содержанием учебника, любуются подземными красотами пещер, сталактитами и сталагмитами.

Узнают о том, что древние художники оставили в пещерах линейные и силуэтные наскальные рисунки животных: мамонтов, лошадей, быков и др.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь». Вспоминают приёмы работы в технике монотипия.

Выполняют творческое задание: изображают залы ледяных пещер или иллюстрации к сказке П. Бажова «Хозяйка Медной горы».

Придумывают оригинальное название своей композиции.

 

Высказывать эмоциональные суждения о красотах  ледяных пещер.

Знать о том, что уникальные пещеры со сталагмитами и сталактитами охраняются государством.

Знать названия пещер, в которых находятся наскальные рисунки животных.

Различать линейный рисунок от силуэтного.

Использовать выразительные возможности рисунка или техники монотипии для достижения своего замысла.

Оценивать выразительные качества рисунка и умение автора выражать своё отношение к сказочному герою (Снежная королева, хозяйка Медной горы и др.)

 

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу в технике монотипия или при помощи рисунка (линейного или силуэтного), высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 
9  Тайны лабиринтов

С.40-45

Знакомятся с содержанием учебника, с разнообразными   формами лабиринтов в природе и искусстве.

Вспоминают о содержании древнегреческого мифа о Минотавре.

Знакомятся с запутанными, замысловатыми декоративными арабесковыми орнаментами, с возможными вариантами орнаментально-лабиринтных образов, созданных детьми.

Выполняют творческое задание: изображают орнаментальную композицию с элементами геометрического или растительного орнамента «Лабиринт».

Высказывать эмоциональные суждения о запутанных лабиринтах и о сути мифа «Нить Ариадны».

 

 

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную  декоративную арабесковую композицию,

высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 
  Художник и мир животных  
10  Рисунки животных с натуры

С. 46-49

Знакомятся с содержанием учебника.

Узнают о том, что рисунок с натуры условен и отличается от фотографии.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Вспоминают об анималистическом жанре изобразительного искусства и художниках-анималистах, которые любили изображать животных: Евгения Чарушина, Василия Ватагина и др.

Анализируют наброски Антонио Пизанелло, рисунок Альбрехта Дюрера.

Выполняют творческое задание, изображают наброски с чучела птицы или животного, рисуют носорога, обезьяну или др. по фотографии, а окружающее их  пространство – по воображению. Получившейся композиции придумывают оригинальное название.

 

Сравнивать рисунок и фотографию, выявлять оригинальность рисованного изображения с натуры.

Оценивать выразительные достоинства детского стихотворения «Носорог».Знать отечественных и зарубежных художников-анималистов.

Отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт.

Выполнять наброски с натуры с чучела птицы,  животного или с фотографии, превращать набросок в законченную композицию.

Использовать выразительные средства графики: линию, пятно, штрих, точку в целях достижения замысла.Оценивать выразительные качества своего рисунка и сверстников. Придумывать оригинальные названия творческим работам.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую композицию в анималистическом жанре, высказывать свои пути решения проблемы; знать 2–3 художников-анималистов.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

 
11 Чёрная кошка

С.50-56

Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что кошка в древние времена считалась оберегом дома.

Анализируют детские рисунки.

Узнают о возможности выполнения образа чёрной кошки разными художественными материалами: фломастерами, красками, пластилином, глиной, а также из чёрной полоски бумаги.

Знакомятся с содержанием рубрики «Полезный совет», с этапами конструирования кошки из полоски чёрной бумаги.

Выполняют творческое задание: лепят, рисуют или конструируют образ чёрной кошки, придумывают оригинальное название своей работе.

Высказывать суждения о повадках и характере кошек, основанных на собственном опыте.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давать словесное описание её содержанию.

Высказывают свои суждения о выразительных качествах творческих работ  сверстников. Использовать средства художественного выражения для достижения замысла: в скульптуре и конструировании – объём, пластика; в графике – точка, линия, штрих, пятно, в живописи – цвет, композиция.

Оценивать результаты своей творческой работы и сверстников.

 

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный образ кошки в изобразительных, декоративных или конструктивных видах деятельности, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять эмпатийную способность, участвовать в игровых ситуациях.

 
12 Скульпторы-анималисты

С.56-58

 

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что каждый скульптурный материал: глина, дерево, пластилин, стекло, метал, проволока и др.  имеют свои выразительные свойства.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Соотносят свои знания с правильным ответом, анализируя содержание  рубрики «Проверь свои знания».

Знакомятся с работами скульпторов-анималистов И. Ефимова и В. Ватагина.

Выполняют творческое задание: создают объёмный образ любого животного или выполняют работу под впечатлением от любой скульптуры.

 

Различать основные виды художественной деятельности: скульптура, графика, живопись.

Знать некоторые произведения художников-анималистов И. Ефимова и В. Ватагина.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей объёмной поделке, давая словесное описание её содержанию.

Использовать выразительные свойства пластилина (глины): объём, пластичность для достижения замысла.

Учитывать в творческой работе основные пропорции.

Оценивать выразительность объёмных поделок.

Придумывают оригинальные названия для своей композиции и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный объёмный образ животного, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 
13 Рельефное изображение животных

 

С.59-62

 

Знакомятся с содержанием учебника.

 Анализируют рельефные  изображения, сравнивают их с объёмными изображениями животных и с фотографиями, находят специфические возможности  рельефа.

Определяют, чем стилизованное декоративно-условное рельефное изображение льва отличается от реалистического рельефного изображения.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Сравнивают статичное и динамичное изображение животного, выявляют признаки динамики.

Знакомятся с рубрикой «Полезный совет» в учебнике, с этапами выполнения рельефного изображения.

Выполняют творческое задание:  лепят рельефное изображение льва, львицы или львёнка, придумывают своей композиции оригинальное название.

 

Высказывать свои суждения по поводу рассматриваемых рельефов: статичное или динамичное, декоративное или реалистическое изображение зверя.

Продумывать замысел, проговаривать сюжет будущей композиции рельефа.

Использовать выразительные средства полуобъёма для достижения  замысла.

Оценивать выразительные качества рельефных изображений своих и сверстников.

Придумывать  оригинальное название своей работе и сверстников: «Раненый зверь», «Грустная львица», «Игривый львёнок», «Пряничный сказочный лев»  или др.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную рельефную композицию животного, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять эмпатийную способность, участвовать в игровых ситуациях «Я – сильный зверь», «Я – слабый зверь», «Я – гордый зверь» и др.

 
14  Образы насекомых в стихах

 

С.63-65

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с содержанием учебника, с образами насекомых в японской поэзии.

Выполняют  задание рубрики «Подумай и ответь».

Узнают, что такое хокку – японское трехстишие.

Знакомятся с содержанием рубрики «Полезный совет», с выразительными и изобразительными  возможностями туши, пера, палочки, кисти по мокрому и сухому листу.

Словесно проговаривают и пластически показывают индивидуальный замысел: насекомое сидит, летит, жужжит, наблюдает, любуется, ползёт или др.

Выполняют творческое задание: сочиняют небольшое стихотворение в стиле японских стихов, иллюстрируют своё или понравившееся трёхстишие, используя технику тушь – перо – кисть – палочка по сухому или мокрому листу.

Участвовать в обсуждении выразительной формы японских трёхстиший – хокку, выражать своё отношение к  их содержанию.

Сочинять стихи в стиле японских трёхстиший,  высказывать  суждения о выразительности коротких стихов, сочинённых сверстниками.

Различать графические художественные материалы,  и живописные.

Использовать выразительные средства техники тушь – перо – палочка – кисть для достижения замысла.

Оценивать выразительность результатов своей изобразительной творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как выполнить иллюстрацию к коротким, но образным стихам графически материалом тушь, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:  принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Проявлять эмпатийную способность, участвовать в игровых ситуациях.

 
15 Образы животных в книжной иллюстрации

 

С.66-69

Знакомятся с содержанием учебника.

Рассматривают иллюстрации к литературному произведению Р. Киплинга «Маугли», выполненные В. Ватагиным, М. Митуричем, сравнивают их и высказывают свои суждения, выявляют стилистические особенности авторских иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого.

Выделяют выразительные средства книжной графики: линию, точку, пятно, штрих, цвет, композицию, которые использовали художники-иллюстраторы для достижения своего замысла.

Словесно проговаривают образ будущей композиции «Животные джунглей – друзья Маугли» или «Животные джунглей – враги Маугли».

Разыгрывать в пантомиме фрагменты сказки «Маугли».

Выполняют творческое задание: изображают иллюстрацию к сказке «Маугли» Р. Киплинга.

 

Высказывать эмоциональные суждения о книжных иллюстрациях разных художников к одному произведению (Р. Киплинг «Маугли).

Выявлять стилистические особенности иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого

Использовать выразительные возможности графических материалов  для достижения замысла.

Выполнять иллюстрацию к сказке Р. Киплинга «Маугли», раскрывающей сюжет литературного произведения.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Придумывать  и обыгрывать оригинальные названия к своим иллюстрациям: «Спящий удав», «Грозный Шерхан», «Маугли сражается с тигром», «Маугли беседует с волком», «Багира любуется цветами», «Бесстрашный медведь» и т.п.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную иллюстрацию к произведению Р. Киплинга «Маугли», высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Проявлять эмпатийную способность, участвовать в игровых ситуациях.

 
16 Талисманы Олимпийских игр

 

70-73

Знакомятся с содержанием учебника, узнают о девизе Олимпийских игр – «Быстрее, выше, сильнее!», о том, что в 2014 г. в Сочи состоятся 22 зимние Олимпийские игры, талисманами которых стали Леопард, Белый медведь и Заяц.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Узнают о талисманах зимних Олимпийских игр, которые проходили в других странах: снеговик (Австрия), енот (США), волчонок (Югославия).

Вспоминают, что символом летних Олимпийских игр в 1980 г. в Москве был Михаил Топтыгин.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь», узнают о том, что символами 11 Паралимпийских игр в Сочи стали мальчик Лучик и девочка Снежинка.

Выполняют творческое задание: рисуют, лепят или конструируют талисман спортивных игр, турнира  «Весёлые старты», праздника «Весёлый саночник» или др.

Участвовать в обсуждении олимпийской символики, талисманов 22 зимних Олимпийских и 11  Паралимпийских игр в Сочи.

Осознавать значимость олимпийской символики.

Знать и применять в рисунке выразительные свойства тёплых и холодных цветов.

Отличать реалистическое изображение от стилизованного, использовать в рисунке некоторые приёмы стилизации.

Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла «Талисман спортивных игр» (солнечный, летящий, быстрый, сильный, стремительный и т.п.).

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный изобразительный образ талисмана спортивных игр, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 
17 Фантастические животные

 

С.74-79

Знакомятся с содержанием учебника, анализируют образы фантастических животных в скульптуре, мозаике, декоративно-прикладном искусстве и в детском рисунке.

Анализируют фотографии-шутки.

Высказывают свои суждения о сочетании в одном образе элементов разных животных: Грифон, Пегас, Дракон и др.

Сравнивают особенности изображения фантастических существ в разных мировых культурах, их символическое значение.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Знакомятся с содержанием рубрики «Полезный совет».

Выполняют творческое задание: создают образ мифологического, сказочного фантастического животного: чудо-юдо рыба-кит, чудо-зверь, чудо-птица, чудо-насекомое или др.

Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика,  декоративно-прикладное искусство.

Создавать индивидуально или в группе образ фантастического животного, используя свойства разных художественных материалов.

Придумывать оригинальное название фантастическому животному: «Зебродрак», «Рыболёт», «Птицеслон»,

«Котозмей» и т.п.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу: образ фантастического животного, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 
18 Ты –художник

С.80-83

Знакомятся с содержанием учебника, узнают о коллекционировании произведений изобразительного искусства и результатов детского изобразительного творчества как форме сохранения исторической памяти.

Вспоминают известные художественные  музеяи (Эрмитаж, Государственная Третьяковская Галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.), галереи детского изобразительного творчества.

Вычленяют основные виды пластических искусств: живопись, скульптура, архитектура,   декоративно-прикладное искусство.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь», анализируют содержание рисунков, определяют возраст их авторов.

Выполняют творческое задание: создают рисунок на свободную  тему и оформляют его или другой рисунок в паспарту для участия в персональной или коллективной выставке.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительности произведений изобразительного искусства и детских рисунков.

Знать основные художественные музеи нашей страны: Государственная Третьяковская Галерея, Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Различать основные виды пластических искусств: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Работать над замыслом и его воплощением, используя выразительные возможности художественного материала.

Оформлять рисунок для выставки в паспарту.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как оформить рисунок на выставку, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 
19 Интерьер с окном

С.84-87

Знакомятся с содержанием учебника, рассматривают репродукции произведений изобразительного искусства и детских рисунков, на которых окно является важным элементом композиции.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь», вспоминают выразительные средства живописи (хроматические цвета: тёплые, холодные; ахроматические цвета: белые, чёрные, серые; пятно, освещение, контраст, нюанс, колорит и др.) и графики (линия, пятно, штрих, композиция и др.).

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Выполняют творческое задание:  создают композицию, в которой окно является важным элементом композиции, используют выразительные возможности графических материалов (цветных или чёрно-белых).

 

Анализировать композицию произведений изобразительного искусства и детских рисунков, выявлять основную идею замысла.

Различать произведения живописи и графики.

Знать средства художественного выражения  живописи и графики.

Отражать свой замысел в творческой композиции «Интерьер с окном», «Автопортрет на фоне окна», «Мой друг у окна», «Кот спит на подоконнике», «Я любуюсь видами своего города из окна», «Комнатные цветы на окне» или др.

Выбирать и использовать способы работы графическими материалами (цветными или чёрно-белыми) для достижения своего замысла.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию, в которой окно является важным элементом, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

 

 
20 Дружеский шарж

С.88-91

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают, что шарж – это доброжелательный юмористический портрет, в котором преувеличены характерные черты внешности человека, а карикатура – это сатирическое изображение, критическая оценка человека в подчёркнуто искажённом виде.

Знакомятся с художниками-карикатуристами Кукрыниксами.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Выполняют творческое задание:  рисуют дружеский шарж на самого себя или лучшего друга, используя графические материалы (карандаш, фломастер,  гелевую ручку или др.).

Анализировать произведения художников-карикатуристов: шаржи и карикатуры.

Знать художников, работающих в жанре карикатуры (Кукрыниксы: Михаил Куприянов, Пётр Крылов, Николай Соколов).

Выражать своё отношение к человеку через шарж.

Использовать выразительные возможности графических материалов с целью достижения замысла.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу – дружеский шарж, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

 
21 Парадный портрет

С.92-95

Знакомятся с содержанием учебника. Вспоминают о том, что портрет – жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображён человек.

Сравнивают парадные портреты, выявляют признаки парадного и повседневного мужского и женского портрета.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Анализируют изобразительные возможности угля, сангины, туши, маркера для передачи мужественности в мужских парадных портретах.

Повторяют основные пропорции человеческого лица.

Выполняют творческое задание:  изображают парадный портрет военного, рыцаря, офицера, солдата, дедушки, брата или отца, используя любой графический материал.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выявлять признаки парадного портрета.

Выражать отношение к человеку через парадный портрет.

Выбирать и использовать способы работы  графическими художественными материалами для передачи замысла.

Придумывать парадным портретам оригинальное название: «Гордый воин», «Смелый рыцарь», «Мой дед-победитель», «Воин-герой», «Солдат-защитник», «Папа-моряк на празднике» или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу – парадный портрет война, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 
22  Искусство костюма: Изменчивая мода

С.96-102

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что в разные исторические эпохи люди одевались по разному, что в произведениях искусства, как в документах эпохи, находят отражение «капризы» моды.

Анализируют женские портретные образы, отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Вспоминают основные пропорции и приёмы изображения фигуры человека.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь». Знакомятся с содержанием рубрики учебника «Полезный совет».

Выполняют коллективно или индивидуально творческое задание:  изображают фигуру человека (мальчика или девочки) и рисуют несколько вариантов костюмов: повседневных, праздничных, карнавальных, используя графические или неожиданные материалы: фантики, салфетки, фольгу, серпантин и т.п.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к «капризам» и странностям  моды разных исторических эпох.

Высказывать суждения  о выразительности детских рисунков.

Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица.

Создавать выразительный костюм: повседневный, праздничный или карнавальный.

Использовать выразительные свойства художественных материалов для достижения своего замысла: костюм древнегреческий, древнеегипетский, древнерусский, средневековый, японское кимоно или др., современный  костюм для дискотеки или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать эскиз повседневного, праздничного или карнавального костюма, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

 
  Искусство костюма: Театральный костюм

С.102-103

Знакомятся с содержанием учебника, с эскизами костюмов, выполненных Львом Бакстом, Виктором Васнецовым и др.

Анализируют статичные и динамичные  изображения театральных  костюмов.

Знакомятся с содержанием рубрики «Полезный совет».Выполняют творческое задание: создают эскиз театрального или карнавального костюма, используя неожиданные материалы.

Высказывать суждения  о выразительности эскизов театральных костюмов.Знать фамилии театральных художников (Л. Бакст, В. Васнецов или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица.

Создавать выразительный эскиз театрального костюма.

Использовать выразительные свойства художественных материалов для достижения своего замысла: костюм осени,  шахматной королевы,   царевны,  Мальвины, Снежной королевы,  солнечного эльфа или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз театрального костюма, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

 
23 Знаменитые скульптуры

С.104-105

Знакомятся с содержанием учебника, узнают об истории создания памятника гражданам Кале Огюстом Роденом.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Обыгрывают пластикой своего тела скульптурные образы Родена.

Выполняют творческое задание:  индивидуально или коллективно лепят скульптурную композицию «Моя семья», «Мои друзья» или др., используя пластилин или глину.

 

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Высказывать суждения о выразительности групповой  скульптуры О. Родена «Памятник гражданам Кале».

Различать основные виды пластических искусств: архитектура, скульптура, живопись, графика.

Выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной)  для передачи замысла «Моя семья», «Мои друзья» или др.

Передавать в самом общем виде пропорции фигуры человека.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную объёмную групповую композицию, состоящую из двух и более человек, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Пластически обыгрывать скульптурные образы.

 
24  Знаменитый город

С.106-109

Знакомятся с содержанием учебника, с основными архитектурными постройками Иерусалима – города трёх мировых религий: христианства, иудаизма, ислама.

Отвечают на вопросы  рубрики «Подумай и ответь».

Знакомятся с древними  заповедями – правилами поведения людей, написанными в древнеегипетской книге.

Анализируют детские рисунки на сюжеты разных священных книг.

Выполняют творческое задание: иллюстрируют сюжет священной книги, используя любой художественный материал.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Иметь представление об общечеловеческих ценностях, знать основные законы (заповеди) – правила поведения людей.

Знать о том, что Иерусалим – город трёх мировых религий: христианства, иудаизма, ислама.

Использовать выразительные возможности художественных материалов  при иллюстрировании  сюжетов священных книг: «Вифлеемская звезда», «Волхвы идут на поклон», «Рождество», «Три ангела (Троица)», «Ангел – добрый вестник», «Ноев ковчег», «Старый быт», «Мой ангел — хранитель», «В храме» и т.п.

Оценивать выразительность результатов своей изобразительной деятельности и сверстников.

 

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную иллюстрацию сюжетов любой священной книги, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 
25  Герб

С.110-113

Знакомятся с содержанием учебника, вспоминают о том, что герб – это отличительный знак государства, города, сословия, семьи, изображаемый на флагах, монетах и т.п.

Вспоминают герб своего города, края, области, а также некоторых  городов Золотого кольца России, Санкт-Петербурга, столицы нашего государства Москвы и Российской Федерации.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Знакомятся с содержанием рубрики «Полезный совет», узнают о геральдической цветовой символике, о том, что на гербах могут олицетворять животные.

Выполняют творческое задание: создают образ семейного герба, используя символические изображения и цвет.

 

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Участвовать в обсуждении символических изображений на гербе родного селения, области, столицы, государства.

Анализируют эскизы семейных гербов, созданных учениками.

Учитывать выразительные возможности художественных материалов для достижения замысла.

Использовать символические изображения и цвет при создании эскизов семейного герба.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 
26 Художник-дизайнер

 

С.114-116

 

 

 

 

 

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что дизайн – это разновидность современного декоративно-прикладного искусства, что художник-дизайнер занимается разработкой и оформлением внешнего вида разных товаров, реклам.

Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь».

Выполняют творческое задание: изображают эскиз упаковки любого кондитерского изделия, мороженого, конфет, плитки шоколада, печенья и т.п.

Участвовать в обсуждении продукции, созданной художниками-дизайнерами.

Высказывать суждения об упаковках кондитерских изделий.

Выбирать и использовать способы работы  художественными материалами, выразительные свойства цвета (тёплые, холодные) в процессе разработки эскизов упаковок для мороженого, конфет, плитки шоколада или др.

Придумывать оригинальное название кондитерскому изделию: «Серебряная конфета», «Золотой шоколад», «Космическое мороженое», печенье «Цирк» ит.п.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз упаковки кондитерского изделия, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 
27  Машины-роботы

С.117-121

Знакомятся с содержанием учебника, узнают о разных машинах-роботах, помогающих человеку на Земле и в космосе.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Анализируют репродукции космических аппаратов, творческих поделок и рисунков детей.

Выполняют творческое задание: изображают машину-робота – марсоход, луноход, венероход, юпитероход или другой космический аппарат, используя любые художественные материала.

 

Участвовать в обсуждении  конструктивных особенностей машин-роботов, космических аппаратов.

Знать первого космонавта мира (Юрия Гагарина), первую женщину космонавта (Валентину Терешкову), первого космонавта, который первым вступил на Луну (Нила Армстронга).

Знать некоторых художников-космонавтов (Алексея Леонова).

Выбирать и использовать возможности художественных  материалов для передачи своего замысла.

Придумывать оригинальные названия машинам-роботам: марсоход «Улиткохват», лунолёт «Лунтивзлет», вездеход «Космодрель», робот «Вездесущь» или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз машины-робота, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

 
28 Книжка-игрушка

С.122-125

Знакомятся с содержанием учебника, узнают о разных формах книжек-игрушек для малышей, об элементах книжного макета: обложке, буквице, иллюстрациях, заставках, концовке.

Узнают об особенностях оформления азбуки,   буквиц и рисунков их сопровождающих.

Анализируют страницу старинной азбуки, посвящённой букве «Б».

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Соотносят свои знания с ответами рубрики «Проверь свои знания».

Выполняют творческое задание индивидуально или коллективно: изготавливают макет книжки-малютки, книжки-гармошки, книжки одной буквы, книжки-азбуки или сочиняют «Сказки про краски» и создают макет книжки-гармошки.

Участвовать в обсуждении  разнообразных форм детских книжек: игрушек, гармошек, с фигурными обложками, трансформеров и др.

Иметь представление об основных элементах книжного макета: обложке, буквице, иллюстрациях, заставках, концовке.

Сочинять краткие «Сказки про краски».

Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи своего замысла.

Оценивать выразительность результатов индивидуального или коллективного труда.

 

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный макет книжки-малютки для детей, высказывать  пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

 
29 Музей игрушки

 

С.126-130

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что в Сергиевом Посаде есть Музей игрушки, в котором хранятся народные глиняные, деревянные, соломенные игрушки: городецкие, федосеевские, филимоновские, дымковские, богородские и др.

Узнают об игрушках-панках, куклах-пеленашках, куклах-стригушках, куклах-закрутках, куклах Масленицах, свабедных парочках  и др.

Выполняют творческое задание: создают игрушки из подсобных или природных материалов: ниток, бумаги, картона, соломы, тряпок, шишек, сухих листьев, желудей или др.

Участвовать в обсуждении  выразительных качеств народных игрушек, хранящихся в Музее игрушки (Сергиев Посад).

Знать основные народные промыслы: игрушки  городецкие, федосеевские, филимоновские, дымковские, богородские и др.

Выбирать и использовать способы работы природными или подсобными материалами при создании игрушки-закрутки, куклы Масленицы или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 

 
30 Театр на колёсах

 

С.131-133

Знакомятся с содержанием учебника, узнают о ярмарочном балагане – театре на колёсах, который заложил основу для появления цирка.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Высказывают свои впечатления от посещения цирка, о клоунах: Юрии Никулине, Олеге Попове, Юрии  Куклачёве.

Разгадывают кроссворд и проверяют свои знания.

Выполняют творческое задание: изображают портрет клоуна или любую сцену циркового представления, используя выразительные возможности цветных художественных материалов.

Участвовать в обсуждении  картины Б. Кустодиева «Балаганы».Высказывать свои впечатления от посещения цирка, о выступлениях клоунов: Ю. Никулина, О. Попова, Ю. Куклачёва или др.

Разгадывать кроссворд с ключевым словом «Полунин». Использовать выразительные возможности цветных художественных материалов для достижения замысла: радостный клоун, грустный клоун, весёлое цирковое представление или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу: портрет клоуна или сцену циркового представления, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 

 
31 Большой театр

 

С.134-140

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что Большой театр – это старейший в России театр оперы  и балета.

Рассматривают и анализируют фоторепродукции и произведения художников Э. Дега и В. Серова.

Высказывают свои суждения о творчестве Нади Рушевой.

Выполняют творческое задание:  изображают балерину в движении, используя любой художественный материал.

Участвовать в обсуждении архитектурного облика Большого театра.

Знать о древнегреческом боге Аполлоне – покровителе искусств, о музах – богинях науки и искусства.

Знать художников В. Васнецова, Э.Дега и др., изображающих балерин.

Высказывать своё отношение к рисункам Нади Рушевой.

Выбирать и использовать способы работы с художественными материалами для достижения замысла: умирающий  лебедь, испанский танец, уставшая балерина, розовые танцовщицы или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный изобразительный образ балерины, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 
32 В мире кино

 

С.140-145

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что первые кинофильмы были чёрно-белыми и немыми.

Анализируют киноафиши и кадры фильмов, получивших мировую известность.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Выполняют творческое задание:  изображают афишу к любому фильму, мультфильму или спектаклю, используя любой  художественный материал.

Участвовать в обсуждении афиш и кадров фильмов мировой киноклассики: «Великий диктатор», «Броненосец «Потёмкин», «Клеопатра», «Спартак», «Весёлые ребята», «Золушка» и др.

Анализировать выразительные особенности афиши: броскость, призывность, лаконичность композиции, выразительность шрифта и др.

Выбирать и использовать способы работы  художественными материалами для передачи замысла.

Уметь использовать разные виды шрифта в композиции афиши.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную афишу к кинофильму, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

 
33 Музеи мира:  Музей-панорама

 

С.146-153

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что в Москве на Кутузовском проспекте есть музей-панорама «Бородинская битва» перед которым стоит памятник М. И. Кутузову.

Отвечают на вопрос рубрики «Подумай и ответь».

Знакомятся с развитием событий Бородинской битвы по сюжетам живописной панорамы, созданной художником Францем Рубо.

Знакомятся с ведущими русскими полководцами Отечественной войны 1812 г., анализируют парадные портреты М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, А.П. Ермолаева, Н.Н. Раевского, Д.В. Давыдова.

 

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Высказывать суждения о подвиге русского солдата в Отечественную войну 1812 года.

Знать основных русских полководцев Отечественной войны 1812 года: М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, А.П. Ермолаева, Н.Н. Раевского, Д.В. Давыдова.

Анализировать развитие событий Бородинской битвы по сюжетам живописной панорамы, созданной художником Францем Рубо. Выбирать и использовать способы работы   художественными материалами  для передачи замысла: стремительная конница, весёлые гусары, рукопашная схватка, артиллерийские стрельбища или др.

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов и фигуры человека.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию, отражающую события Отечественной войны 1812 года, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

 
  Музеи мира:  Дрезденская картинная галерея

 

С.154-161

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают, что Дрезденская картинная галерея (Цвингер) – крупнейший музей мира, памятник мировой культуры, дворцовый ансамбль в центре Дрездена (Германия).

Высказывают суждения о выразительности фасада и интерьеров музея.

Знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики и скульптуры, хранящимися в Цвингере: Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна», Ян ван Эйк «Богоматерь с младенцем на троне», Тициан «Динарий кесаря», и др.

Играют в художественное лото «Шедевры мирового искусства: жанры изобразительного искусства».

Выполняют творческое задание:  изображают композицию «Какую картину Дрезденской галереи я бы хотел посмотреть».

 

Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства, хранящимся в Цвингере.

Различать основные виды художественной деятельности: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, фантастический жанр.

Выбирать и использовать способы работы   художественными материалами для передачи замысла: «Я хочу посмотреть картину Вермеера Делфтского «Девушка у открытого окна…», «Я в залах Дрезденской галереи», «Мне понравился натюрморт Яна Давидс де Хема «Цветы в вазе», «Я любуюсь  фонтанами Цвингера» или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как выразить свое впечатление о Дрезденской галерее в рисунке, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Играть в коллективную игру: художественное лото.

 
34 Художественные выставки: Передвижные выставки

С.162-169

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художник  и время.

Выставка детского изобразительного творчества

 

С.170-174

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают, что в 1870 году возникло Товарищество передвижных художественных выставок, в которое вошли российские художники И. Крамской, Г. Мясоедов, Н. Ярошенко, В. Перов, А. Саврасов, В. Поленов, В. Суриков и др.

Знакомятся с содержанием некоторых произведений художников передвижников.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Знакомятся с содержанием рубрики «Это интересно», высказывают свои суждения о передвижных выставках в вагонах метро, о передвижных выставках детского рисунка.

Играют в художественное лото. Выполняют творческое задание:  изображают рисунок на свободную тему.

Выражать своё отношение к произведениям художников передвижников: Н.Ярошенко, В. Перова, А. Саврасова, В. Поленова, В. Сурикова и др.

Различать основные виды пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, фантастический и анималистический жанр.

Выбирать и использовать способы работы   художественными материалами для передачи творческого замысла: «Опять двойка», «Домашняя уборка», «На уроке физкультуры», «Пылесос сломался», «Я на выставке» или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную тематическую композицию, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Играть в коллективную игру: художественное лото.

 
  Знакомятся с содержанием учебника. Узнают, что раньше ученики учились в церковно-приходских школах, сами готовили краски, выполняли граверные работы, печатали страницы книг.

Знакомятся с содержанием картин, на которых изображен художник за творческим процессом, высказывают свои суждения.

Выполняют творческое задание: «Я – художник», «Художник и его произведение» и т.п.

Участвуют в оформлении своей Творческой папки (альбома) или итоговой выставки детского рисунка (оформляют свой лучший рисунок в паспарту, изготовляют этикетку, возможно с использованием компьютера) или создают афишу коллективной или персональной выставки.

Высказывать суждения о выразительных качествах произведений изобразительного искусства разных исторических эпох, на которых изображён художник за работой.

Различать основные виды пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, фантастический и анималистический жанр.

Выбирать и использовать способы работы   художественными материалами для передачи творческого замысла: «Я рисую автопортрет», «Художник рисует пейзаж», «Скульптор лепит фигурку слона», «Мастер декоративно-прикладного искусства расписывает жостовский поднос» и т.п.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Завершить оформление Творческой папки или альбома.

Участвовать в оформлении итоговой выставки детского рисунка, создавать афишу коллективной или персональной выставки.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную тематическую композицию «Я – художник», «Художник и его произведение», высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Играть в коллективную игру: художественное лото.

Участвовать в оформлении итоговой выставки результатов детского изобразительного творчества.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.