Рабочая программа искусство 8 класс Критская

Рабочая программа искусство 8 класс Критская

Пояснительная записка

2.1 Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы.

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»  (с последующими изменениями и дополнениями)
  • приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ Минобразования России от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
  • приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • приказ от 12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Устав школы
  • Образовательная программа.
  • Учебный план на учебный год
  • Положение «О рабочей программе педагога»

. Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение», 2011» — и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по курсу «Искусство».

                                                                     2.2 Ведущие целевые установки в предмете.

Основная цель школьного предмета «Искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры, развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Художественное развитие осуществляется в практической,  деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

                                                    2.3 Цели обучения с учетом специфики учебного предмета

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные

цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

—  воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

—   приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

—   овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

2.4 Конкретизация целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения

 Конкретизация целей обучения – непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области преподаваемого предмета и умения работать с учащимися в рамках компетентностного подхода к обучению и информатизации образовательного процесса.

Нормативно-правовое и методическое сопровождение образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС.

Создание благоприятных условий и обогащенной образовательной среды для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.

Целенаправленная работа по повышению учебной мотивации обучающихся в среднем и старшем звене через урочную и внеурочную деятельность.

Совершенствование системы мониторинга и диагностики учебного процесса с целью повышения качества и эффективности

Формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развития личности школьника и учителя как основы перевода учебного процесса в научно-исследовательский.

Дать образование каждому ребенку в соответствии с его потребностями и индивидуальными способностями.

2.5 Задачи обучения по предмету

—   актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

—   культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

—   формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

—  воспитание художественного вкуса;

—  приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

                                                                 2.6 Общая характеристика учебного предмета

Данная программа разработана в соответствии  учебным планом образовательного учреждения   в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача  учебного материала предоставляется  учителю музыки и  изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе федеральных государ­ственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9  классах.  В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 69 часов (из расчета 1 час в  неделю), в том числе 35 часов в 8 классе.

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Программа содержит перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Отличительные особенности программы

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

2.7 Общая характеристика учебного процесса

Учебный процесс «Искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной  форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий.  Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие  искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как  собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

Межпредметные   связи.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие  с художественными образами других искусств: литературы — прозы и поэзии, изобразительного искусства — живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др.,театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок — оперы, а так же кино.

При прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории — исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

2.8 Обоснование выбора УМК, на основе описания учебно-познавательных и учебно –практических задач, решаемых им.

Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение», 2011» — и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по курсу «Искусство».

                     2.9 Описание места учебного предмета в учебном плане

Освоение предмета «Искусство» в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.  Как средство познания действительности изобразительное искусство обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности

Федеральный базисный (образовательный) учебный план  для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение  предмета «Искусство» на этапе основного общего образования в объёме 35 ч.

Программа рассчитана на 34 недели или 1час в неделю за счет  Федерального компонента.

2.10 Результаты освоения конкретного учебного предмета

Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Ис­кусство» являются:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа;
  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;
  • устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

Выпускники основной школы научатся:

  • воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;
  •   понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;
  •   описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;
  •   структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства яв­ляются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
  • работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;
  • культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.

Выпускники научатся:

  • ориентироваться в культурном многообразии окружаю­щей действительности, наблюдать за разнообразными явлени­ями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельнос­ти, различать истинные и ложные ценности;
  •  организовывать свою творческую деятельность, опреде­лять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
  •  мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мне­ние о достоинствах произведений высокого и массового ис­кусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных об­разов;
  • оценка и самооценка художественно-творческих воз­можностей; умение вести диалог, аргументировать свою по­зицию.

Выпускники научатся:

  • аккумулировать, создавать и транслировать ценности ис­кусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою со­причастность окружающему миру;
  • использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
  •  участвовать в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной за­дачей.

                                                3.Содержание учебного предмета.  

                                       Проектная и исследовательская деятельность.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Непосредственное участие детей в разнообразной художественно-творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования ее идеалов, вкусов и потребностей, развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность и дарования.  Активизировать художественную деятельность помогает игра (так как искусство является продолжением игры), проблемная и проектная деятельность (так как любое творчество основано на решении проблем, а проект — практическое предъявление этого решения)

Практическая, жизненная направленность содержания программы обусловлена современными социокультурными условиями и воспитывающей функцией искусства, ориентирована на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном Мире. В содержании программы нашли отражение следующие аспекты: повышение роли гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование более широкого, толерантного отношения к иным культурам; приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, художника и исполнителя; способность различать позитивные и негативные влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием; интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности; умение организовать свой культурный досуг. Включены темы, соответствующие современным требованиям жизни: книжный и промышленный дизайн, зрелищные и экранные искусства, художественная фотография. Особый акцент сделан на приобретение учащимися умений ориентироваться в современном информационном пространстве (дизайн, плакаты, пиктограммы, реклама, зрелищные искусства). Учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах над проектами.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Программа «Искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, учета особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека — 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры в контексте разных стилей (по вы­бору учителя на знакомом материале).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира — 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, об­рядами, бытом, религиозными традициями на примерах пер­вобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного ис­кусства, музыкального фольклора, храмового синтеза ис­кусств, классических и современных образцов профессио­нального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и за­рубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древне­го Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Мла­денцем в русской и западноевропейской живописи. Изобра­жения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А.

Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков­ский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жи­тия святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарков­ского, С. Урусевского и др.

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и созда­ние художественной реальности в любом виде творческой де­ятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения — 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного ис­кусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоцио­нально-образный язык символов, метафор, аллегорий в рос­писи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые кар­тины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитекту­ра (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесе­ния в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Му­хина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипрен­ский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и жи­вопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Сви­ридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзен­штейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообще­ния друзьям, согражданам, современникам, потомкам с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о со­временном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наибо­лее полно отражающего сущность человека. Обоснование сво­его выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с сим­волами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музы­ке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Не­фертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимир­ской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп­турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Вес­на» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. По­ленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жиз­ни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штра­ус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современ­ной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Алек­сандрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами лю­бого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), ри­сунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в ри­сунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений сред­ствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе — 8 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Исследовательский проект.

  • Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая приро­да». Создание художественного замысла и воплощение эмо­ционально-образного содержания весенней сказки «Снегуроч­ка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на ступень общего образования

Программа предусматривает возможность изучения курса  «Искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю. Количество часов по учебному плану – 35часов;

Учебно-тематическое планирование

Раздел Содержание Кол-во часов
Раздел 1 Искусство в жизни современного человека. 3
  Искусство вокруг нас. 1
  Художественный образ – стиль – язык. 1
  Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. 1
Раздел 2 Искусство открывает новые грани мира. 7
  Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. 1
  Зримая музыка. 1
  Человек в зеркале искусств: жанр портрета. 1
  Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. 1
  Как начиналась галерея. 1
  Музыкальный портрет. Александр Невский. 1
  Портрет композитора в литературе и кино 1
Раздел 3 Искусство как универсальный способ общения. 7
  Мир в зеркале искусства. 1
  Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщения в исусстве. 2
  Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. 1
  Художественные послания предков. Разговор с современником. 1
  Символы в жизни и искусстве. 1
  Музыкально-поэтическая символика огня. 1
Раздел 4 Красота в искусстве и в жизни. 10
  Что есть красота7 1
  Откровение вечной красоты. Застывшая музыка. 2
  Есть ли у красоты свои законы. 2
  Всегда ли люди одинаково понимали красоту7 2
  Великий дар творчества: радость и красота созидания. 1
  Как соотносится красота и польза? 1
  Как человек реагирует на различные явления в жизни и искусстве. 1
Раздел 5 Прекрасное пробуждает доброе. 8
  Преобразующая сила искусства. 6
  Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». 2
                                                                                                             Итого 35 ч

 

  5 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Реализация учебной программы обеспечивается учебно-методическим ком­плектом для 8—9 классов образовательных учреждений раз­ного типа и включает в себя:

  1. Учебник (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская «Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений» – М.: «Просвещение», 2012, включенный в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год),
  2. CD-ROM (MP3). Искусство. 8 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
  3. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:

История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».

Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.

Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.

Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год

Б-Банк разработок ИЗО:

Презентации к урокам

Картины.

Художники.

Фотографии.

Проекты учащихся.

6.Планируемые результаты

Обучение  искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • — иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо­бенностях художественного  языка и музыкальной драматургии;
  • — определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств  выразительности;
  • — знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
  • — размышлять о знакомом  произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;
  • — давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
  • — исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;
  • — выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках,  полученные на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандарт­ный уровень знаний, умений, навыков.

 7. Приложения к рабочим программам

Характеристика видов контроля качества знаний по искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса.

Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.                                                                                                          1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.                                                      2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.                                                                                                 3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме  выставки или теста.  4.Заключительный контроль. Методы диагностики —  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тесты.                              

Виды организации учебной деятельности:                     — самостоятельная работа                                                                         — творческая работа                                                                   — викторина                                                                                 — конкурс Основные виды контроля при организации контроля работы:                                                                — вводный                                                                                    — текущий

— итоговый

— индивидуальный                                                                        — письменный контроль учителя

Формы контроля:

— наблюдение

— самостоятельная работа

— тест

 

Положение о системе оценивания в предмете

Оценивание результатов обучения по изобразительному искусству

«5»: ·  учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4»: · учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3»: · учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изображении изученного материала.

«2»: · учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока.

Календарно-тематическое планирование  Искусство 8 класс

Тема урока Кол-во часов Основные задачи урока Формы работы, оборудование Домашнее задание Дата по плану

 

Дата проведения
1. Искусство вокруг нас 1 Введение в курс. Познакомить с основными видами искусства,

Научить классифицировать виды искусства по группам

Рассказ учителя, демонстрация презентаций «Виды искусства», «Нетрадиционные современные виды искусства», ПК, Проектор Записи в тетради, заполнить таблицу «Вид искусства – произведение искусства»    
2. Художественный образ – стиль – язык 1 Познакомить с особенностями художественного образа каждого вида искусства, показать своеобразие стиля и языка видов искусств Рассказ учителя, наглядное пособие по теме Записи в тетради, подготовить сообщение о жизнедеятельности Л.да Винчи    
3. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное 1 Показать связь науки и искусства на примере деятельности Л.да Винчи, определить отличительные свойства науки и искусства как отрасли человеческого творчества Рассказ учителя, сообщения учащихся, просмотр диска «Творец эпохи возрождения», ПК, проектор Выбрать по желанию литературное произведение (отрывок) и подобрать соответствующую эмоциональному содержанию произведения музыку    
4. Искусство рассказывает о красоте земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. 1 Рассказать о красоте природы на примере произведений живописи, литературы, музыки. Формировать навыки анализировать художественные произведения: определять идею автора, выделять выразительные средства, использованные автором для усилия эмоций ит.д. Рассказ учителя, анализ работ учащимися, прослушивание отрывков из литературных произведений под созвучную музыку, репродукции ШишкинаИ., Левитана И. Саврасова В., произведения Грига, отрывки из произведений А.Пушкина, М. Пришвина и т.д., магнитофон Написать этюды (живописные или литературные), в которых изображается природа в разных состояниях(время суток, года), разную погоду    
5. Зримая музыка 1 Познакомить с творчеством А.Вивальди и П.Чайковского, формировать навык сопоставлять музыкальное и живописное произведение Рассказ учителя, прослушивание музыкальных произведений данных композиторов, чтение поэтических произведений, работы И.Левитана, «Времена года» А.Вивальди Подготовить сообщения и портретистах (по выбору)    
6. Человек в зеркале искусства: жанр портрета 1 Познакомить с эталонами красоты человека в разные эпохи, формировать навыки определения художественного стиля автора Рассказ учителя, сообщения учащихся, наглядное пособие по теме. Нарисовать портрет    
7. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников 1 Продолжить знакомство с жанром портрета на примере работ Ф.Рокотова, И. Репина Рассказ учителя, Работа И.Репина «А.Бородин», «А.Рубенштейн». «Портрет Л.Толстого»,

муз.ряд: А.  Бородин «Ноктюрн»  из  Струнного  квартета №  2,  экспозицию Симфонии №  2  («Богатырская»).

Подготовить сообщения П.М. Третьякове    
8. Как начиналась галерея 1 Познакомить с историей создания Третьяковской галереи Рассказ учителя, сообщения учащихся, просмотр фильма «Третьяковская галерея»,  ПК, проектор      
9. Музыкальный портрет. Александр Невский 1 Показать способность музыки передавать образ человека. фрагменты  из  произведений  разных  композиторов:

В.-А.  Моцарта  и  С.  Прокофьева,  А.  Бородина  и  Б.  Тищенко,  Ж.  Бизе  и

Р. Щедрина,  А. Шнитке  и  В.  Кикты.

Фрагмент из фильма С.  Эйзенштейна  «Александр Невский»

Описать портреты людей, которых «увидели»  в музыке? Перечислить какие  средства  выразительности помогают представить особенности  характеров  героев  и  персонажей?    
10. Портрет композитора в литературе и кино 1 Познакомить с творчеством Моцарта В.А. Рассказ учителя, прослушивание отрывков из произведений Моцарта. Отрывки  из  романа  Д. Вейса  «Возвышенное  и  земное»,  стихотворения  Л.  Болеславского,  В.  Бокова Выучить отрывок стихотворения о Моцарте (по выбору)    
11. Мир в зеркале искусства 1 Обобщить полученные в предыдущем разделе знания, развивать навыки анализа произведений различных видов искусств Анализ произведений искусств. Самостоятельная работа (эссе на тему «Как я понимаю разные произведения искусств» Подготовить сообщение о знаменитых музеях мира    
12-13. Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода -искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? 2 Познакомить с музеями мира, показать связь искусства и народа на примере различных международных конкурсов, фестивалях, провести анализ поэтических произведений в переводе,

Показать процесс передачи сообщения в искусстве на примере гитары

Рассказ, сообщения учащихся о музеях

 

Чтение и анализ 2-ух переводов Сонеты №90 У.Шекспира

 

Прослушивание романса «Мне нравится»

Выучить наизусть отрывок из У.Шекспира

 

 

 

 

Изобразить художественные образы, который вызвал данный романс.

   
14. Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. 1 Показать специфику художественной коммуникации (личного присутствия),

Научить определять знаки и символы в произведениях искусства

Рассказ учителя, анализ картин «утро стрелецкой казни» В.Сурикова, «Последний день Помпей» К.Брюлова Нарисовать свою картину под названием «Суета сует», подготовить сообщения об А.Рублеве    
15. Художественные послания предков. Разговор с современником. 1 Раскрыть понятия «миф», «ритуал», «обряд» в контексте произведений искусства Рассказ, анализ наглядного материала по теме урока,

 

Познакомить с иконой «Троица» А.Рублева

Письменно ответить на вопросы с.67    
16. Символы в жизни и искусстве. 1 Показать отражение основных символов (дерева, солнца, дороги) в произведениях разных видов искусства Анализ работ ДПИ, картин Саврасова, Левитана, творчества Пушкина, музыки Свиридова. Создать  компьютерную  презентацию  на  тему  «Образ  дороги  в  творчестве  русских  и  зарубежных  художников».    
17. Музыкально – поэтическая символика огня 1 Познакомить с творчеством А.Скрябина Рассказ учителя, прослушивание музыкальных произведений А.Скрябина, проигрыватель, ПК Послушайте  симфоническую  поэму  Скрябина  «Прометей»,  нарисуйте  свою  цветовую  композицию  этого  сочинения.    
18. Что есть красота 1 Показать интерпретацию понятия «красота» в творчестве отдельных мастеров Урок-размышление, анализ репродукций по теме урока,

Эссе на тему «Что есть красота?»

Изобразить красоту в своем понимании    
19-20. Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. 2 Познакомить с образом Богоматери в произведениях изобразительного и музыкального искусства, а также архитектуры Рассказ учителя, беседа, анализ работ художников-иконописцев, заочное путешествие по соборам мира Нарисовать  собор (храм) по выбору    
21-22. Есть у красоты свои законы 2 Показать законы красоты через композицию, гармонию Рассказ учителя, анализ наглядности по теме урока Нарисуйте композицию «Времена года»    
23.-24 Всегда ли люди одинаково понимали красоту 2 Провести  анализ работы и определить понимание красоты в разные временные периоды Анализ репродукций Изобразить себя в образе идеального человека какой либо эпохи    
25. Великий дар творчества: радость и красота созидания. 1 Показать роль творца и его последователей в процессе создания произведения искусства Практическая работа с.87      
26. Как соотносится красота и польза. 1 Показать значение красоты в повседневной жизни, познакомить с бытовым жанром и художниками, работавшими в этом жанре Рассказ учителя, просмотр презентации ПК, проектор Написать мини сочинение на тему «Музыка лечит, музыка губит»

Подготовить рассказ о картине Пикассо «Герника»

   
27. Как человек реагирует на явления жизни в искусстве 1 Показать способность искусства отражать происходящее вокруг Анализ работы П.Пикассо Герника и симфонии №8 Д.Шостаковича Принести на урок любые цветные материалы    
28-33. Преобразующая сила искусства 6 Показать как влияет искусство на развитие и воспитание человека П/р сделать  эскиз плаката или  рекламной  листовки на  какую-нибудь  социально  значимую  тему,

например  «Моя  семья»,  «Экология  души»,  «Здоровый  образ  жизни»,  «Мир  моих  увлечений»  и  т.  п

     
34-35. Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». 2 Работа над созданием проекта Реализация  проекта  потребует  разработки  следующих  со-

держательных  линий:

•  истоки  образа  Снегурочки  в  языческой  культуре  славян;

•  истоки  образа  Снегурочки  в  языческой  культуре  славян;

•  варианты  народных  и  авторских  сказок  (новогодних  и  весенних)  —

братья  Гримм,  В.  Даль,  А.  Афанасьев  и  др.;

•  пьеса  для  театра  А.Н.  Островского  «Снегурочка»;

•  музыка  П.  И.  Чайковского  к  одноименному  спектаклю;

•  опера-сказка  Н.  А.  Римского-Корсакова;

•  образы  сказки  «Снегурочка»  в  изобразительном  искусстве:  книжные  иллюстрации — И.

 

     

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.