Урок по математике 5 класс Единицы массы

Тип урока:  изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:  сформировать знания о новых единицах измерения массы, установить соотношения тонны и центнера с известной единицей измерения – килограмм; расширить у детей понятийную базу о единицах массы за счет включения в нее новых элементов – тонны и центнера;    установить соотношение между всеми известными единицами измерения массы; сформировать умение преобразовывать крупные единицы измерения в мелкие и наоборот.

Развивающая:  развивать у детей умения преобразовывать крупные единицы массы в мелкие и наоборот;  развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию), внимание, память,        математическую речь;  развивать вычислительные навыки, умения делать выводы, рассуждать и объяснять.

Воспитывающая:  воспитывать умение вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы для решения и оформления учебных и познавательных задач; сформировать умение работать в группе, паре по решению общих учебных задач.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.  Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.     Включаются в деловой ритм урока.         Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Целеполагание и актуализация знаний Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Эпиграф  нашего сегодняшнего урока: « Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» -Как вы их понимаете? -Какова же цель нашего урока?           Разгадать кроссворд. Какое ключевое слово получилось? А что такое величина?     Какие величины вы знаете?   Каждый из вас когда-то ходил в магазин и слышал, как продавец сообщает вес товара. В чем измеряют вес товара? То есть в единицах массы. Так как звучит тема нашего урока?                 — Развить внимание — Тренировать мозг — Тренировать волю — воспитать настойчивость и упорство в достижении цели   Отгадывают кроссворд.   Величина Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом Массы, длины, времени, площади. Грамм, килограмм, центнер и т.д.     Единицы массы. Записывают тему в тетрадь. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические — формулирование проблемы.
3. Изучение нового материала Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: единицы массы Рассмотрите рисунок (рис. 1). На первом рисунке мы видим, что масса кочана капусты больше 1 кг, так как чаша с кочаном капусты перевешивает чашу с гирей 1 кг. А на втором рисунке видно, что масса кочана капусты меньше, чем 2 кг, так как чаша с двумя гирями по 1 кг перевешивает чашу с кочаном капусты. Следовательно, мы не можем точно определить массу кочана. Чтобы узнать точнее массу предметов, используют не только килограмм, но и более мелкую единицу массы – грамм. Массу тяжёлых предметов обычно измеряют в килограммах, а массу лёгких – в граммах (рис. 2).  Запомним. 1 кг = 1000 г В слове килограмм часть «кило» означает «тысяча». А кто знает, как называют тысячу килограммов? 1т = 1000 кг Часто употребляют еще одну единицу массы – центнер: 1 ц =100 кг На практике массу предметов измеряют с помощью различных весов. Весы́ – устройство или прибор для определения массы тел (рис. 3) Весы бывают механическими и цифровыми. Все зависит от того, как они показывают нужные вам килограммы или граммы. У механических весов – это шкала со стрелкой или чаши с гирями (рис. 4). У цифровых (электронных) весов – табло (рис. 5). По области применения весы бывают разные: багажные (взвешивают багаж, например, в аэропорту), торговые (для взвешивания товара в магазине), медицинские (используют при приготовлении лекарств), почтовые (помогают взвешивать посылки), железнодорожные (их назначение – взвешивать грузы, располагающиеся в составе поезда или определять вес пустых вагонов) (рис. 6). Есть весы бытовые, которые люди используют дома, в быту. Может быть, у вас есть дома кулинарные весы (для взвешивания продуктов), напольные (для вашего взвешивания) и детские (для взвешивания маленьких детей) (рис. 7).   А сейчас мы с вами немного поиграем. Я покупатель, а кто — то из вас – продавец. Есть желающие? Я пришла в магазин и прошу вас взвесить мне -5 штук картофеля, — 3 головки лука, — 1 кочан капусты.   Можно предложить с помощью механических весов кусок мела. При взвешивании на чашечных весах, чтобы определить массу предмета, используют гири. Гири бывают разные (рис. 8).   Подумайте, какие гири надо взять, чтобы получить 7 г, 80 г, 300 г, 600 г.                                             1 кг = 1000 г         1т = 1000 кг     1 ц =100 кг           Изучают разновидность весов (презентация)                                                           Сюжетно – ролевая игра с применением практического занятия. Один из учащихся, по желанию, выходит и взвешивает -5 штук картофеля, — 3 головки лука, — 1 кочан капусты.       Изучают разновидность гирь. (презентация)       7 г=5 г+2 г 80 г=50 г+20 г+10 г 300 г=200 г+100 г 600 г=500 г+100 г   Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений.
4. Физкультминутка        
5.Первичное закрепление Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Работа в паре: Выразите данные величины в указанных единицах массы. 3 кг =………….…г 2000 г =……….…кг 5700 г =…………….кг…………г 32 850 г =…………..кг………….г 1500 кг =……………т……………кг   Рассуждаем так. В одном килограмме – одна тысяча граммов, значит, в трех килограммах – три тысячи граммов. Если одна тысяча граммов составляет один килограмм, то две тысячи граммов – это два килограмма. В числе пять тысяч семьсот граммов – пять килограммов и семьсот граммов. В числе тридцать две тысячи восемьсот пятьдесят граммов – 32 грамма и восемьсот пятьдесят граммов. Если одна тысяча килограммов составляет одну тонну, то тысяча пятьсот килограммов – это одна тонна пятьсот килограмм.   Проверьте себя, обменявшись карточками с соседней парой. Все верно – 5, одна ошибка – 4, три ошибки – 3, более четырех ошибок – 2. Сейчас я прошу вас открыть учебник на стр. 116 и решить задачу №524 (б,в) у доски. Работают в паре.     3 кг = 3000 г 2000 г = 2 кг 5700 г = 5 кг 700 г 32 850 г = 32 кг 850 г 1500 кг = 1 т 500 кг                                             Проверяют решение соседней пары, выставляют оценку.       Желающие выходят к доске и решают задачу. б)9 кг 326 г+2 кг +457 г=9326 г +2000г+457г= 11783=11 кг 783 г в)23 кг-2 кг 754г=23000г-2754г=20246г=20 кг 246 г Регулятивные: контроль, самооценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение работать в паре.
         
6. Организация первичного контроля Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. А сейчас мы с вами будем работать по группам.  Будем играть в игру, которая называется «Железная дорога».   Задание: Расставьте вагоны таким образом, чтобы первым от паровоза стоял вагон с самым большим количеством груза, за ним — вагон полегче и на самом последнем месте — вагон с наименьшим количеством груза.   Ну а теперь прошу одного участника из команды выйти и продемонстрировать получившийся паровоз. Ребята, а почему вы расположили вагоны именно в таком порядке? Совершенно верно! Таким образом, мы с вами научились сравнивать единицы массы, молодцы! Учащиеся работают в группах. (Раздаточный материал на столах учеников)                   Выходит один участник из каждой команды. Вывешивает получившийся паровоз на доску. Отвечают. Объясняют получившийся результат.   Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение.
7. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых — Какие  единицы массы вы вспомнили сегодня? – Какая единица массы больше кг, но меньше т? Выделить активных учащихся   Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Стр. 115 п.2.12 №523    
9. Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. А теперь составим дерево успеха: Зеленый лист – доволен своей работой, потому что почти не ошибался Желтый лист – немного не доволен своей работой, потому что допускал неточности Красный лист – надо еще немного постараться, и успех будет! Учитель подводит итог. Оценивают свою работу. Выходят к доске и с помощью магнитиков крепят листы к дереву.   Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.