Рабочая программа по химии 9 класс

 

Рабочая программа по химии 9 класс

2.Пояснительная записка

 2.1 Перечень нормативных документов, использованных  при  составлении рабочей программы.

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»  (с последующими изменениями и дополнениями)
  • приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ Минобразования России от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
  • приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • приказ от 12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области».
  • Устав МОБУ СОШ №__ города___________
  • Образовательная программа МОБУ СОШ №__ города ______________.
  • Учебный план МОБУ  СОШ №__ города  на 20__ — 20__ учебный год
  • Положение МОБУ СОШ №__ «О рабочей программе педагога»

 

2.2.Ведущие целевые установки в предмете

         Содержание программы направлено на освоение знаний и на овладение умениями на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса. Построена данная программа на основе спиральной модели, предусматривающей постепенное развитие и углубление теоретических представлений при линейном ознакомлении с эмпирическим материалом.
Основное содержание авторской полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

                      

2.3. Цели обучения с учетом специфики учебного предмета

формирование у учащихся знаний основ науки — важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий об основных принципах химического производства.

-развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;

-формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни;

-раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;

-развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

2.4. Конкретизация  целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения

Курс химии в нашей школе направлен на овладения знаниями и умениями по предмету, которые затем будут востребованы в процессе изучения физики,  органической химии и последующих курсов химии в старших классах.

 2.5. Задачи обучения по предмету

Задачи, решаемые в курсе химии можно сформулировать следующим образом:

— Показать школьникам химию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

— Приобщить к терминологическому языку химии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

— Познакомить с химией как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения.

  2.6.Общая характеристика предмета

 В данной программе выражена химико-экологическая направленность содержания. В нём отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности. Содержание представлено тремя взаимосвязанными и равными блоками знаний, развивается по спирали, отражающей повышение теоретического уровня изучения и обобщения знаний.

 Все другие виды знаний и способов деятельности включаются в эти блоки. Содержание блоков знаний пронизано и экологическими сведениями.

Построение курса с химико-экологической направленностью осуществляется с учётом логики науки, реализации принципов дидактики и психологии усвоения знаний и развития личности обучаемых.

 

 2.7.Общая характеристика учебного процесса

Наиболее частые технологии обучения химии в 9 классе — объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая, практическая, лабораторная. Курс основан на знаниях, полученных при изучении таких предметов, как физика.

2.8.Обоснование выбора УМК

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программой основного общего образования по химии , рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов  общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным  целям МОБУ СОШ №__, построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

2.9.Описание места учебного предмета в  учебном плане

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования предмет химия входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов в год, для обязательного изучения химии в 9-м классе 2 часа в неделю.

 2.10. Результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты:

         1) воспитание российской гражданской идентичности

         2) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления

 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое ,духовное многообразие современного мира.

Предметные результаты:

          1) формирование представлений о химии, ее роли в освоении планеты человеком, о химических  знаниях как компоненте картины мира, задач охраны окружающей среды и рационального природопользования;

         2) формирование представлений и теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли,как планеты людей в пространстве и во времени, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках.

         3) формирование умений и навыков использования знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки безопасности окружающей среды в результате химического воздействия.

Метапредметные результаты:

         1)Регулятивные:  ставить учебные задачи, планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать  свою работу, владеть различными способами самоконтроля.

  • Познавательные учебно-логические: классифицировать в соответствии с выбранными признаками. Сравнивать объекты, систематизировать информацию, определять проблему и способы ее решения, владеть навыками анализа.
  • Учебно-информационные: поиск необходимых источников информации, работа с текстом, составление тезисного плана, выводов, использовать различные виды моделирования, создание собственной информации .

           4)Коммуникативные: выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

3.Содержание учебного предмета

Название раздела и темы Количество часов
9 класс (неорганическая химия) 50
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса 6
Тема 1. Металлы 18
Тема 2. Неметаллы 26
9 класс (органическая химия)  20
Тема 3. Органические соединения 10
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы 10
Итого 70

4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности для курса 9 класса.

Содержание программы

Тема 1. Металлы (18 ч)

Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их по­ложения в электрохимическом ряду напряжений ме­таллов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые ве­щества. Важнейшие соединения щелочных метал­лов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбо­наты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной под­группы II группы. Строение атомов, Щелочноземель­ные металлы — простые вещества. Важнейшие со­единения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в на­родном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и хи­мические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный ха­рактер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химиче­ские свойства простого вещества. Генетические ряды Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение желе­за и его соединений для природы и народного хозяй­ства.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочнозе­мельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодейст­вие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодейст­вие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов же­леза (II) и (III).

Лабораторные опыты.1. Получение и взаимодей­ствие гидроксида цинка с растворами кислот и ще­лочей. 2. Рассмотрение образцов металлов. 3. Взаи­модействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия и рудами железа. 5. Ка­чественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3+.

Тема 2. Неметаллы (26ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе, особенности строения ато­мов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение не­металлов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятия «металл» — «неметалл». Общая характеристика галогенов. Строение ато­мов. Простые вещества и основные соединения гало­генов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV и VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяй­стве. Производство серной кислоты. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, по­лучение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кисло­та, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойст­ва белого и красного фосфора, их применение. Основ­ные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойст­ва модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: каль­цит, сода, поташ, их значение в природе и жизни че­ловека. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Зна­чение соединений кремния в живой и неживой при­роде. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых ве­ществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюми­нием. Вытеснение хлором брома или йода из раство­ров их солей. Взаимодействие серы с металлами, во­дородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение уг­лем растворенных веществ или газов. Восстановле­ние меди из ее оксида углем. Образцы природных со­единений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства суль­фатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 6. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы. 7. Распознава­ние солей аммония. 8. Ознакомление с природными силикатами. 9. Ознакомление с продукцией силикат­ной промышленности. 10. Получение углекислого га­за и его распознавание.

 Тема 3. Органические соединения (10 ч)

Вещества органические и неорганические, относи­тельность этого понятия. Причины многообразия уг­леродных соединений. Теория строения органиче­ских соединений А. М. Бутлерова.

Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скеле­та. Химические свойства алканов: реакция горения,з амещения, разложения и изомеризации. Примене­ние метана.

Алкены. Этилен как родоначальник гомологи­ческого ряда алкенов. Двойная связь в молекуле эти­лена. Свойства этилена: реакции присоединения (во­дорода, галогена, галогеноводорода, воды) и окисле­ния. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных — на примере этиленгликоля. Трехатомный спирт — глицерин. Реак­ции полимеризации этилена. Полиэтилен и его зна­чение.

Алкины. Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, ре­акция гидратации ацетилена. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксус­ной кислоты. Ее свойства и применение. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах как амфотерных орга­нических веществах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.

Демонстрации.Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Получение ацетилена карбидным способом и его горение. Образ­цы этанола, этиленгликоля и глицерина. Окисление уксусной кислоты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции белков. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Гидролиз глюкозы и крахмала.

Лабораторные опыты.11. Изготовление моделей молекул  углеводородов. 12. Свойства  глицерина. 13.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). 14.Взаимодействие крахмала с йодом.

Тема 5.  Обобщение знаний по химии за курс основной школы. (10 ч)

Человек в мире веществ, материалов, химических реакций. Проблема безопасного использования химических веществ. Понятие о БАДах. нефть,природный газ и их применение. Простые и сложные вещества. Решение задач. Контрольная работа.

5.Описание учебно-методического и материально-технического обес печения образовательного процесса

 Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М., «Дрофа», 2009.

 Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа.

 Химия. 9 кл.; Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. — М.: Дрофа.

Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс.

Габриелян О.С, Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа.

Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 — 9 кл. — М.: Дрофа.

  1. Планируемые результаты изучения предмета

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения курса химии в 9 классе:

Неорганическая  химия.  Учащиеся должны знать:

— положение металлов и неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева;

— общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

— основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов;

Учащиеся должны уметь:

давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

 Органическая химия. Учащиеся должны знать:

причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей; важнейшие функциональные группы, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

— строение, свойства и практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

— понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

 Учащиеся должны уметь:

разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим применением веществ;

— составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

— выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

  1. Приложения.

  7.1. Календарно-тематическое планирование на год

СКАЧАТЬ    Рабочую программу по химии 9 класс

http://schkoler.ru     Блог об образовании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *