Рабочая программа по химии 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ ДЛЯ 10  КЛАССА

2.Пояснительная записка

2.1 Перечень нормативных документов, использованных  при  составлении рабочей программы.

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»  (с последующими изменениями и дополнениями)
  • приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ Минобразования России от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
  • приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • приказ от 12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области».
  • Устав МОБУ СОШ №__ города
  • Образовательная программа МОБУ СОШ № __ города______________
  • Учебный план МОБУ  СОШ №__ города_______________  на 2014- 2015 учебный год
  • Положение МОБУ СОШ №__ «О рабочей программе педагога»

 

2.2.Ведущие целевые установки в предмете

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» основной миссией является осуществление целенаправленного процесса воспитания и обучения граждан РФ в интересах учащихся и их родителей, общества, государства, сопровождающегося достижением обучающимися установленных требований федерального компонента государственного образовательного стандарта. Обеспечение единства образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования.  Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

 

2.3. Цели обучения с учетом специфики учебного предмета

— освоения знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

— овладения умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

— развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний

2.4. Конкретизация  целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения

Курс химии в нашей школе направлен на овладения знаниями и умениями по предмету, которые затем будут востребованы в процессе изучения физики,  органической химии и последующих курсов химии в учебных заведениях.

Программа по химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений является логическим продолжением авторского курса для основной школы. Поэтому она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые темы курса химии основной школы рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне. Делается это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения приемственности между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учреждениях.

2.5. Задачи обучения по предмету

Задачи, решаемые в курсе химии можно сформулировать следующим образом: Показать школьникам химию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку химии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с химией как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения

2.6.Общая характеристика предмета

Программа базового курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с  реформированием средней школы. Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников. Изучение в 10 классе органической  химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии, рассмотренных в основной школе. В последующих уроках рассматриваются строение и классификация органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некороми элементами электронной теории и стереохимии.

2.7.Общая характеристика учебного процесса

Наиболее частые технологии обучения химии в 10 классе — объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая, практическая, лабораторная. Курс основан на знаниях, полученных при изучении таких предметов, как физика, география, биология.

2.8.Обоснование выбора УМК

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программой основного общего образования по химии, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов  общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным  целям МОБУ СОШ №__, построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

 2.9.Описание места учебного предмета в  учебном плане

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования предмет химии входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов в год, для обязательного изучения химии в 10-м классе 2 часа в неделю.

2.10.Результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты:

 1) воспитание российской гражданской идентичности

 2) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления

 3) формирование целостного мировоззрения, соответствуюшего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Предметные результаты:

 1) формирование представлений о химии, ее роли в освоении планеты человеком, о химических  знаниях как компоненте картины мира, задач охраны окружающей среды и рационального природопользования;

 2) формирование представлений и теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли, как планеты людей в пространстве и во времени, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках.

  3) формирование умений и навыков использования знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки безопасности окружающей среды в результате химического воздействия.

Метапредметные результаты:

                 1) Регулятивные:  ставить учебные задачи, планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать  свою работу, владеть различными способами самоконтроля.

                 2) Познавательные учебно-логические: классифицировать в соответствии с выбранными признаками. Сравнивать объекты, систематизировать информацию, определять проблему и способы ее решения, владеть навыками анализа.

                  3) Учебно-информационные: поиск необходимых источников информации, работа с текстом, составление тезисного плана, выводов, использовать различные  виды моделирования, создание собственной информации.

       4)Коммуникативные: выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Название раздела и темы. Количество часов
10 класс (органическая химия)Введение 2
Тема 1.Строение и классификация органических соединений. 6
Тема 2.Углеводороды и их природные источники. 16
Тема 3. Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники. 19
Тема 4. Азотосодержащие соединения и их нахождение в природе. 9
Тема 5. Биологически активные вещества. 4
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры. 7
 Повторение. 7
Итого 70

                                                      

  3.Содержание  учебного предмета  химии в 10 классе:

  1. 1. Введение (1 час)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические соединения.

 

  1. Теория строения органических соединений

      Предмет органической химии. Особенности строения и свойства органических соединений. Значение  и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.

      Демонстрации:

  1. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них.
  2. Модели молекул метана, метанола, ацетилена, этилена и бензола.
  3. Шаростержневые и объемные модели молекул водорода, хлора, азота, воды, метана.
  4. Углеводороды и их природные источники (16 часов + 1 час).

Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические, карбоциклические и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения кратной связи и функциональной группы, межклассовая изомерия.

Решение задач на вывод формул органических соединений. Выполнение упражнений по изготовлению моделей молекул, выполнение тестов.

Алканы.  Гомологический ряд, общая формула алканов. Строение молекуды метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства, алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов,  фракционная перегонка нефти. Химические свойства: реакции замещения, горение, термическое разложение и изомеризация алканов.

Алкены: строение, номенклатура и изомерия, физические и химические свойства, получение и применение.

Алкины: Строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, получение и применение.

Алкадиены: строение молекул, изомерия и номенклатура, физические и химические свойства.  Каучуки, резина. Получение и применение алкадиенов.

Циклоалканы: строение, изомерия и номенклатура, физические и химические свойства, получение.

Ароматические углеводороды (арены): строение молекулы бензола физические и химические свойства, способы получения.

Генетическая связь между классами органических соединений.

  1. Лабораторные опыты.
  2. Изготовление моделей молекул веществ – представителей различных классов органических соединений.
  3. Изготовление моделей углеводородов и их галогенопрозводных.
  4. Ознакомление с продуктами нефти, каменного угля и продуктами их переработки.
  5. Обнаружение в керосине непредельных соединений.
  6. Ознакомление с образцами каучуков, резины и эбонита.

   4.Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (19 часов+1 час)

          Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп,  образование алкоголятов, взаимодействие галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов.

       Особенности свойств многоатомных  спиртов.  Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Поликонденсация  фенола с  формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола.

Лабораторные опыты:

  1. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди.
  2. Взаимодействие фенола с бромной водой и с раствором щелочи.

Практические работы:

  1. Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений»

     Альдегиды и кетоны.  Строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов.  Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов. Качественные реакции на альдегиды. Повторение реакции поликонденсации фенола с формальдегидом. Решение экспериментальных и расчетных задач.

Лабораторные опыты:

  1. Качественные реакции на альдегиды: с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди.
  2. Окисление спирта в альдегид.
  3. Получение и свойства карбоновых кислот.

   Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот.  Общие свойства  неорганических и органических кислот. Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты.  Реакции этерификации, условия ее проведения.

  Строение сложных эфиров.  Изомерия сложных эфиров. Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реации этерификации, гидролиз сложных эфиров.

  Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот.  Состав и строение  молекул жиров.  Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Понятие мыла,  объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров.

Лабораторные опыты:

  1. Растворимость жиров.
  2. Доказательства непредельного характера жидкого жира.
  3. Омыление жиров.
  4. Сравнение свойств мыла и СМС.

   Моно-, ди-. Полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

  Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесие в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от  строения молекулы. Взаимодействие гидроксидом меди  при комнатной температуре и при нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового и молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на  осное ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строение молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы.. Фруктоза и ее биологическая роль.

  Крахмал, целлюлоза. Физические и химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль.

Лабораторные опыты:

  1. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди.
  2. Взаимодействие крахмала с йодом.
  3. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
  4. Азотосодержащие соединения и их нахождение в природе (9 часов)

  Амины. Определение аминов.  Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов:  алкилирование аммиака,  восстановление нитросоединений. Физические и химические свойства аминов.

  Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот.  Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями с образованием сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсация кислот.

  Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков:  горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков.

  Понятие ДНК и РНК.

Лабораторные опыты:

  1. Ознакомление с образцами синтетических волокон.
  2. Растворение белков в воде. Коагуляция желатина спиртом.
  3. Цветные реакции белков.
  4. Обнаружение белка в молоке.

         5.Биологически активные органические соединения (9 часов)

    Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение.  Нормы потребления витаминов. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов.

Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности.

Понятие о гормонах как  биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию  жизнедеятельности организмов. Понятие о классификации гормонов. Отдельные представители гормонов:  эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.

Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах, Группы лекарств: сульфамиды,  антибиотики,  аспирин. Безопасные способы применения лекарственные формы.

   Искусственные и синтетические полимеры (7часов + 1 час ПР)

  Искусственные полимеры.

Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации  природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шёлк, вискоза), их свойства и применение.

  Синтетические полимеры.

Получение синтетических полимеров реакциями  полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон, капрон.

Лабораторные опыты:

  1. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков

Практические работы:

 

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

         Габриелян О. С, Яшукова А. В. Химия. 10 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. —М.: Дрофа 2010.

Габриелян О. С, Лысова Г. Г., Введен­ская А. Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл.: В 2 ч. — М.: Дрофа, 2003—2004.

Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. — М.: Дрофа, 2003—2005.

. Хи­мия для школьников старших классов и посту­пающих в вузы: Учеб. пособие. — М.: Дрофа, 2005

Габриелян О. С. Методические рекомен­дации по использованию учебников О. С. Габрие­ляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю. Пономарева, В. И. Теренина «Химия. 10».

 

6.Планируемые результаты изучения предмета

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать:

 — важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион;

— важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты;

уметь:

— называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

         — определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева;

        — объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;

        — выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ.

  1. Приложения.

7.1.Календарно-тематическое планирование на год.

СКАЧАТЬ    Рабочую программу по химии 10 класс

http://schkoler.ru   Блог об образовании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *