Рабочая программа по биологии 7 класс. 7 вид

Адаптивная рабочая программа по биологии по 7 виду  7 класс.

Пояснительная записка.

2.1 Перечень нормативных документов, использованных  при  составлении рабочей программы.

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»  (с последующими изменениями и дополнениями)
  • приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ Минобразования России от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от  30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
  • приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области».
  • Устав МОБУ СОШ №__ города ________.
  • Образовательная программа МОБУ СОШ №__ города ________.
  • Учебный план МОБУ  СОШ №__ города ______  на 2014- 2015 учебный год
  • Положение МОБУ СОШ №__

 

Нормативно – правовая база:

  1. Закон РФ «Об образовании» (ст. 15, 17, 27).
  2. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №         181-        3 (ст.15).
  3. Закон РФ «Об основах системы безнадзорности, профилактики и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120 — ФЗ.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124 – ФЗ.

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.1997г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии».

Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) ОУ I – VIII вида» (с изменениями от 26.12.2000г.).

  1. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.04.1999г. № 27/511 — 6.
  2. Письмо Министерства образования РФ от 28.06.2000г. № 27/1012 – 6 «Об итогах Всероссийской конференции «Компенсирующее и коррекционно – развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения», г.Москва, 15-16 февраля 2000г.
  3. Приказ Министерства просвещения СССР от 03.07.1981г. №103 № Инструкция по приёму детей в специальные школы-интернаты (школы с продлённым днём) для детей с ОВЗ».
  4. Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР от 03.06.1988г. №10-1036-б «О специализированных классах выравнивания для детей с ОВЗ».
  5. Инструктивное письмо Министерства образования РСФСР от 30.09.1989г. №10-1036-б «Методические рекомендации об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с ОВЗ».
  6. Инструктивно – методическое письмо Министерства здравоохранения РСФСР от 23.01.90г. № 22-02-08/11 «О медико – профилактической работе в классах выравнивания для детей с ОВЗ».
  7. Письмо управления специального образования Минобразования РФ от 30.05.2003г. № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с ОВЗ».
  • Цели и задачи образовательной политики образовательного учреждения.

Целевые ориентации по личности  ребенка, заложенные в образовательной программе, следующие:

  • Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис.
  • Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
  • Создать положительную Я-концепцию, снять «синдром неудачника».
  • Укреплять положительные нравственные начала личности ребенка.
  • Адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутри- коллективные отношения.
  • Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
  • Привлечь ребенка к социально значимой и трудовой деятельности.

Педагогический коллектив  школы  учитывает, что личность ребенка – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе  общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирование личности его возможно только в общении с  взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности – обучении. При наличии специально организованных условий дети обладают возможностью   развития. Развитие обусловлено и определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации  учебно-воспитательного процесса с учащимися  с ОВЗ VII вида.

2.4 Основными условиями развития обучающихся считаем:

  • учет возрастных особенностей;
  • развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;
  • создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения ребенка и взрослого, обучающегося и сверстников.

         В  основной образовательной программе  отразилась система работы образовательного учреждения по реализации специальных коррекционных учебных программ. Данная образовательная программа  содержит стратегию и тактику, присущую в целом специальному образованию.

Деятельность психологической службы в  школе  ориентирована на обучающихся, имеющих трудности в обучении, установлении контактов в среде сверстников, самоопределении; на педагогов, имеющих потребности в составлении психологической характеристики обучающихся и класса, в помощи по выбору форм и средств обучения на основе данных психодиагностики;

Таким образом, психологическая служба обеспечивает:

  • развитие системы психологической поддержки, психодиагностики и психокоррекции обучающихся;
  • обеспечение взаимодействия образовательного учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся.

Психологическая служба  образовательного учреждения совместно с классными руководителями ведет работу по формированию у ребенка качеств личности, обеспечивающих хорошую адаптацию в школьном коллективе (особенно важным является для детей, не посещавших дошкольные учреждения), дальнейшее физическое и эмоциональное развитие.

охрана и поддержание здоровья детей;

2.5 задачи образовательной политики  образовательного учреждения.

Целевые ориентации по личности  ребенка, заложенные в образовательной программе, следующие:

  • Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис.
  • Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
  • Создать положительную Я-концепцию, снять «синдром неудачника».
  • Укреплять положительные нравственные начала личности ребенка.
  • Адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутри- коллективные отношения.
  • Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
  • Привлечь ребенка к социально значимой и трудовой деятельности.

Педагогический коллектив  школы  учитывает, что личность ребенка – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе  общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирование личности его возможно только в общении с  взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности – обучении. При наличии специально организованных условий дети обладают возможностью   развития. Развитие обусловлено и определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации  учебно-воспитательного процесса в классах VII вида.

Основными условиями развития обучающихся считаем:

  • учет возрастных особенностей;
  • развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;
  • создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения ребенка и взрослого, обучающегося и сверстников.

         В  основной образовательной программе  отразилась система работы образовательного учреждения по реализации специальных коррекционных учебных программ. Данная образовательная программа  содержит стратегию и тактику, присущую в целом специальному образованию.

Деятельность психологической службы в  школе  ориентирована на обучающихся, имеющих трудности в обучении, установлении контактов в среде сверстников, самоопределении; на педагогов, имеющих потребности в составлении психологической характеристики обучающихся и класса, в помощи по выбору форм и средств обучения на основе данных психодиагностики;

Таким образом, психологическая служба обеспечивает:

  • развитие системы психологической поддержки, психодиагностики и психокоррекции обучающихся;
  • обеспечение взаимодействия образовательного учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся.

Психологическая служба  образовательного учреждения совместно с классными руководителями ведет работу по формированию у ребенка качеств личности, обеспечивающих хорошую адаптацию в школьном коллективе (особенно важным является для детей, не посещавших дошкольные учреждения), дальнейшее физическое и эмоциональное развитие.

Основными направлениями образовательной деятельности являются:

  • охрана и поддержание здоровья детей;
  • формирование основ здорового образа жизни обучающихся;
  • обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;
  • адресная индивидуальная помощь детям, обучающимся на дому;
  • подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в условиях производства;
  • обновление содержания образования;
  • повышение специальной компетентности обучающихся.
  • рмирование основ здорового образа жизни обучающихся;
  • обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;
  • адресная индивидуальная помощь детям, обучающимся на дому;
  • подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в условиях производства;
  • обновление содержания образования;
  • повышение специальной компетентности обучающихся.

 

2.6 Общая характеристика учебного плана.

                                                                                    РАСТЕНИЯ

(66 ч в год, 2 ч в неделю)

Введение (1 ч)

      Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).

      Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.

Общие сведения о цветковых растениях (16 ч)

      Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки и т. п.).

Подземные и наземные органы растения

      Корень (3 ч). Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).

      Стебель (3 ч). Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Образование стебля. Побег.

      Лист (4 ч). Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.

      Цветок (4 ч). Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

      Строение семени (1 ч) (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.

Демонстрация опыта

      Образование крахмала в листьях растений на свету.

Лабораторные работы

      Органы цветкового растения. Строение цветка. Строение семени.

Практические работы

      Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое деление).

      Определение всхожести семян.

Растения леса (14 ч)

      Некоторые биологические особенности леса.

      Лиственные деревья (3 ч): береза, дуб, липа, осина или другие местные породы.

      Хвойные деревья (2 ч): ель, сосна или другие породы деревьев, характерные для данного края.

      Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания. Использование древесины различных пород.

      Лесные кустарники (2 ч). Особенности внешнего строения кустарников. Отличие деревьев от кустарников.

      Бузина, лещина (орешник), шиповник. Использование человеком. Отличительные признаки съедобных и ядовитых плодов.

      Ягодные кустарнички (1 ч). Черника, брусника. Особенности внешнего строения. Биология этих растений. Сравнительная характеристика. Лекарственное значение изучаемых ягод. Правила их сбора и заготовки.

      Травы (2 ч). Ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой или 2—3 вида других местных травянистых растений. Практическое значение этих растений.

      Грибы (2 ч). Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.

      Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).

      Охрана леса (2 ч). Что лес дает человеку? Лекарственные травы и растения. Растения Красной книги. Лес — наше богатство (работа лесничества по охране и разведению лесов).

Практические работы

      Определение возраста дерева по годичным кольцам, хвойных — по мутовкам.

      Зарисовки в тетрадях, подбор иллюстраций и оформление альбома «Растения леса». Лепка из пластилина моделей различных видов грибов. Подбор литературных произведений с описанием леса («Русский лес в поэзии и прозе»).

      Экскурсия в природу для ознакомления с разнообразием растений, с распространением плодов и семян, с осенними явлениями в жизни растений.

Комнатные растения (5 ч)

      Разнообразие комнатных растений.

      Светолюбивые (бегония, герань, хлорофитум). Теневыносливые (традесканция, африканская фиалка, монстера или другие, характерные для данной местности). Влаголюбивые (циперус, аспарагус). Засухоустойчивые (суккуленты, кактусы).

      Особенности внешнего строения и биологические особенности растений. Особенности ухода, выращивания, размножения. Размещение в помещении. Польза, приносимая комнатными растениями. Климат и красота в доме. Фитодизайн: создание уголков отдыха, интерьеров из комнатных растений.

Практические работы

      Черенкование комнатных растений.

      Посадка окорененных черенков.

      Пересадка и перевалка комнатных растений, уход за комнатными растениями: полив, обрезка.

      Зарисовка в тетрадях.

      Составление композиций из комнатных растений.

Цветочно-декоративные растения (5 ч)

      Однолетние растения: настурция (астра, петуния, календула). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Выращивание через рассаду и прямым посевом в грунт. Размещение в цветнике. Виды цветников, их дизайн.

      Двулетние растения: мальва (анютины глазки, маргаритки). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Различие в способах выращивания однолетних и двулетних цветочных растений. Размещение в цветнике.

      Многолетние растения: флоксы (пионы, георгины). Особенности внешнего строения. Выращивание. Размещение в цветнике. Другие виды многолетних цветочно-декоративных растений (тюльпаны, нарциссы). Цветы в жизни человека.

Растения поля (9 ч)

      Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые культуры. Труд хлебороба. Отношение к хлебу. Уважение к людям, его выращивающим.

      Технические культуры: сахарная свекла, лен, хлопчатник, картофель, подсолнечник.

      Особенности внешнего строения этих растений. Их биологические особенности. Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Одежда из льна и хлопка.

      Сорные растения полей и огородов: осот, пырей, лебеда.

      Внешний вид. Борьба с сорными растениями.

Овощные растения (8 ч)

      Однолетние овощные растения: огурец, помидор (горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп — по выбору учителя).

      Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка.

      Многолетние овощные растения: лук.

      Особенности внешнего строения этих растений, биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до семени.

      Выращивание: посев, уход, уборка.

      Польза овощных растений. Овощи — источник здоровья (витамины).

      Использование человеком. Блюда, приготавливаемые из овощей.

Практические работы

      Выращивание рассады.

      Определение основных групп семян овощных растений.

      Посадка, прополка, уход за овощными растениями на пришкольном участке, сбор урожая.

Растения сада (8 ч)

      Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника (абрикосы, персики — для южных регионов).

      Биологические особенности растений сада: созревание плодов, особенности размножения. Вредители сада, способы борьбы с ними.

      Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму.

Практические работы в саду

      Вскапывание приствольных кругов плодовых деревьев.

      Рыхление междурядий на делянках земляники.

      Уборка прошлогодней листвы.

      Беление стволов плодовых деревьев.

      Экскурсия в цветущий сад.

2.7       Новое содержание образования предполагает вариативность, определяемую альтернативными учебными программами и учебниками, что позволит учитывать типологические и индивидуальные возможности школьников со сниженным интеллектом и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Эти требования повлекли за собой и перестройку школьного курса естествознания.

      Данная программа существенно отличается от традиционной, в течение многих лет апробированной. В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.

      Программа продолжает вводные курсы «Живой мир» (0—4 классы) и «Природоведение» (5 класс), при изучении которых учащиеся получили элементарную естественно-научную подготовку.

      Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

      Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания школьников.

      Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у детей чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

      Распределение времени на изучение тем указано в программе ориентировочно, оно может быть изменено исходя из местных (региональных) условий.

      Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

      В настоящей программе в разделе «Растения» (7 класс) растения объединены в группы по месту их произрастания. Апробация программы показала, что такое структурирование материала оказалось более доступным для понимания детьми со сниженным интеллектом. В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др.

2.7.Общая характеристика учебного процесса

Наиболее частые технологии обучения в 7классе:

-объяснительно-иллюстративная,

-частично-поисковая,

-практическая,

-лабораторная.

Курс основан на знаниях, полученных при изучении таких предметов, природоведение, биология, история.

2.8.Обоснование выбора УМК

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программой основного общего образования по биологии, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов  общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным  целям МОБУ «Линевская СОШ», построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

                 

2.9. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, Базисному учебному плану, рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 70 ч

2.10.Результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты:

            1) воспитание российской гражданской идентичности;

            2) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое ,духовное многообразие современного мира.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны знать:

  • что изучает природоведение;
  • основные свойства воды, воздуха и почвы;
  • основные формы поверхности Земли;
  • простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
  • основные санитарно-гигиенические требования;
  • название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
  • названия важнейших географических объектов*;
  • правила поведения в природе.

      Учащиеся должны уметь:

  • демонстрировать простейшие опыты;
  • проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;

Примерное тематическое планирование 7 класс.

СКАЧАТЬ   Адаптивную рабочую программу по биологии 7 вид 7 класс

http://schkoler.ru    Блог об образовании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *