Рабочая программа по биологии 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

6 КЛАСС

                                                                        Пояснительная записка

2.1 Перечень нормативных документов, использованных  при  составлении рабочей программы.

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»  (с последующими изменениями и дополнениями)
  • приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ Минобразования России от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
  • приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • приказ от 12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области».
  • Устав МОБУ СОШ №__ города ____________
  • Образовательная программа МОБУ СОШ №__ города _____________.
  • Учебный план МОБУ  СОШ № __ города _________ на 20__- 20__ учебный год
  • Положение МОБУ СОШ №___ «О рабочей программе педагога»

2.2.Ведущие целевые установки в предмете

         Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке, как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

— многообразие и эволюция органического мира

-биологическая природа

— уровневая организация живой природы

Раздел «Живые организмы. Многообразие живого» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Биологическое образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.              

2.3.Цели обучения с учетом специфики учебного предмета

-Получение знаний о живой природе, осознание жизни как наивысшей ценности, воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде.

—  обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,

—  понимание ценности знаний о своеобразии царства животных в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;

—  сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;

—  дать представление о многообразии животных организмов и принципах классификации;

—  сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем.

 

2.4.Конкретизация  целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения

Курс биологии в нашей школе направлен на овладения знаниями и умениями по предмету, которые затем будут востребованы в процессе изучения  биологии-человек, истории и последующих курсов биологии в старших классах.

                                   

 2.5.Задачи обучения по предмету

Задачи, решаемые в курсе биологии, можно сформулировать следующим образом:

 -Показать школьникам биологию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

 -Приобщить к терминологическому языку природы и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

 -Познакомить с биологией как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения

              

2.3.Цели обучения с учетом специфики учебного предмета

-Получение знаний о живой природе, осознание жизни как наивысшей ценности, воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде.

—  обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,

—  понимание ценности знаний о своеобразии царства животных в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;

—  сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;

—  дать представление о многообразии животных организмов и принципах классификации;

—  сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем.

 

2.4.Конкретизация  целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения

Курс биологии в нашей школе направлен на овладения знаниями и умениями по предмету, которые затем будут востребованы в процессе изучения  биологии-человек, истории и последующих курсов биологии в старших классах.

                                    

 2.5.Задачи обучения по предмету

Задачи, решаемые в курсе биологии, можно сформулировать следующим образом:

 -Показать школьникам биологию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

 -Приобщить к терминологическому языку природы и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

 -Познакомить с биологией как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучении.

 2.6.Общая характеристика предмета

Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процесса.

                             

2.7.Общая характеристика учебного процесса

Наиболее частые технологии обучения в 6классе:

-объяснительно-иллюстративная,

-практическая,

-лабораторная.

Курс основан на знаниях, полученных при изучении таких предметов, природоведение, биология, история.

                                   

2.8.Обоснование выбора УМК

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программой основного общего образования по биологии, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов  общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным  целям МОБУ СОШ №____, построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

                 

2.9. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, Базисному учебному плану, рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 в неделю, всего 35 часов в год соответственно.

                         

2.10.Результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты:

         1) воспитание российской гражданской идентичности;

         2) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое ,духовное многообразие современного мира.

Предметные результаты:

         1) формирование представлений о природоведении, ее роли в освоении планеты человеком, о биологических знаниях как компоненте картины мира, задач охраны окружающей среды и рационального природопользования;

         2) формирование представлений и теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли, как планеты людей в пространстве и во времени, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках.

         3) формирование умений и навыков использования знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки безопасности окружающей среды.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные : ставить учебные задачи, планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать  свою работу, владеть различными способами самоконтроля.
  • Познавательные учебно-логические: классифицировать в соответствии с выбранными признаками. Сравнивать объекты, систематизировать информацию, определять проблему и способы ее решения, владеть навыками анализа.
  • Учебно-информационные: поиск необходимых источников информации, работа с текстом, составление тезисного плана, выводов ,использовать различные виды моделирования, создание собственной информации.
  • Коммуникативные: выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.


                                3.Содержание учебного предмета

Тематическое планирование

Название темы Количество часов
Введение

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов.

2
Тема 1.2  Химический состав клеток 2
Тема 1.3 Строение растительной и животных клеток 2
Тема 1.4 Ткани растений и животных 2
Тема 1.5 Органы и системы органов 2
Тема 1.6 Растения и животные как целостный организм 1
Всего 10
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов.

Тема 2.1 Питание и пищеварение

2
Тема 2.2 Дыхание 2
Тема 2.3 Передвижение веществ в организме 2

 

Тема 2.4 Выделение 2
Тема 2.5 Опорные системы 2
Тема 2.6 Обмен веществ 2
Тема 2.7 Движение 2
Тема 2.8 Регуляция процессов жизнедеятельности 3
Тема 2.9 Размножение 3
Тема 2.  Рост и развитие 3
Всего 23
Раздел 3 Организм и среда

Тема 3.1 Среда обитания

1
Тема 3.2 Природные сообщества 1
Всего 2
Итого 35

4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности для курса 6 класса.

Тема 1.1 Основные свойства живых организмов.

         Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2 Химический состав клеток.

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества клеток: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные работы.

Определение состава семян пшеницы.

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток.

Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

Вирусы – неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа.

         Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Тема 1.4. Деление клетки.

         Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.

         Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.

Тема 1.5. Ткани растений и животных.

         Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные и практические работы.

         Ткани растительных организмов.

Ткани животных организмов.

Тема 1.6. Органы и системы органов.

         Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

         Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

         Стебель как осевой орган побега. Передвижение побега. Передвижение веществ по стеблю.

         Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

         Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

         Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторные и практические работы.

         Изучение органов цветкового растения.

Распознавание органов у животных.

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы.

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов.

Тема 2.1. Питание и пищеварение.

         Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

         Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

         Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. Дыхание.

         Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роли устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

         Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме.

         Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

         Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа.

         Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

         Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Тема 2.4. Выделение.

         Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

Тема 2.5. Опорные системы.

         Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

Лабораторная работа.

         Разнообразие опорных систем животных.

         Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.6. Движение.

         Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Лабораторные и практические работы.

         Движение инфузории туфельки.

Перемещение дождевого червя

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности.

         Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

         Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 2.8. Размножение.

         Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двоное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа.

         Вегетативное размножение комнатных растений.

Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.9. Рост и развитие.

         Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы.

         Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

         Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

Раздел 3. Организм и среда.

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды.

         Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязь живых организмов.

         Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети.

 

Тема 3.2. Природные сообщества.

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.

Резервное время – 8 часов.

5.Описание  учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2008.

а также методических пособий для учителя:

Е. Т. Бровкина, Н. И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. – М.: Дрофа, 2008г

 Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 138с.

для учащихся:

 В. Б. Захаров, Н. И. Сонин «Многообразие живых организмов. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. М.: Дрофа, 2006

Красная книга.  Биология 7 класс. Многообразие живых организмов. Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина.

     

  1. Планируемые результаты изучения предмета

         В результате изучения предмета учащиеся должны:

Знать/ понимать

— особенности жизни как формы существования материи;

-фундаментальные понятия биологии;

— о существовании эволюционной теории;

— основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

— пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

         — давать оценку новой информации по биологическим вопросам;

— работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • работать с учебной и научно — популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета

    7 .Приложения.  

1 Календарно-тематическое планирование

СКАЧАТЬ   Рабочую программу по биологии 6 класс

http://schkoler.ru       Блог об образовании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *