Рабочая программа по биологии 11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 11 КЛАССА                                 

  2.Пояснительная записка.          

2.1 Перечень нормативных документов, использованных  при  составлении рабочей программы.

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»  (с последующими изменениями и дополнениями)
  • приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ Минобразования России от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
  • приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • приказ от 12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области».
  • Устав МОБУ СОШ №__ города ______
  • Образовательная программа МОБУ СОШ №__ города ____________.
  • Учебный план МОБУ СОШ №__ города ___________  на 20__ — 20__ учебный год
  • Положение МОБУ СОШ №__ «О рабочей программе педагога»

  2.2. Ведущие целевые установки в предмета

           Базовые общеобразовательные курсы ,направленные на завершение общеобразовательной подготовки учащихся. Биология не относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, так как в качестве такового представлен интегрированный курс «Естествознание». На базовом уровне в основной и полной средней школе биологическое образование направлено на освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладения  умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности. Уровень в полной средней школе биологического образования ориентировано на подготовку учащихся к продолжению биологического образования, овладение ими знаниями и умениями, достаточными для получения высшего образования биологического профиля. Очень важно, чтобы помимо академических знаний у учащихся появился опыт реальной деятельности в рамках общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя не столько профессиональную, сколько социально-профессиональную роль.

 2.3. Цели обучения с учетом специфики учебного  предмета

— освоить знания о биологических системах (клетка, организм); истории формирования современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в становлении современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

— овладеть умениями обосновывать роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать данные о живых объектах;

— развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения знаменитых открытий в биологии;

 -воспитывать необходимость бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при возникновении дискуссий;

 — использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий собственной деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью людей; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний, правила поведения в природе.

 

2.4.Конкретизация  целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения

 Курс биологии в нашей школе направлен на овладения знаниями и умениями по предмету, которые затем будут востребованы в процессе изучения общей биологии, истории и последующих курсов биологии в учебных заведениях.

                                   

2.5.Задачи обучения по предмету

Задачи, решаемые в курсе биологии можно сформулировать следующим образом:

— Показать школьникам биологию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

— Приобщить к терминологическому языку природы и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

— Познакомить с биологией как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения.

                       

 2.6.Общая характеристика учебного предмета

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний. Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов .Изучение курса «Общая биология» на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни. на воспитание бережного отношения  в окружающей среде.

                      

 2.7.Общая характеристика учебного процесса

Наиболее частые технологии обучения в 11 классе — объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая, практическая, лабораторная. Курс основан на знаниях, полученных при изучении таких предметов, природоведение, биологи, история, физика.

                                                  

 2.8.Обоснование выбора УМК

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программой основного общего образования по биологии , рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов  общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным  целям МОБУ СОШ №__, построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

                   

2.9. Описание места учебного  предмета в  учебном плане

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, Базисному учебному плану, рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов в год соответственно.

 2.10.Результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты:

         1) воспитание российской гражданской идентичности

 2) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления

         3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое ,духовное многообразие современного мира.

Предметные результаты:

 1) формирование представлений о природоведении, ее роли в освоении планеты человеком, о биологических знаниях как компоненте картины мира, задач охраны окружающей среды и рационального природопользования;

         2) формирование представлений и теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли, как планеты людей в пространстве и во времени. Особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках.

         3) формирование умений и навыков использования знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки безопасности окружающей среды.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные : ставить учебные задачи, планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать  свою работу, владеть различными способами самоконтроля.
  • Познавательные учебно-логические: классифицировать в соответствии с выбранными признаками. Сравнивать объекты, систематизировать информацию, определять проблему и способы ее решения, владеть навыками анализа.
  • Учебно-информационные: поиск необходимых источников информации, работа с текстом, составление тезисного плана, выводов ,использовать различные виды моделирования, создание собственной информации .
  • Коммуникативные: выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

                                   

3.Содержание учебного предмета    

        Название темы  Количество часов
 Раздел 4 Вид 38
 Тема 4.1 История эволюционных идей 10
Тема4.2. Современное эволюционное учение 13
Тема 4.3.Происхождение жизни на Земле 7
Тема 4.4.Происхождение человека 8
Обобщение главы 4 Вид 1
Раздел  5 Экосистемы 30
Тема 5.1. Экологические факторы 7
Тема 5.2. Структура экосистем 7
Тема 5.3. Биосфера-глобальная экосистема 4
Тема 5.4. Биосфера и человек 9
Обобщение главы 5 Экосистема 1
Итоговая контрольная работа 1
Заключение 2
Итого 70

 4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности для курса 11 класса:      

Содержание предмета

Раздел 4. Вид (38 часов)

Тема 4.1. История эволюционных идей (10)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвинский  период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье . Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение (13)

Вид , его критерии. Популяция- структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор, их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.

Практические работы. Изучение приспособленности организмов к среде обитания

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (7)

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Гипотезы происхождения жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 4.4. Происхождение человека (8)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира ( класс Млекопитающие отряд Приматы род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества

 

Раздел 5. Экосистемы  (30)

Тема 5.1. Экологические факторы (7)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Тема 5.2. Структура экосистем (7)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества-агроценозы.

Тема 5.3. Биосфера- глобальная экосистема (4)

Биосфера- глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода)

Тема 5.4.Биосфера и человек (9)

Биосфера и человек, Глобальные  экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Итоговая контрольная работа за курс 11 класса- проверка полученных знаний.

         Заключение и повторение курса (2)

     

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература:

Программа среднего(полного) общего образования по биологии 10-11 классы, Базовый уровень Авторы И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов.

Учебник Биология (общая биология) базовый уровень 10-11 классы для общеобразовательных учреждений В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Москва Дрофа 2012.

Подготовка к ЕГЭ  биология. А.А.Кириленко, С.И. Колесников Учебно-методическое пособие. В.Н. Мишакова Системный контроль и критерии оценивания качества подготовки по биологии в 10-11 классах. методическое пособие. В.Н. Мишакова Задачи по молекулярной биологии и генетике -методические рекомендации.

Общая биология Учеб. Для 10-11 кл. Ю.И. Полянский, А.Д. Броун. Просвещение.

Воронцов Н.Н. Сухарукова Л.Н. Эволюция органического мира Учеб. пособие для 9-11 кл.сред.школы.Просвещение .

                                   

 6.Планируемые результаты изучения предмета

3нать и понимать:

— основные положения хромосомной теории наследственности;

—  сущность законов Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства. закономерностей изменчивости; сцепленного наследования; взаимодействия генов и их цитологических основ;

 —  сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращение энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение, онтогенез, взаимодействие генов.

Уметь: 

— объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организма и окружающей среды.

 -устанавливать взаимосвязи пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза, решать генетические задачи различной сложности.

-сравнивать процессы и явления обмена веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; внешнее и внутреннее оплодотворение.

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек

                                              

7.Приложение

1.Календарно-тематическое планирование на год.

СКАЧАТЬ    Рабочую программу по биологии 11 класс

http://schkoler.ru   Блог об образовании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *