РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 10 КЛАСС
2.Пояснительная записка.
2.1 Перечень нормативных документов, использованных при составлении рабочей программы.
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями)
- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
- приказ от 12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области».
- Устав МОБУ СОШ №__ города ___________
- Образовательная программа МОБУ СОШ №__ города _____________.
- Учебный план МОБУ СОШ №__ города __________ на 20__- 20__ учебный год
- Положение МОБУ СОШ №__ «О рабочей программе педагога»
2.2.Ведущие целевые установки в предмета
Базовые общеобразовательные курсы ,направленные на завершение общеобразовательной подготовки учащихся. Биология не относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, так как в качестве такового представлен интегрированный курс «Естествознание».На базовом уровне в основной и полной средней школе биологическое образование направлено на освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности. Уровень в полной средней школе биологического образования ориентировано на подготовку учащихся к продолжению биологического образования, овладение ими знаниями и умениями, достаточными для получения высшего образования биологического профиля. Очень важно, чтобы помимо академических знаний у учащихся появился опыт реальной деятельности в рамках общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя не столько профессиональную, сколько социально-профессиональную роль.
2.3. Цели обучения с учетом специфики учебного предмета
— освоить знания о биологических системах (клетка, организм); истории формирования современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в становлении современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
— овладеть умениями обосновывать роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать данные о живых объектах;
— развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения знаменитых открытий в биологии;
-воспитывать необходимость бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при возникновении дискуссий;
— использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий собственной деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью людей; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний, правила поведения в природе.
2.4.Конкретизация целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения
Курс биологии в нашей школе направлен на овладения знаниями и умениями по предмету, которые затем будут востребованы в процессе изучения общей биологии, истории и последующих курсов биологии в учебных заведениях.
2.5.Задачи обучения по предмету
Задачи, решаемые в курсе биологии можно сформулировать следующим образом:
— Показать школьникам биологию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
— Приобщить к терминологическому языку природы и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
— Познакомить с биологией как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения.
2.6.Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний. Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов .Изучение курса «Общая биология» на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни. на воспитание бережного отношения в окружающей среде.
2.7.Общая характеристика учебного процесса
Наиболее частые технологии обучения в 10 классе — объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая ,практическая,, лабораторная. Курс основан на знаниях, полученных при изучении таких предметов, природоведение, биологи, история, физика.
2.8.Обоснование выбора УМК
Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программой основного общего образования по биологии , рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям МОБУ СОШ №__, построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
2.9. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, Базисному учебному плану, рабочая программа для 10 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов в год соответственно.
2.10.Результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности
2) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое ,духовное многообразие современного мира.
Предметные результаты:
1) формирование представлений о природоведении, ее роли в освоении планеты человеком, о биологических знаниях как компоненте картины мира, задач охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование представлений и теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли, как планеты людей в пространстве и во времени. Особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках.
3) формирование умений и навыков использования знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки безопасности окружающей среды.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные : ставить учебные задачи, планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать свою работу, владеть различными способами самоконтроля.
- Познавательные учебно-логические: классифицировать в соответствии с выбранными признаками. Сравнивать объекты, систематизировать информацию, определять проблему и способы ее решения, владеть навыками анализа.
- Учебно-информационные: поиск необходимых источников информации, работа с текстом, составление тезисного плана, выводов ,использовать различные виды моделирования, создание собственной информации .
- Коммуникативные: выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
3.Содержание учебного предмета
Название темы | Количество часов | |
Раздел 4 Вид | 38 | |
Тема 4.1 История эволюционных идей | 10 | |
Тема4.2. Современное эволюционное учение | 13 | |
Тема 4.3.Происхождение жизни на Земле | 7 | |
Тема 4.4.Происхождение человека | 8 | |
Обобщение главы 4 Вид | 1 | |
Раздел 5 Экосистемы | 30 | |
Тема 5.1. Экологические факторы | 7 | |
Тема 5.2. Структура экосистем | 7 | |
Тема 5.3. Биосфера-глобальная экосистема | 4 | |
Тема 5.4. Биосфера и человек | 9 | |
Обобщение главы5 Экосистема | 1 | |
Итоговая контрольная работа | 1 | |
Заключение | 2 | |
Итого | 70 |
4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности для курса 11 класса:
Содержание предмета
Раздел 4. Вид (38 часов)
Тема 4.1. История эволюционных идей (10)
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвинский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье . Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 4.2. Современное эволюционное учение (13)
Вид , его критерии. Популяция- структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор, их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.
Практические работы. Изучение приспособленности организмов к среде обитания
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (7)
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Гипотезы происхождения жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Тема 4.4. Происхождение человека (8)
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира ( класс Млекопитающие отряд Приматы род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества
Раздел 5. Экосистемы (30)
Тема 5.1. Экологические факторы (7)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Тема 5.2. Структура экосистем (7)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества-агроценозы.
Тема 5.3. Биосфера- глобальная экосистема (4)
Биосфера- глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода)
Тема 5.4.Биосфера и человек (9)
Биосфера и человек, Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Итоговая контрольная работа за курс 11 класса- проверка полученных знаний.
Заключение и повторение курса (2)
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература:
Программа среднего(полного) общего образования по биологии 10-11 классы, Базовый уровень Авторы И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов.
Учебник Биология (общая биология) базовый уровень 10-11 классы для общеобразовательных учреждений В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Москва Дрофа 2012.
Подготовка к ЕГЭ биология. А.А.Кириленко, С.И. Колесников Учебно-методическое пособие. В.Н. Мишакова Системный контроль и критерии оценивания качества подготовки по биологии в 10-11 классах. методическое пособие. В.Н. Мишакова Задачи по молекулярной биологии и генетике -методические рекомендации.
Общая биология Учеб. Для 10-11 кл. Ю.И. Полянский, А.Д. Броун. Просвещение.
Воронцов Н.Н. Сухарукова Л.Н. Эволюция органического мира Учеб. пособие для 9-11 кл.сред.школы.Просвещение .
6.Планируемые результаты изучения предмета
3нать и понимать:
— основные положения хромосомной теории наследственности;
— сущность законов Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства. закономерностей изменчивости; сцепленного наследования; взаимодействия генов и их цитологических основ;
— сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращение энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение, онтогенез, взаимодействие генов.
Уметь:
— объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организма и окружающей среды.
-устанавливать взаимосвязи пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза, решать генетические задачи различной сложности.
-сравнивать процессы и явления обмена веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; внешнее и внутреннее оплодотворение.
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек.
7.Приложение
1.Календарно-тематическое планирование на год.
СКАЧАТЬ Рабочую программу по биологии 10 класс
http://schkoler.ru Блог об образовании