Урок ОБЖ 9 класс Чрезвычайные ситуации и их классификация

Конспект урока по ОБЖ 9 класс Чрезвычайные ситуации и их классификация

Цель урока. Систематизировать знания учащихся об опасных и чрезвычайныхситуациях, их влиянии на безопасность жизнедеятельности населения страны, о классификации чрез­вычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий. Сформировать понимание недостижимости абсолютной безопасности населения и возрастания роли каж­дого человека в обеспечении личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Время: 1 час

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, контроль посещаемости, проверка готовности к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

  1. Беседа по вопросам:

— Какое влияние оказывают чрезвычайные ситуации при­родного, техногенного и социального характера на националь­ную безопасность России?

— Какое влияние оказывает человеческий фактор на по­следствия различных чрезвычайных ситуаций?

— Какие основные элементы включает в себя государст­венная система обеспечения безопасности населения страны от чрезвычайных ситуаций?

— Что следует понимать под общей культурой человека в области безопасности жизнедеятельности?

— От какого фактора в первую очередь зависит благопри­ятная демографическая обстановка в стране?

  1. Сообщение темы и цели урока.

III. Изучение новой темы.

Изучаемые вопросы

  1. Общие подходы по обеспечению жизнедеятельности че­ловека на Земле.
  2. Ключевые понятия в области безопасности жизнедея­тельности.
  3. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий.

Изложение учебного материала

  1. Подчеркнуть, что в настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не умень­шается, а растет.

В последнее время в мире резко возросло отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций социального характера на безопасность жизнедеятельности человеческого общества. Речь идет прежде всего о войнах и военных конфликтах, междуна­родном терроризме и распространении наркомании.

Подчеркнуть, что человек на протяжении периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расши­рить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благо­получие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Результаты такой безрассудной дея­тельности человека налицо: растет количество различных чрез­вычайных ситуаций, деградирует окружающая природная сре­да. Все это отрицательно влияет на здоровье человека и на его благополучное существование на Земле. Некоторые ученые от­мечают, что началось самоуничтожение человека в результате его неразумной деятельности.

Не случайно обеспечением безопасности жизнедеятельно­сти человечества в будущем вплотную начало заниматься ми­ровое сообщество. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, на которой была принята Концепция устойчивого развития, являющаяся глобальной концепцией обеспечения безопасности человечества.

В Российской Федерации в 2000 г. была утверждена Кон­цепция национальной безопасности, которая определила систему взглядов на обеспечение безопасности личности, об­щества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах их жизнедеятельности.

Тогда же были определены ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности и специальная терминология, характеризующая степень опасности конкретного события и его возможные последствия.

  1. Довести до учащихся ключевые понятия в области
    безопасности жизнедеятельности:
    безопасность, жизненно
    важные интересы, угроза безопасности, обеспечение безопас­ности, обеспечение безопасности жизнедеятельности, нацио­нальная безопасность Российской Федерации, опасность,опасное явление, опасная ситуация, экстремальная ситуация,авария, катастрофа, стихийные бедствия, чрезвычайная ситуа­ция.

Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обста­новка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедея­тельность человека и приводит к жертвам среди людей.

  1. Подчеркнуть, что, согласно Положению о классифика­ции чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера, чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распростра­нения и тяжести их последствий подразделяются на:
  • локальные;
  • местные;
  • территориальные;
  • региональные;
  • федеральные;
  • трансграничные.

Затем дать понятия и разъяснения перечисленных чрезвы­чайных ситуаций.

В заключение урока необходимо отметить, что абсолютная безопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления природного, техногенного или социального характера, от которых не будет защиты

В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личной безопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвы­чайных ситуаций.

IV. Итог урока

Контрольные вопросы

  1. В чем заключаются причины увеличения за последнее время количества различных чрезвычайных ситуаций, их мае штабов и отрицательных последствий для жизнедеятельности человека?
  2. Какие ситуации относят к опасным и какие — к экстремальным?
  3. Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и социального характера?
  4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации по мас­штабу их распространения и тяжести их последствий?
  5. Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения?

Домашнее задание

Изучите § 2.1 учебника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.