Урок ОБЖ 7 класс Землетрясение Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия

Конспект урока по ОБЖ 7 класс Землетрясение Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия

Цель урока: познакомить учащихся с природным явле­нием геологическогопроисхождения — землетрясением, объяснить   причины   возникновения   землетрясения   и   порядок оценки его интенсивности. Познакомить обучаемых с сейсмически опасными районами на Земле. Познакомить учащихся с организацией защи­ты населения от последствий землетрясений. Разобрать основ­ные мероприятия, проводимые в нашей стране по защите насе­ления от землетрясений. Время : 1 час.

Тип урока: комбинированный урок

Учебно-наглядный комплекс: плакаты по теме

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

  1. Беседа по вопросам 1.3 учебника.
  2. Сообщение темы и цели урока

III. Изучение новой темы.

Изучаемые вопросы

  1. Землетрясение и причины его возникновения.
  2. Факторы, оказывающие влияние на силу землетрясения.
  3. Сейсмически опасные районы на Земле.
  4. Прогноз землетрясений.
  5. Обучение и оповещение населения.
  6. Аварийно-спасательные работы в зоне землетрясений

Изложению учебного материала

  1. Подчеркнуть, что землетрясение — это природное явле­ние, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли. Дать определения понятий внезапных сме­щений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения и разрывы обусловлены глубинными процесса­ми, происходящими в литосфере и связанными с движением литосферных плит. В горных поясах и вблизи них внутриземное напряжение нарастает до тех пор, пока не превысит сопротив­ление горных пород, в результате происходит разрыв горных пород и их смещение. Внутриземное напряжение скачкообраз­но сбрасывается. Потенциальная энергия деформации перехо­дит в кинетическую энергию, которая рассеивается в разные стороны от места разрыва в виде сейсмических волн. Сейсмиче­ские волны колеблют Землю. Сейсмический разрыв земной коры зарождается всегда на глубине. Очень редко бывает, когда глубина разрыва не превышает 3—5 км, чаще всего это происхо­дит на глубине 10—15 км. Установлено, что на глубинах до 5 км обычно возникают слабые подземные толчки, мощные земле­трясения зарождаются на глубине 40—60 км. Место разрушения горной породы называют «очаг землетрясения, или гипоцентр», «эпицентр землетрясения». Сейсмические волны могут быть разных типов — продольные, поперечные и поверхностные. У них разные скорости движения, энергия и сила воздействия. Чем дальше волна от эпицентра, тем слабее землетрясение.
  2. Обратить внимание учащихся на то, что толчок земле­трясения возникает внутри земных недр, при этом выделяется кинетическая энергия, которая измеряется в магнитудах. Сила землетрясения зависит от величины магнитуды и расстояния определенной точки поверхности Земли от очага землетрясе­ния (гипоцентра).

При одинаковой магнитуде землетрясения (при одинаковой энергии, высвободившейся при разломе горных пород) сила землетрясения может быть разной в зависимости от глубины очага землетрясения.

Далее можно рассказать о шкале Рихтера, о шкале Меркали, по которым измеряется сила землетрясения.

  1. Используя географическую карту, рассказать, в каких районах Земли чаще происходят землетрясения.

В заключение урока целесообразно отметить, что землетря­сения интенсивностью 5—6 баллов случаются на Земле в сред­нем 5—7 тыс. раз в год; 7—8 баллов— 100—150 раз; уничто­жающие землетрясения интенсивностью 9—10 баллов—15— 20 раз. По данным статистики, сильные, катастрофические землетрясения в 11 — 12 баллов случаются 1 —2 раза в год.

4.Разъяснить учащимся, что защита населения от послед­ствий землетрясений является одной из задач Единой госу­дарственной системы предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций (РСЧС). Рассказать о мероприятиях, проводимых органами государственной власти и органами ме­стного самоуправления всех уровней, и о мерах по защите на­селения от землетрясений.

При этом более подробно остановиться на организации прогноза землетрясений.

5.Подчеркнуть, что особое внимание в организации защи­ты населения от последствий землетрясений уделяется обуче­нию населения правилам поведения при угрозе возникновения землетрясения, во время землетрясения и после него. Правила безопасного поведения населения будут рассмотрены на сле­дующем уроке, а здесь следует остановиться на важности свое­временного оповещение населения.

6.Объяснить учащимся, что для оказания помощи людям, попавшим в беду, локализации и ликвидации различных чрез­вычайных ситуаций созданы специальные аварийно-спасатель­ные службы и формирования. Рассказать об особенностях их деятельности.

В заключение необходимо отметить, что для населения, проживающего в сейсмоопасных районах, необходимо знать, что достаточно точным средством краткосрочного прогноза землетрясения может служить поведение домашних живот­ных при приближении землетрясения

При известном среднесрочном прогнозе о возможности возникновения землетрясения в определенном районе наблю­дение за поведением животных позволит вовремя узнать о его приближении.

IV. Итог урока

Контрольные вопросы

  1. Что такое землетрясение и каковы причины его возник­новения?
  2. Что такое магнитуда землетрясения?
  3. Как измеряется интенсивность землетрясения?
  4. Какая существует взаимосвязь между магнитудой земле­трясения, глубиной гипоцентра и интенсивностью землетрясе­ния.
  5. Какие мероприятия включает в себя организация защи­ты населения от последствий землетрясений?
  6. Какие особенности природных явлений, происходящих в земной коре, учитываются при разработке прогнозов земле­трясений?
  7. Как реагируют домашние животные на приближение землетрясения?
  8. С какой целью проводятся аварийно-спасательные работы?

Домашнее задание

Изучите § 2.1, 2.2, 2.3  учебника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.