Конспект урока по ОБЖ 10 класс Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

План-конспект урока по ОБЖ с учащимися 10 класса

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Цель урока: Познакомить учащихся с биологическими ритмами и их влиянием на работоспособность человека и правилами по профилактике утомления.

Время: 1 час

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

  * Организационный момент

    * Контроль знаний учащихся:

— Что включает в себя понятие «здоровье человека»?

— Какие факторы оказывают благоприятное и неблагоприятное влияние на здоровье человека?

— Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения человека?

— Какие можно назвать основные составляющие здорового обра­за жизни?

II. Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала: § 21, стр. 184-107

Биологические ритмы — это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека.

Утомление — это состояние временного снижения работоспо­собности человека.

Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях органи­зации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и явля­ются результатом приспособления к тем факторам окружающей сре­ды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т.д.).

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в не­сколько групп: высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответ­ствии с суточными биологическими ритмами и имеет два пика: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, осо­бенно с 1 часа ночи до 5 часов утра.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних за­даний с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 1 0 до 12 ч — во вторую. Это же время наиболее эффективно для занятий спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособ­ности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») — вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просы­паются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свой­ственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а не­которым — поздним вечером или даже ночью.

Важно усвоить, что правильный режим учебы и отдыха обеспечи­вает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности, так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых).

Необходимо также учитывать возможные последствия для здо­ровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом — перелет на самолете в места отдыха, в другое место жительства). Для более без­болезненного приспособления к новым условиям можно рекомендо­вать обучаемым несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:

Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет недлительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.

Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то це­лесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливаясь к новому часовому поясу.

ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ

Утомление развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущени­ем усталости. Утомление — это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологических изменений во время выполнения работы, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа ре­акций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.

Общее восприятие утомления характеризуется ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость.

Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то ‘постепенно развивается переутомление.

Профилактика утомления в старшем школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.

Выводы

1. Для сохранения высокой работоспособности надо знать свои биологические ритмы.

2. Причинами переутомления могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточные шумы, недостаточный сон и неполно­ценный отдых.

3. Профилактика утомления состоит в умении оценивать свое со­стояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок.

4. Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих на­грузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально исполь­зовать время и реализовать свои возможности для решения постав­ленных перед собой задач.

5. Умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике пере­утомлений и в системе здорового образа жизни.

Дополнительные материалы.   Самоконтроль.

Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль. Он приучает человека к активному на­блюдению за своим состоянием. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, оценку работоспо­собности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит, болезнен­ные и тревожные ощущения.

Самочувствие — это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрость, вялость, усталость, боль и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Работоспособность зависит от общего состояния организма, а так­же от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Отсутствие же­лания взяться за работу может быть признаком переутомления.

Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повы­шенной сонливости, неспокойного сна — признак переутомления.

Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утом­лении либо болезненном состоянии.

К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для контроля физи­ческих нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

Высказывания о правильном образе жизни

Известный русский физиолог Н.Е.Введенский (1852-1922) гово­рил: «Устают не столько от того, что много работают, сколько от того, что плохо работают, не умеют организовать свой труд». Он выдви­нул ряд условий для достижения высокой работоспособности, а зна­чит, и высокого уровня здоровья:

1.   Постепенное вхождение в работу.

2.   Продуманная и отработанная последовательность в труде.

3.   Правильное распределение нагрузки — дневной, недельной, месячной и годовой.

Нагрузка должна быть равномерной: спешка в одни периоды и без­деятельность в другие одинаково вредны.

Словно в подтверждение этой мысли Л.Н.Толстой записал в сво­ем дневнике: «Надо непременно каждый день писать не столько для успеха работы, сколько для того, чтобы не выходить из колеи».

Долгожитель из азербайджанского села Махмуд Эйвазов прожил I52 года (1808-1960). Эйвазов считал, что секрет долголетия кроется в следующих условиях жизни: ежедневный труд (сам до последних дней работал в поле, его трудовой стаж составил 135 лет), закаленное тело, закаленные нервы и хороший характер, правильное питание и горный климат.

III. Закрепление материала

— Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепе­редач?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание: § 21, стр. 184-107. Задания: 1. Подготовить сообщение на тему «Зна­чение самоконтроля в индивидуальной системе здорового образа жизни». 2. Подготовить сообщение на тему

«Влияние здорового образа жизни на долголетие».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *