План-конспект урока 9 класс Профессии «человек-техника»

План-конспект урока по курсу «Мой выбор» с учащимися 9 класса Профессии «человек-техника»

Цель урока: ознакомить с требованиями, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника

Время: 1 час

Тип урока: комбинированный.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

Тип профессии «человек-техника», ориентирован на создание, применение и обслуживание разных технических механизмов и конструкций. Человек применяет технику для ускорения и облегчения своей трудовой деятельности.

Все, что окружает человек, называется «ресурс». Ресурсы разделяются на энергетические и природные.

К природным ресурсам относится цветные, черные, полудрагоценные и драгоценные металлы, нефть, животный и растительный мир и многое другое. Энергетические ресурсы — это уже переработанные природные ресурсы, с помощью которых человек получает энергию. Энергия может быть получена с помощью солнца, воды, ветра (атомные и гидроэлектростанции).

Чтобы перерабатывать и добывать такие ресурсы, круглый год трудятся миллионы людей различных специальностей. Главными представителями профессии типа «человек-техника» в этой сфере — инженеры -конструкторы, геологи , шахтеры, энергетики, лесорубы и многие другие.

Для производства нужно создавать условия, это, прежде всего строительство. Но строительство — это не только возведение жилых комплексов, но и транспортных магистралей, производственных помещений, прокладка линий электропередач. Все это осуществляют — арматурщик, монтажник железобетонных конструкций, бетонщик, каменщик, газосварщик и другие.

У производства должны быть вспомогательные ресурсы – техника, инструменты и оборудование. Техника для производства может отличаться по размерам, по уровню автоматизации и по сложности. Разрабатывают и проектируют новые станки, и производственные линии и механизмы — инженеры-технологи и инженеры-конструкторы, изготавливают — токари, слесари, фрезеровщики, а контролируют — техники.

·         Профессии, связанные с техникой

·         Профессии, связанные с производством

·         Профессии, связанные с промышленностью

Лидирует среди техники — транспорт. Сюда относится вся техника, предназначенная для перевозки людей и транспортировки грузов (автомобили и метро, железная дорога, самолеты и др.), военная техника (танки, подводные лодки и др.) и др. Главными представителями этой сферы — водители , летчики и машинисты, а также специалисты по ремонту транспортных средств.

Нужно вспомнить о технике, которая облегчает людям быт, пошив одежды, производство продуктов питания, изготовление видео-, аудио-, бытовой техники, технических приспособлений, компьютеров и все, без чего не может обойтись на сегодня ни один современный человек. Эта сфера представляет наибольшее число специальностей, напрямую связанных с техникой, так и сопутствующих, например архитекторов,  дизайнеров , программистов.

Профессии типа «человек-техника» можно освоить в учебных заведениях разного уровня образования. В высших учебных заведениях (институтах, университетах, академиях) выпускают инженеров различного профиля, а в колледжах, училищах — техников. Рабочие специальности можно получить в ПТУ.

Отдавая предпочтение техническим специальностям, нужно помнить об особенностях характера человека, таких, как развитое конкретное и пространственное и мышление, способность к абстрагированию, аккуратность и точность, мелкая моторика и хорошее зрение.

Еще к профессиям типа человек-техника могут относиться:

·         Профессии, связанные с газом

·         Профессии, связанные с горами

·         Профессии, связанные с землей

·         Профессии, связанные с физикой

·         Профессии, связанные с металлом

·         Профессии, связанные с математикой

·         Профессии, связанные с информатикой

·         Профессии, связанные с компьютерами

·         Профессии, связанные с наукой

·         Профессии, связанные с машинами

 

«Человек — техника»

В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его прежде всего со стороны того, насколько наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой. Космос видится как то, освоение чего невозможно, например, без электроэнергии. Околоземная орбита может видеться как не­что, что неплохо бы оснастить вертикальным транспортом — лиф­том. Планета Земля — как источник тепла, энергии. Более деталь­ные представления здесь, например, такого рода: поверхность зем­ли (леса, пустыни, горы, моря) — это места для прокладки кабе­лей, возведения сооружений, площади, занятые производствен­ными и жилыми корпусами, где есть тепло и электросети, внут­ренний транспорт, оборудование.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, как реализованные полезные веществен­ные придумки, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реализации многих его функций (в приложении физических усилий, в быстроте, точности, ловко­сти, неутомимости не только физических, но и умственных дей­ствий).

Цивилизация, культура, история человечества — это здесь преж­де всего достижения научно-технической революции, создание придумок указанного рода. Например, электродвигателей, радио, персональных компьютеров. Страны и континенты, местности на Земле — это как бы недетализированные зоны, точки, между которыми пролегают линии связи, электропередачи, газопроводов, теплотрассы и т. п. Зато представления о самих технических объектах детализирова­ны. Тут и жилы кабеля, и строгая логика работы механизмов, и грозоразрядники, и следы коррозии на контактах, и незначитель­ные повреждения изоляции, которые важно замечать, и пр.

Международные отношения, если и имеются в виду, то преж­де всего как создание и поддержание связей описанного выше рода.

Условия существования и развития человека (для профессио­налов рассматриваемого типа) — это здания, сооружения, транс­портные средства, технические средства связи, обеспеченность теплом и электроэнергией. Больницы, учебные заведения, жилые дома видятся как объекты, где нужно обеспечить тепло, свет, энерговооруженность, вертикальный транспорт и пр.

Деятельность человечества, людей видится следующим обра­зом: это, прежде всего, научно-технические расчеты, автомати­зация технологий производства, создание грандиозных сооруже­ний и миниатюризация оборудования, ориентация на мирное при­менение новейших достижений техники.

Примеры типичных профессиональных «гештальтов»: физиче­ские процессы, химические процессы, могучая техника, микро­миниатюрная техника, трассы; параметры; величины; перетоки мощности (в электрических цепях); большой цифровой материал; версии возможных причин неисправностей техники; места неис­правностей; показания приборов; цвета в желто-оранжевом спек­тре, которые важно различать; звуки работающей машины; пере­грев или подгорание изоляции электрических цепей; местополо­жение частей в машине; принципы действия технических уст­ройств; незначительные на вид изменения в элементах линий элек­тропередач (могут быть решающе важными); эксплуатационные режимы работы устройств, машин; логика электрических соеди­нений; признаки возможной неисправности, а не только призна­ки уже происшедшей поломки устройства; то, что может про­изойти с техникой (надо знать); поведение каждого металла (на­пример, в процессе напыления); качества припоев; узлы маши­ны, которые постоянно выходят из строя (о них важно помнить); машины имеют каждая свой характер (и это важно учитывать).

Представители профессий этого типа производят (участвуют в производстве) вещественные продукты труда, виды, формы энер­гии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности, многие условия и предметы искусственной среды обитания людей, средства их существования и развития. Они, в частности, создают, поддерживают в рабочем состоянии маши­ны, механизмы, приборы, обрабатывают разнообразные матери­алы. Этот тип профессий самый многочисленный и по видимым эффектам деятельности, возможно, самый впечатляющий в том смысле, что нельзя не заметить огромных сооружений, машин, транспортных средств, а также и омертвевших рек, водоемов и целых регионов, где просто невозможно стало жить. Внешне эф­фектная сторона труда в профессиях данного типа легко заслоня­ет внутреннее содержание деятельности, сознания работающего человека, а это и есть предмет нашего рассмотрения.

Исполнительно-двигательная активность работника наиболее впечатляет в профессиях ручного труда, которые не следует обес­ценивать. Даже при самом высоком уровне развития техники ее нужно будет монтировать, собирать, налаживать, регулировать, ремонтировать, демонтировать, а это значит — «прилагать руки». Прежде чем появится замысловатое изделие, отштампованное из пластмассы, кто-то делает с помощью ручных и механизирован­ных инструментов элементы пресс-формы и т.д. Так что нельзя себе представлять дело так, что благо состоит в изживании ручно­го труда и поголовном распространении «кнопконажимательства». Энергетические (силовые) нагрузки с человека постепенно сни­маются за счет придумывания разного рода средств механизации, но ручное искусство как таковое — ценность вечная. Оно всегда отличало и отличает человека от животного.

Обратимся теперь к незримой, незаметной для стороннего на­блюдателя познавательной составляющей в профессиях данного типа. Нелегко найти какую-либо воспринимающую систему у че­ловека, которая бы не понадобилась в той или иной профессии данного типа. В одних случаях требуется тонкое зрительное разли­чение свойств материала или обстановки труда (сборщики элект­ронных приборов, ткачихи). В других — надо на слух оценивать работу оборудования (мастер-диагност сельскохозяйственной тех­ники и др.). В третьих — обоняние и вкус ориентируют человека в самых главных обстоятельствах труда (технология приготовления продуктов питания). Тонкие мышечные ощущения и точная дози­ровка усилий, прилагаемых к инструменту, обусловливают успех во многих видах сборки, наладки точных приборов. Органы рав­новесия, о которых мало кто вспоминает, важную роль играют при работе на высоте при ограниченной площади опоры (мон­тажник стальных и железобетонных конструкций в строительстве и др.).

Распространено неверное представление о том, что некоторые виды труда являются «сенсомоторными» (человек-де чувствует нечто и в ответ на это самопроизвольно реагирует движением). Это не так. В любом, казалось бы, самом простом виде ручного, машинно-ручного или высокоавтоматизированного труда обяза­тельно возникают варианты ситуаций, требующие анализа, уси­лия мысли, принятия решений.

Нужно уметь разбираться в чертежах и схемах. Хорошо, если человек читает их, что называется, «с листа»: быстро понимает и целое, и детали, и суть, и форму.

Важно ясно мысленно представлять не только устройство и статическое состояние механизма, прибора, машины, но и про­цессы рабочего взаимодействия, движения их составляющих. Важно уметь строить версии о возможных причинах разладок, неполадок технических систем и мысленно проигрывать варианты поиска, выделяя наиболее вероятный. Проектирование техники требует хорошо развитого пространственного воображения, памяти на чис­ловые параметры разного рода.

Профессионал должен иметь широкий кругозор в области ес­тественных науки, прежде всего в физике, химии, математике и сопряженных с ними областях научно-технического знания. Осо­бенно изощренная осведомленность требуется в области свойств предметов труда, условий и средств их преобразования. Важно досконально знать устройство и функции применяемых приборов, машин, инструментов. Приходится помнить много строгих пра­вил и количественных показателей, относящихся к режимам ра­боты техники, ее эксплуатации, условиям безопасного труда.

Среди требований к качеству исполнительно-двигательных про­явлений укажем точность и быстроту движений, хорошую коор­динацию и обдуманность действий, наличие многообразных дви­гательных навыков, ручную умелость.

Самое главное в области познавательных процессов — это повышенные требования к вниманию, его сосредоточению, распределению, переключению. Как правило, высоки требования к зрению, линейному и объемному глазомеру, слуху, обонянию, осязанию, мышечной чувствительности. Разумеется, здесь сказывается известный эгоцентризм здорового человека — производственная среда в большинстве случаев спроектирована и построена так, что ориентирована на зрячего и слышащего, хотя, как известно, можно спроектировать, например, пульт управления и для незрячего оператора и т.д. Эти важные вопросы мы здесь оставляем в стороне — они требуют отдельного обсуждения.

Высоки требования к самым разным формам и видам памяти, мышления. Особенно часто требуется хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве. Важно хорошее понимание принципов работы, функционирования машин, механизмов, электрических, электронных схем, устройств. Ценится способность принимать оптимальные решения в короткие сроки.

Требуется эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство (а не просто понимание) ответственности, поскольку человек на рабочем месте часто располагает очень могучими техническими «джиннами-исполни­телями, в результате цена ошибки или безответственности очень возрастает.

Важны деловитость, способность самостоятельно работать при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность и добросовест­ность.

Работники любят технику, в частности, за то, что она несет какое-то добро людям — свет, тепло, облегчает жизнеобеспече­ние и т.д. Некоторые имеют склонность именно к кропотливой ручной работе, некоторые — к управлению могучей техникой, некоторых влечет работа в необычных условиях — на высоте, под водой и т.д. Иному очень интересно разбираться в строгой логике работы механизмов, машин, другой находит удовольствие в ин­теллектуальных усилиях при мысленном поиске неисправностей оборудования.

Техника — дело рукотворное. Здесь есть много возможностей проявить находчивость, интеллектуальную инициативу, новатор­ский подход к делу, изобретательский талант.

При работе с техникой требуется дисциплинированность, пре­дельная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих знании, умений.

Техника не прощает легкомысленного обращения с собой: либо она выходит из строя, либо может пострадать и сам человек (это наиболее очевидно, например, при работе с электрическим то­ком, на высоте, при управлении транспортными средствами, ра­боте на металлорежущем оборудовании и др.). В некоторых видах труда не найдут удовлетворения люди подвижные, живые, нетер­пеливые, очень нуждающиеся в постоянном общении (например, в таких кропотливых работах фактически в одиночку, хотя и ря­дом с другими, как монтаж электровакуумных приборов, сборка электронных приборов, микросхем).

Во многих профессиях рассматриваемого типа противопоказа­ниями являются нарушения опорно-мышечного аппарата (рук, ног, позвоночника, мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. Иногда требуется немалая физическая выносливость, и соответствующие профессии противопоказаны для женщин. В каж­дом случае надо справляться об этом (у врача, в отделе кадров предприятия).

 III.            Итог урока

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.