Рабочая программа по истории 7 класс

 Рабочая программа по истории 7 класс

(уровень преподавания: базовый)

  1. Пояснительная записка

2.1 Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273;

2. Федеральный компонент государственного стандарта (основного) общего образования 2009 года по предмету «История»,

3. Примерная  программа основного общего  образования по истории, программа «История России  с16- до конца XVIII века» для 7— класса основной школы. Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, -2016 г. и программа «Всеобщая история. История Нового времени». С.В. Агафоновой, О.В. Дмитриевой, 2009г.

4. Учебный план на учебный год.

2.2 Цели обучения:

  • развитие способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей;
  • формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
  • развитие гуманитарной культуры школьников,приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
  • изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине.

2.3 Задачи обучения по предмету:

  • учащиеся должны получить знания об основных чертах развития индустри­ального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за 200 лет;
  • о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;
  • должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, мето­дам исторического анализа;
  • приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и отечественной истории и культуре;
  • анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью.

2.4 Общая характеристика учебного предмета:

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых  событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».

2.5 Описание места учебного предмета в учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета История на этапе основного общего образования, в том числе в V,VI, VII,VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

  1. 6 Планируемые результаты изучения предмета.

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать:

 основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

 важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

 изученные виды исторических источников;

уметь:

 соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

 использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

 показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

 высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

 объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

 общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 Результаты освоения конкретного учебного предмета:

В результате изучения  истории у учащихся должны формироваться:

— чувство патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран, к правам человека, демократически принципам общественной жизни;

— представление о важнейших событиях и процессах отечественной  и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

— умение работать с различными источниками исторической информации;

— ценностные ориентации, необходимые при ознакомлении с культурными, религиозными и этническими традициями;

— умение применять полученные знания и навыки в общественной жизни и в быту,участвуя в межкультурном взаимодействии.

  1. Содержание учебного предмета:

Содержание учебного предмета «История» в 7 классе изложено в виде двух курсов. Это «История Нового времени» (30часов) и курс «История России XVII — XVIII» (занимающий приоритетное место по объему учебного времени — 40 часов). Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории.

Курс «История Нового времени 1500-1800» знакомит учащихся с новым периодом в истории человечества. В процессе изучения истории нового времени учащиеся должны уяснить понятие «Новое время», хронологические рамки этого исторического периода. Понять, что именно в этот хронологический промежуток времени произошли первые революции, промышленные перевороты, которые в дальнейшем привели страны Запада к прогрессивному развитию. Особое внимание обращено на культуру, религию и на самого человека: его образ жизни, ментальность, повседневность. Учащиеся должны уяснить, что в это время у людей этого времени появляется другое видение мира, возникают попытки осмыслить новые явления, происходящие в жизни и прежде всего, усиливается интерес к человеку. Всё это означает, что господствующее в средние века традиционное общество начинает разрушаться и начинается переход к новому индустриальному обществу, где в основе лежит дух предпринимательства и инициативы. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Содержание курса «История России» (в рамках учебного предмета «История»)

7 класс

ИСТОРИЯ РОССИИ

Россия в XVI в.

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.

Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.

Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.

Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.

Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.

Полиэтнический характер населения Московского царства.

Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.

Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.

Культурное пространство

Культура народов России в XVI в.

Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.

Россия в XVII в.

Россия и Европа в начале XVII в.

Смутное время, дискуссия о его причинах.

Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.

Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.

Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.

Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.

Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.

Культурное пространство

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические

  1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
  2. Историческое пространство — исторические карты западноевропейских государств в Новое время
  3. Историческое движение:

эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей;

формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.;

развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;

история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; духовной и художественной культуры: многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность): проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику:

а) условий жизни и быта людей в Новое время;

б) их потребностей, интересов, мотивов действий;

в) восприятия мира, ценностей

г) жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени.

В соответствии с содержательной линией «человек в истории» ход и следствия событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы людей.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на ступень общего образования.

Федеральный базисный учебный план отводит на изучении истории 70 часов в год в основной общей школе. Из расчёта 2 часа в неделю.

Программа курса « Всемирная история. История Нового времени» рассчитана на 30 часов, « История России» на 40 часов.

№ раздела                                                               Наименование раздела Количество часов
                                                                                    История Нового времени
  Введение 1
Раздел 1 Раннее Новое время 15
Раздел 2 Эпоха Просвещения 10
Раздел 3 Страны Востока в XVI – XVIII веках 3
  Обобщающий контроль 1
  Итого 30
                                                                                          История России
  Введение 1
Раздел 1 Россия в 16 веке 19
Раздел 2 Смутное время в России. Россия при первых Романовых 20
  Итого 40
  Всего 70

 

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Комплект учебных материалов для ученика

Учебники:

  1. «История Нового времени. Конец 15 -18 век» О.В. Дмитриева, М: Русское слово, 2011г.

2.«История России 16-17в.в. Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов.  Просвещение, 2016г.

Справочная литература:

  1. Школьная энциклопедия «История Нового времени XVI — XVIII» (М. Олма — Пресс, 2003г)
  2. Школьная энциклопедия «История России XVI – XVII» (М. 0лма-пресс,2003г)
  3. Серия «Эрудит» справочник « История XV-XX веков» (М.Мир книг,2007г)
  4. А.А.Данилов, Справочник школьника «История России IX- XIX века» (М.Дрофа 2002г.)
  5. А.А.Данилов Справочное пособие «История России в таблицах IX- XIX века»
  6. Полный энциклопедический справочник «История России в картах, схемах, таблицах» (М.Олма — Пресс,2001 г.)
  7. Справочник «1000 шедевров живописи» (М. ACT, 2002 г)

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

История России

7 класс (40 часов)

Тема

 

Кол-во

часов

 

Основное содержание по темам

 

Планируемая деятельность

учащихся (на уровне учебных действий)

 

Дата планируе-мая

 

Дата фактичес-кая Домаш-нее задание  
1 Введение.

История Росии 7 класс

1          
Тема 1. Россия в XVI веке (19ч.)  
2 Мир и Россия в начале

эпохи Великих географических открытий

1 Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития.

 

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Актуализировать знания по истории Нового времени о Великих географических открытиях, их предпосылках;

Работать с исторической картой:

— показывать пути движения экспедиций первооткрывателей;

— показывать северные и южные пути из Европы в Индию; аргументированно выбирать наиболее короткий и безопасный;

— показывать на карте географические объекты.

Называть последствия географических открытий, выделять среди них положительные и отрицательные;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: находить главное, отвечать на вопросы;

Работать с иллюстративным материалом учебника: сравнивать корабли поморов и каравеллы и др.;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

    §1  
3 Территория, население и

хозяйство России в начале XVI в.

1 Основные группы населения России в начале XVI века, их занятия. Хозяйство России в начале XVI века. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания об основных группах населения Руси и России, их занятиях;

Работать с исторической картой:

— показыватьна карте территории расселения казачества в XVI в ;

Раскрывать смысл понятий: казачество, реформа, слобода, ярмарка и др.;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

— отвечать на вопросы, делать выводы;

— используя текст параграфа, анализировать структуру городского самоуправления в указанный период;

Решать проблемные задания;

Сравнивать положение рядовых казаков и атаманов (на основе иллюстрации в учебнике);

Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об особенностях земледелия в России и природно-климатических условиях её территории);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

    §2  
4 Формирова-ние единых государств в Европе и России 1 Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.

Формирование единого Российского государства при Иване III.

 

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания по истории Нового времени о формировании единых государств в Европе, об особенностях абсолютизма;

Показывать на карте территорию России к концу правления Ивана III;

Раскрывать смысл понятий: самодержавие, крепостное право;

Рассказывать об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту;

Сравнивать европейский абсолютизм и российское самодержавие;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

— отвечать на вопросы, делать выводы;

— используя текст параграфа, называть характерные черты военной революции в Европе в XV-XVI вв.;

— выделять главное;

Соотносить события российской и европейской истории;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

 

 

  §3  
5-6 Российское государство в

первой трети XVI в.

2 Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.

Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.

 

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III;

Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.;

Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

— отвечать на вопросы, делать выводы;

— на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века;

Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

    §4  
7 Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. 1 Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территории, отошедшие к России в результате войн с Великим княжеством Литовским в первой трети XVI в.;

Раскрывать смысл понятий: сейм, острог;

 Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

— отвечать на вопросы, делать выводы;

— на основе текста заполнять таблицу «Отношения с Литвой и Ливонским орденом»;

Оценивать политику Ивана III и Василия III по отношению к Казанскому ханству, высказывать мнение о целях действий российских государей;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

    §5, таблица  
8 «Начало правления Ивана IV» 1 Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г.

Принятие Иваном IV царского титула.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию России в начале правления Ивана IV;

Высказывать мнение о значении реформ Елены Глинской для централизации государства, о последствиях боярского правления аргументировать его;

Объяснять, почему Земский собор 1549 года называют  «собором примирения»;

Формулировать и аргументировать суждение о том, как борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности Ивана IV;

Работать с текстом учебника и документов (Из «Большой челобитной И. Пересветова», «Из Домостроя», др.) – с. 48;

Осуществлять самооценку.

    С. 42-44, с. 47-49  
9 «Реформы Избранной Рады» 1 Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов.

Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.

 

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: Земский собор, Избранная Рада, местничество, сословно-представительная монархия, стрельцы;

Называть реформы Избранной рады, их даты (на основе работы с текстом учебника);

Выделять характерные черты сословно-представительной монархии;

Составлять фишбоун«Россия – централизованное государство»;

Давать оценку значению реформ Избранной рады;

Высказывать мнение об изменениях в войске (на основе работы с текстом и иллюстрациями учебника);

Работать с текстом документа «Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.И. Костомарова» – с. 48 (анализировать, отвечать на вопросы);

Формулировать и аргументировать суждение о том, можно ли Россию в период правления Ивана IV называть сословно-представительной монархией (используя материалы рубрики «Историки спорят» — с. 49-50);

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

    С.44-50  
10 Государства Поволжья, Северного Причерно-морья, Сибири в середине XVI в. 1 Многонациональный состав населения Русского государства. Народы Поволжья после присоединения к России. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: гарнизон, гвардия и др.;

Работать с исторической картой:

— показывать границы Крымского, Астраханского, Казанского, сибирского ханств в XVI в ;

— используя современную административно-территориальную карту России, назвать регионы России, которые сегодня располагаются на территориях бывших казанского, Астраханского, Крымского ханств;

Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

    С. 50-58, проект  
 

 

     
11  «Внешняя политика

России во второй половине

XVI в.:  восточное и южное направления»

1 Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях.

Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: засечные черты, ясак;

Работать с исторической картой:

— показывать походы войск Ивана IV на Казань и Астрахань;

Работать с текстом учебника, историческими документами:

составлять сложный план;

— пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками информации, составлять образный рассказ о походе русских войск на Казань и её взятии;

Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

    с. 58-64, 68-70  
12  

«Внешняя политика

России во второй половине

XVI в.:  отношения с Западной Европой, Ливонская война»

1 Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Работать с исторической картой:

— показывать территорию России после окончания Ливонской войны, делать выводы;

Работать с текстом учебника, историческими документами:

— сравнивать причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских государств, находить общее и различное;

показывать  на карте ход боевых действий  в Ливонской войне;

— на основании дополнительных источников (документов) делать выводы о взаимоотношениях России и европейских государств;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

    с. 64-70  
13 Российское общество

XVI в.: «служилые» и «тяглые»

1 Социальная структура российского общества. Дворянство. Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

 

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III;

Раскрывать смысл понятий: боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.;

Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

— отвечать на вопросы, делать выводы;

— на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века;

Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

    §8  
14 Народы России во второй половине

XVI в.

1 Народы Западной Сибири. Народы Поволжья. Формирование новой администрации. Освоение русскими присоединенных земель. Проблема вероисповедания на присоединенных землях Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Высказывать и аргументировать мнение о целях и роли распространения  христианства среди присоединенных народов;

Сравнивать процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к Российскому государству в XVI в., с Крещением Руси;

Находить в тексте учебника информацию о правах нехристианского населения в Российском государстве в XVI в.,  делать выводы о…;

Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

    С. 76-81  
15-16 «Опричнина» 2 Опричнина, дискуссия о её характере. Результаты и последствия опричнины. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина;

Высказывать и аргументировать мнение о причинах введения опричнины;

Называть хронологические рамки опричнины;

Работать с исторической картой:

-показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины;

— используя карту, сравнивать расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

— отвечать на вопросы, делать выводы;

Оценивать поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского);

Называть и раскрывать последствия опричнины (на основе работы с текстом учебника);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

    С. 81-55, 87.  
 

.

 

 

 
17 Россия в

конце XVI в.

1 Россия в конце XVI в.

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Используя карту, высказывать и аргументировать мнение о том, какое государство было главным соперником России в борьбе за выход к Балтийскому морю;

Раскрывать смысл понятий: патриаршество, «заповедные годы», «урочные лета»;

 Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

— отвечать на вопросы, делать выводы;

— решать проблемные задачи;

Соотносить события российской и европейской истории;

Работая в парах, давать оценку личности Бориса Годунова, аргументировать собственное мнение;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

 

    § 11  
18 Церковь и государство

в XVI в.

1 Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества.

Сосуществование религий.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: ереси, иосифляне, нестяжатели;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

— отвечать на вопросы, делать выводы;

заполнять таблицу «Иосифляне и нестяжатели»;

Актуализировать знания по Всеобщей истории об архитектурных сооружениях иных религий, сравнивать их с христианскими храмами;

Высказывать и аргументировать мнение о важности для светской власти церковной поддержки;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

    § 12  
19 Культура и народов России в XVI в. 1 Культура народов России в XVI в.: просвещение, литература, архитектура, изобразительное искусство.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Находить в учебнике характерные черты русской культуры в XVI веке;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

— отвечать на вопросы, делать выводы;

— составлять схему «Литературный жанры XVI в»;

Называть последствия изобретения книгопечатания для России и мира;

Соотносить события российской и европейской истории: вычислять, сколько лет прошло между изобретением книгопечатания в Европе и появлением его в России;

Устанавливать причинно-следственные связи между укреплением центральной власти в России и развитием архитектуры и живописи;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

    С. 100-108  
 

 

 

 
20 Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» 1 Повторение и  обобщение по теме «Россия в XVI в.» Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду;

Характеризовать особенности 16 века в России: в политике, экономике, социальной жизни, культуре;

Высказывать суждения о сходствах и различиях истории 16 века России, Европы, мира;

Решать проблемные задания;

Участвовать в дидактической игре;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

    Повто-рить….,

с. 112

 
     
Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч)
21. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. 1 Россия и Европа в начале XVII в.

 

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию России к концу XVI — началу XVII в.;

Раскрывать смысл понятий: шляхта;

Составлять кластер «Внешняя политика России в конце XVI — начале XVII в.»;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

— отвечать на вопросы, делать выводы;

Сравнивать политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой, делать выводы;

Высказывать и аргументировать оценочное мнение о роли казаков в обороне южных границ России;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

    §13  
22 Смута в Российском

Государстве: причин, начало

 

1 Смутное время, дискуссия о его причинах.

Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять основные понятия темы: Смута, самозванство;

Показывать на карте путь продвижения Лжедмитрия I, район, охваченный восстанием под предводительством И. Болотникова;

Называть причины и предпосылки Смутного времени;

Высказывать аргументированное суждение о роли боярства в Смуте;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

— отвечать на вопросы, делать выводы;

— на основе информации учебника, используя карту, строить рассказ о восстании И. Болотникова;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

    С. 10-15, 18-20  
23  Смута в Российском

Государстве: борьба с интервен-тами

1 Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

 

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять основные понятия темы: интервенция;

Показывать на карте пути движения интервентов по территории России, русские города и монастыри, оказавшие героическое сопротивление интервентам;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

— отвечать на вопросы, делать выводы;

— анализировать высказывания историков о причинах и ходе Смуты, делать выводы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

    С15-21  
24. Окончание Смутного времени 1 Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: гетман, семибоярщина;

Показывать на исторической карте путь следования Второго ополчения к Москве, высказывать мнение о том, почему он был таким;

Характеризовать личность и деятельность патриарха Филарета;

Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Семибоярщине);

Оценивать роль православной церкви и патриарха Гермогена в событиях Смуты;

Сравнивать Первое и Второе ополчения;

Высказывать и аргументировать суждение о том, почему 4 ноября в России отмечается День народного единства;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

— отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

    §16  
25. Экономическое развитие России в XVII в. 1 Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.

 

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: Всероссийский рынок, мануфактура, предприниматель, промышленник;

Показывать на исторической карте регионы, специализирующиеся на производстве сукна, кожи, соледобычи и солеварении, т.д.;

Устанавливать причинно-следственные связи между последствиями Смуты и развитием экономики России в 17 веке;

Сравнивать мануфактуру и ремесленную мастерскую;

Объяснять значение создания единого Русского государства;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

— отвечать на вопросы;

— делать выводы об особенностях развития экономики России в 17 веке;

Высказывать и аргументировать мнение о причинах и последствиях денежной реформы 1654 года;

Соотносить события российской и мировой истории: сравнивать экономическое развитие России и европейских государств в 17 веке;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

    §17  
26. Россия при первых Романовых: перемены в государствен-

ном устройстве

1 Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Начать составление схемы «Династия Романовых»;

Составлять кластер «Государственное устройство России при первых Романовых  в 17 веке»

Раскрывать смысл понятий: бюрократия, воевода, даточные люди, полки нового строя, Соборное Уложение;

Сравнивать роль Земских Соборов при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче; высказывать мнение о причинах изменений;

Изучать отрывки из текста Соборного Уложения 1649 г. и использовать содержащиеся в нем сведения для рассказа об изменениях в положении крестьян;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

    §18  
27. Изменения в социальной структуре российского общества 1 Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.

 

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Составлять схему «Социальная структура российского общества в 17 веке»;

Характеризовать положение первого сословия (феодалов)  в социальной структуре российского общества;

Высказывать мнение о причинах изменения положения дворянства;

Выделять в тексте учебника главное (на основе информации по духовенстве и городском населении);

Объяснять происхождение слова «крепостной», используя словарь;

Сравнивать положение  черносошных и владельческих крестьян;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

    §19  
28. Народные движения в XVII в. 1 Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

 

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на исторической карте районы, охваченные восстанием Степенна Разина, сопоставлять их с  районами восстания Болотникова, делать выводы;

Называть причины народных выступлений в России в 17 веке (на основе актуализации знаний и работы с текстом учебника);

Составлять рассказ о Соляном и Медном бунтах (на основе текста учебника и видеофрагментов);

Выделять основные этапы восстания С. Разина, характеризовать их;

Объяснять, почему 17 век называют «бунташным»;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

    §20  
29 Россия в системе

Международ-ных отношений: отношения со странами Европы

1 Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Отношения России со странами Западной Европы. Войны с Речью Посполитой. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять и объяснять цели внешней политики России на западном направлении в 17 веке;

Актуализировать знания о взаимоотношениях России с ВКЛ, а затем – с Речью Посполитой;

Используя карту, показывать территории, присоединенные к России в результате Андрусовского перемирия;

Начать составлять кластер «Россия в системе международных отношений»;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

    С. 57-62, с. 66-67  
30 Россия в системе

Международ-ных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем

1 Войны с Османской империей, Крымским ханством.

Отношения России со странами Востока.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять и объяснять цели внешней политики России на восточном направлении в 17 веке;

Продолжить составлять кластер «Россия в системе международных отношений»;

Используя карту, рассказывать о ходе русско-турецкой войны 1676-1681;

Показывать на карте территории, закрепленные за Россией и Китаем по Нерчинскому договору;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

    С. 62-67  
31 «Под рукой» российского государя: вхождение Украины

в состав России

1 Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания о том, как западные и юго-западные русские земли оказались в составе ВКЛ, а затем – Речи Посполитой;

Показывать на карте территории Левобережной и Правобережной Украины, места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой;

Выделять главное в части параграфа, в параграфе;

Называть причины восстания Богдана Хмельницкого (на основе работы с учебником);

Работать с документом:

— отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

    §23  
32. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха

Никона и раскол

1 Раскол в Русской православной церкви.

 

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Называть причины церковной реформы;

Раскрывать смысл понятий: раскол, старообрядчество;

Объяснять причины исуть конфликта между Никоном и Алексеем Михайловичем (на основе работы с учебником);

Сравнивать и оценивать личности Никона и Аввакума;

Представлять и обосновыватьоценку значения церковного раскола;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

    § 24  
33-34 Народы России в 17 в. 2 Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв.

 

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Сравнивать быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода (на основе информации учебника и дополнительных источников);

Участвовать в работе группы (работая с информацией о  быте различных сословий русского общества данного периода, используя информацию из исторических источников («Описание путешествия в Московию и Персию» А. Олеария, др.); оформлять и презентовать результаты работы группы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

     
35. Русские путешествен-ники

и первопро-ходцы XVII в.

1 Русские географические открытия XVII в.

Завершение присоединения Сибири. Походы на Дальний Восток

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте маршруты путешествий Дежнёва, Пояркова, Хабарова, сравнивать их;

Составлять таблицу «Освоение Сибири и Дальнего Востока»;

Характеризовать особенности взаимоотношений русских переселенцев с местными племенами;

Создавать мини-проект (на основе заданий из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем», темы

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

    §25  
36. Культура народов России в

XVII в.

1 Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты».

 

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Называть характерные черты шатрового стиля;

Высказывать мнение о причинах развития оборонного зодчества в отдельных землях;

Проводить поиск информации для подготовки сообщений (презентация) роб отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях;

Продолжить составление таблицы «Культура Руси в XIV- XVI вв.»;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

    §26  
37 . Cословный быт и картина

мира русского человека в

XVII в.

 

1 Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв.

 

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Сравнивать быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода (на основе информации учебника и дополнительных источников);

Участвовать в работе группы (работая с информацией о  быте различных сословий русского общества данного периода, используя информацию из исторических источников («Описание путешествия в Московию и Персию» А. Олеария, др.); оформлять и презентовать результаты работы группы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

    С. 81-87, С. 103-113  
38. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа

в XVII в.

1 Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Повседневная жизнь народов России. Межэтнические отношения. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Участвовать в работе группы (работая с информацией о  различных народах России, их повседневной жизни); оформлять и презентовать результаты работы группы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

    С. 113-121  
39 Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия

в XVII в.»

1 Повторение и  обобщение по теме «Россия в XVII в.» Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Россия в  XVII в.»;

Характеризовать общие черты и особенности развития России и Западной Европы в XVII в. ;

Выполнять проблемные задания по истории России данного периода;

Работать в парах;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

    Повто-рить…,

с.121

 
40 Резервный урок 1    
     

 

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на ступень общего образования.

Программа курса « Всемирная история. История Нового времени» рассчитана на 30 часов. Из расчёта 2 часа в неделю.

№ раздела                                                               Наименование раздела Количество часов
                                                                                    История Нового времени
  Введение 1
Раздел 1 Раннее Новое время 15
Раздел 2 Эпоха Просвещения 10
Раздел 3 Страны Востока в XVI – XVIII веках 3
  Обобщающий контроль 1
  Итого 30

 Содержание предмета «История»

История нового  времени  (30 часов)

Введение (1час.)

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

ЧАСТЬ 1.  Раннее Новое время  (15 час.)

  Великие Географические открытия и их последствия. Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. АмеригоВеспуччи о Новом Свете.Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

Эпоха Возрождения и формирование научной картины мира. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело  Буонаротти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения

Реформация и Контрреформация. Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас

Мюнцер — вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. Учение и церковь Жана Кальвина.Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Королевская власть и Реформация в Англии.Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции.Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IVБурбон — * король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте

Рождение капиталистического общества. Рост населения Западной Европы. Рост городов. Изменения в быту европейцев. Технический прогресс в начале Нового времени. Изобретение книгопечатания. Мануфактура.

Зарождение абсолютизма. Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIVБурбон.

Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе.

Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.

Часть  2. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ (10 часов)

Западноевропейская культура XVIII в. Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп.Особенности развития музыкального  и победы светлых сил. Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI — XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.

Промышленный переворот в Англии.  Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки. Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма. Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Великая французская революция XVIIIв.Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

 ЧАСТЬ 3. СТРАНЫ ВОСТОКА (3 час.)

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

Основные черты традиционного общества:государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии.Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения

Урок № 30. Урок повторения и обобщения. История «Нового времени конец 15-18 века». (1 час)

 Календарно-тематическое планирование (7 класс)

Тема урока Кол.

часов

Дата Тип урока Планируемые результаты Инструментарий оценки

достижений планируе-мых результатов

Характеристика деятельности

Обучающихся

Д\з  
предметные метапредметные личностные  
   

 

 
 
1 Введение в курс «Всеобщая история. История нового времени». 1   Урок беседа Учащиеся научаться определять хронологические рамки  периодизацию Новой истории

Получат возможность научиться

используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

Регулятивные:

Ставят учебные задачи

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

Коммуникативные Формулируют собственное мнение и позицию ,задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

понимание культурного многообразия мира, формирование толерантности Фронталь-ный опрос  Формирование образов и картин, связанных с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры. Стр.3-4  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1.  Раннее Новое время.

                                                                        Европа в конце XV – первой половине XVII века (18 ч.)

                                                                              Глава 1. Великие географические открытия 3 ч.

2-3 В поисках Индии.

Мир, поделенный пополам.

2   Урок изучения нового материала Учащиеся научаться определять причины Великих географических открытий, знать основные события РегулятивныеПланируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные

Аргументируют свою позицию

Познавательные: Используют модели и схемы для решения познавательных задач

 

 

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению собственной позиции.

понимать значение научных знаний в жизни человека и общества

Фронталь-ный опрос Представления политики исторической памяти .  § 1-2    
Получат возможность научитьсяиспользуя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств в Новое время;
4 Европейцы в Новом Свете 1   Комбинированный урок Учащиеся научаться определять последствия открытий для экономики и духовной жизни европейского общества, последствия для народов Америки

Получат возможность научитьсяиспользуя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств в Новое время;

РегулятивныеПланируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные

Аргументируют свою позицию

Познавательные: Используют модели и схемы для решения познавательных задач

 

формирование уважительного отношения к разным народам, взвешенной позиции по вопросу завоевательных войн работа в группах Овладение навыком установления причинно-следственных связей. § 3  
Глава 2. Технический прогресс, предпринимательство, капитализм (3 ч.)

 

 
5 Развитие техники 1   Урок изучения нового материала Учащиеся научаться знать изобретения и усовершенствования периода и их значение для общественного развития

Получат возможность научиться выделять признаки этого процесса в учебной информации.

 

Познавательные: Ставят и формулируют проблему урока, сами формулируют алгоритм деятельности при решении проблемы

Коммуникативные

приобщение к культурно-историческому наследию человечества

Регулятивные

Овладение навыками сравнения и объяснения процессов и явлений.

понимание значения научных знаний и технического прогресса в жизни человека и общества Фронталь-ный опрос Овладение навыками устного объяснения § 4  
6 Рождение капитализма 1   Урок изучения нового материала Учащиеся научаться понимать причины возникновения и развития капиталистических отношений, изменения в структуре общества  Познавательные: анализировать исторические источники, сравнивать явления

выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги; Коммуникативные

приобщение к культурно-историческому наследию человечества

Регулятивные

Овладение навыками сравнения и объяснения процессов и явлений.

 

 

понимать связь между экономикой и общественным развитием тест Овладение навыком установления причинно-следственных связей.   § 6  
7 Человек и окружающий мир 1   Урок с элементами практической работы Учащиеся научаться сравнить условия жизни в городах XVI — XVII вв. со средневековыми

Получат возможность научитьсяиспользуя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств в Новое время;

Познавательные:

Овладения навыками установления причинно-следственных связей; сравнения; грамотного комментирования событий.

Коммуникативные

Уважительное внимательное отношение к одноклассникам.

Регулятивные

Осмысление социально-нравственного опыта прошлых лет

важность здорового образа жизни, полноценного питания работа в группах Применение понятийного аппарата и элементарных методов исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории § 4  
 

Глава 3. Европейское Возрождение (2 ч.)

 

8-9 Гуманизм и Возрождение в Италии 2   Урок игра Учащиеся научаться знать характерные черты эпохи Возрождения и положения философии и этики гуманизма Познавательные:

анализировать и сравнивать идеи мыслителей

Коммуникативные

выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,

Регулятивные понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

 

освоение гуманистических ценностей, уважение прав и свобод человека Фронталь-ный опрос Анализ и сопоставление разных видов учебных и документаль-ных текстов § 7-8  
10 Эпоха титанов. Искусство  Высокого Возрождения 1   Урок лекция Учащиеся научаться определять отличительные черты искусства Возрождения в Италии и Европе Овладение навыками устного объяснения процессов и явлений и обобщения

Познавательные: Ставят и формулируют  проблему урока, сами формулируют алгоритм деятельности при решении проблемы

Коммуникативные

приобщение к культурно-историческому наследию человечества

 

формирование эстетического сознания, вкуса через освоение культурного наследия народов мира фронтальный опрос, презентации Анализ и сопоставление разных видов учебных и документальных текстов § 9  
                     Глава 4. Реформация и Контрреформация в Европе (2ч)  
11 Реформация и Крестьянская война в Германии 1   Урок изучения нового материала Учащиеся научаться выделять причины массовых народных движений, определять противоречия между разными слоями общества Познавательные:

Овладение навыком установления причинно-следственных связей.

Регулятивные:

.Оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей.

Коммуникативные:

Осознание своей ответственности

.

формирование взвешенного отношения к народным движениям фронтальный опрос Обобщать события войны и выделять ее этапы. § 10-11  
12    Рождение протестантиз-ма и религиозные войны в Европе XVI столетия. 1   Комбиниро-ванный урок Учащиеся научаться понимать особенности кальвинизма как вероучения, Получат возможность научиться выделять причины контрреформации, понимать причины разделения Европы по религиозному признаку Познавательные:

уметь работать с картой, выделять, систематизировать и сравнивать характерные черты явлений

Коммуникативные:

выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,

Регулятивные: понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

 

понимание роли веры и религии в жизни общества, понимание культурного многообразия мира исторический диктант Обоснование собственной версии и личностной позиции в отношении дискуссион-ных и морально-этическихвопросовпрошлого § 12  
                                      Глава 5. Государства Западной Европы в XVI — первой половине XVII века (5 ч)  
13 Подъём и закат империи, в которой не заходило солнце. 1   Комбиниро-ванный урок Учащиеся научаться выделять характерные черты абсолютной монархи как типа государственного устройства, Получат возможность научиться  понимать причины расцвета и упадка Испании  

Познавательные:

Обобщать и систематизировать учебный материал, выделять и обосновывать ключевые факты в истории Габсбургов в контексте истории Нового времени.

Регулятивные:

Овладение навыками устного объяснения.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

 

формирование отношения к много-национальному государству, формирование целостного мировоззрения фронтальный опрос Умение работать с исторической картой § 13  
14 Нидерланды против Испании. 1   Урок с элементами практичес-кой работы Учащиеся научаться выделять и анализировать особенности экономического развития Нидерландов, Получат возможность научиться  выделять причины революции, причины победы Нидерландов над Испанией Познавательные:

Умение применять полученные знания и умения.

Коммуникативные: Понимают необходимость учения, социального способа оценки знаний

Регулятивные:

понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

 

понимать причины и значение национально-освободительной борьбы работа в группах Обоснование собственной версии и личностной позиции в отношении дискуссион-ных и морально-этических вопросов прошлого § 14  
15 Англия при Тюдорах. Британия владычица морей. 1   Комбиниро-ванный урок Учащиеся научаться выделять особенности экономического и политического развития Англии, Получат возможность научиться

Выделять причины королевской реформации, особенности англиканской церкви

Познавательные:

соотносить общие процессы и отдельные факты, группировать их по заданному признаку

Коммуникативные:

выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,

Регулятивные: понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

 

понимание культурного многообразия мира, формирование толерантности фронтальный опрос Чтение, понимание, анализ исторической карты с опорой на легенду и текст учебника. § 15-16  
16 Франция на пути к абсолютизму 1   Комбиниро-ванный урок Учащиеся научаться выделять причины формирования французского абсолютизма,

Получат возможность научиться  объяснять причины и ход религиозных войн во Франции

Регулятивные:

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные

Аргументируют свою позицию

Познавательные: Используют модели и схемы для решения познавательных задач.

Регулятивные:

Находить и показывать на карте исторические объекты

 

понимать значение веротерпимости в истории и современном обществе фронтальный опрос, диктант Умение применять полученные знания и умения § 17  
17 Международные отношения в 16-17 веках: на пути к современной Европе 1   Урок с элементами практичес-кой работы Учащиеся научаться выявлять и систематизировать причины международных конфликтов, Получат возможность научиться понимать особенности Тридцатилетней войны как первого общеевропейского конфликта, значение ее для населения Европы Познавательные:

Умение применять полученные знания и умения.

Коммуникативные: Понимают необходимость учения, социального способа оценки знаний

 

понимать особенности мирного и военного решения конфликтов, формулировать личную позицию работа в группах, дебаты Умение работать с исторической картой § 18  
 

 

 

Глава 6. Век разума и мистицизма:

европейская культура в конце XV – первой половине XVII века (1 ч.)

 

 
18 Европейская культура в конце XVI — первой половине XVII в. 1   Урок изучения нового материала Учащиеся научаться выделять особенности развития науки, ее влияния на технический прогресс и развитие общества, Получат возможность научиться сравнивать характерные черты культуры Возрождения и барокко Познавательные:

Обобщать учебную и дополнительную информацию, комплексно и индивидуально характеризовать вклад ученых Нового времени в познание прошлого.

Регулятивные:

Находить и показывать на карте сохранившиеся памятники,

Коммуникативные

рассказывать о своих впечатлениях от встречи с ними (туризм, Интернет и др.), проявлять интерес к знакомству и стремление к охране историко-культурного наследия.

понимать особенности научной картины мира и ее отличия от религиозной и художественной презентации Обоснование собственной версии и личностной позиции в отношении дискуссион-ных и морально-этических вопросов прошлого §19-20  
Раздел 2.Страны Европы и Северной Америки в XVII  – XVIII в. (11 ч.)

Глава 7. Взлеты и падения монархий (2 ч.)

 
19    Французская монархия в зените: Людовик XIV – король-солнце 1   Урок изучения нового материала Учащиеся научаться понимать особенности французского абсолютизма, экономической и религиозной политики Людовика XIV

Получат возможность научиться

Познавательные:

уметь выявлять общность и различия сравниваемых событий и явлений

 

Коммуникативные: выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,

Регулятивные: понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

 

понимание культурного многообразия мира, формирование толерантности фронтальный опрос Умение сравнивать характер власти   и проводить аналогию § 21  
20    Английская революция 1640 – 1660 годов. Становление парламент-ской монархии в Англии. 1   Урок изучения нового материала Учащиеся научаться знать причины и ход английской революции,

Получат возможность научиться  понимать особенности буржуазной революции, связей между развитием государства и общества

Познавательные: выявлять существенные черты явлений и процессов, группировать по заданному признаку, уметь составить исторический портрет

Коммуникативные: выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,

Регулятивные: понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

 

 

 

 

понимать положительные и отрицательные стороны деятельности исторической личности (на примере Кромвеля) фронтальный опрос Чтение, понимание, анализ исторической карты с опорой на легенду и текст учебника. § 22  
                                                                                Глава. 8. Эпоха Просвещения (2 ч)  
21 Идеи и люди эпохи Просвещения. 1   Урок изучения нового материала Учащиеся научаться понимать особенности философии Просвещения, Получат возможность научиться сравнивать ее с гуманизмом, влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества, знать особенности литературы и искусства XVIII в. Познавательные:

использовать приобретенные знания при написании творческих работ

Регулятивные:

представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах

Коммуникативные: выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,

 

знать особенности правового государства и гражданского общества, воспитание гражданской позиции эссе, презентации Знать основополага-ющие понятия и уметь их объяснять § 23  
22    Общество эпохи ПросвещенияПросвещён-ный абсолютизм. 1   Комбинированный Учащиеся научаться понимать особенности философии Просвещения, Получат возможность научиться сравнивать ее с гуманизмом, влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества РегулятивныеПланируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные

Аргументируют свою позицию

Познавательные: Используют модели и схемы для решения познавательных задач

    Обоснование собственной версии и личностной позиции в отношении дискуссион-ных и морально-этических вопросов прошлого § 24-25  
                                                                                     Глава 9. Конец «старого порядка». Европа на заре новой эры (5 ч.)  
23 Борьба за передел Европы и мира 1   Урок изучения нового материала Учащиеся научаться понимать причины войн «за наследство», расстановку сил и союзов в Европе в XVIII в.

Получат возможность научитьсяиспользуя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств в Новое время;

Познавательные:

развитие умений работать с картой, показывать места сражений, границы государств и их изменения

Коммуникативные:

выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов

Регулятивные:

понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

 

формирование целостного мировоззрения фронтальный опрос Чтение, понимание, анализ исторической карты с опорой на легенду и текст учебника. § 26  
24 Промышлен-ный переворот в Англии 1   Урок изучения нового материала Учащиеся научаться понимать особенности индустриальной революции в АнглииПолучат возможность научиться

Понимать последствия для развития экономики и общества

РегулятивныеПланируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные

Аргументируют свою позицию

Познавательные: Используют модели и схемы для решения познавательных задач

формирование отношения к техническому прогрессу самостоятельная работа Умение применять полученные знания и умения § 27  
25 Война за независи-мость и образование США. Декларация независи-мости. 1   Урок изучения нового материала Учащиеся научаться

выделять особенности английского колониализма, положение американских колоний, Получат возможность научиться

выделять  причины и ход войны за независимость, особенности государственного устройства США

Познавательные: выявлять существенные черты явлений и процессов, группировать по заданному признаку, уметь составить исторический портрет

Коммуникативные: выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,

Регулятивные: понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

 

формирование отношения к освободительным движениям фронтальный опрос Чтение, понимание, анализ исторической карты с опорой на легенду и текст учебника. § 28-29  
26 Великая французская революция 1   Урок с элементами практичес-кой работы Учащиеся научаться понимать причины буржуазной революции во Франции, факторы, тормозившие развитие экономики и общества,

Получат возможность научиться  знать основные этапы революции

Познавательные:

соотносить общие исторические процессы, выявлять существенные черты исторических событий по заданному признаку, сопоставлять содержание документов (Декларация независимости США и Декларация прав человека и гражданина)

Регулятивные:

Ставят учебные задачи

Коммуникативные Формулируют собственное мнение и позицию ,задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

 

понимать особенности и характерные черты революционного пути развития общества, положительные и отрицательные черты революций фронтальный опрос, работа в группах Умение сравнивать характер власти   и проводить аналогию § 30  
27 Франция при диктатуре якобинцев 1   Урок изучения нового материала Учащиеся научаться понимать причины установления власти якобинцев и якобинского террора, Получат возможность научиться последствия и значение Французской революции для Франции и Европы Познавательные:

соотносить общие исторические процессы, выявлять существенные черты исторических событий по заданному признаку

Коммуникативные: выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,

Регулятивные:

понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

 

 

понимать законы развития революций, формирование личной позиции по отношению к революции и террору фронтальный опрос, диктант Комплекснаяхарактеристи-ка важных фактов истории. Сравнение и объяснение сходства и различий однородных исторических фактов § 31  
                                                             Глава 10. Восток и Запад: две стороны единого мира (3 ч.)  
28 Восток движется на Запад. 1   Урок изучения нового материала Учащиеся научаться знать особенности развития Османской империи и Персии, причины их экспансии на Запад, причины ослабления империй в XVIII в.

Получат возможность научитьсяиспользуя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств в Новое время;

Регулятивные:

Ставят учебные задачи

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

Коммуникативные Формулируют собственное мнение и позицию ,задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

 

понимание культурного многообразия мира, формирование толерантности фронтальный опрос Комплекснаяхарактеристи-ка важных фактов истории. Сравнение и объяснение сходства и различий однородных исторических фактов § 32  
29 Борьба за сердце Азии. «Запретные страны»: Китай и Япония в  XVI-XVIII веках 1   Урок изучения нового материала Учащиеся научаться выделять особенности развития Индии, Китая и Японии  в 16-18 в.в.Причины начала европейской экспансии в Индию и ослабления крупных мусульманских держав.

Получат возможность научитьсяиспользуя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств в Новое время;

Регулятивные:

Ставят учебные задачи

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

Коммуникативные Формулируют собственное мнение и позицию ,задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

 

формирование взвешенного отношения к колониальным захватам фронтальный опрос Комплекснаяхарактеристи-ка важных фактов истории. Сравнение и объяснение сходства и различий однородных исторических фактов § 33-34  
30  Новое время. Кризис старого порядка (середина XVII — XVIII в.) 1   Урок обобщения. Учащиеся научаться выделять основные понятия и события истории второй половины XVII — XVIII вв. уметь решать тестовые задания в формате ГИА   тест  Знать основополагающие для новой истории понятия и уметь их объяснять  

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Критерии оценивания:

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Критерии оценки знаний учащихся таковы:
«5» — глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
«4» — твердое знание материала в пределах программных требований -четырьмя;
«3» — неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
«2» — наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.