Учебная программа по базовому уровню курса школьной информатики для 10-11 классов

Учебная программа по базовому уровню курса школьной информатики для 10-11 классов

Учебный курс является целостной дидактической единицей об­разовательного процесса и содержания образования, соответству­ющей одной из образовательных областей или ее части.

Включает определенную совокупность знаний, умений и навыков по учебному предмету или научной дисциплине. В зависимости от цели обу­чения учебный курс может включать вопросы, соответствующие отдельному разделу, или обзорно представлять всю образователь­ную область.

Каждый учебный курс включает определенные цели обучения, исходя из которых и отбирается содержание. Для отслеживания результатов обучения в качестве критериев оценивания уровня ус­воения учебного курса должны быть прописаны и формируемые знания, умения и навыки.

Именно они являются формальными пара­метрами, относительно которых и должны оцениваться полученные школьниками знания. Обучение школьников осуществляется в рам­ках определенного учебного курса на базе учебной программы.

Учебная программа является нормативным документом, по ко­торому осуществляется учебный процесс по информатике, и раз­рабатывается исходя из требований к образовательной области ин­форматики по содержанию курса.

В разделы учебной программы включены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвое­нию по информатике, перечень тем учебного курса, рекомендации по количеству часов, отводимых на каждую тему и на весь курс в целом.

Различают стандартные (типовые) программы, адаптированные, мо­дифицированные, авторизованные, авторские и т. д.

Большинство учителей работают по стандартным программам, представленным тем или иным авторским коллективом учебного комплекта, которые в свою очередь разрабатывали свою программу на основе примерной программы, представленной в федеральном стандарте.

Инновационные преобразования в обществе привели к тому, что стали разрабатываться различные учебные программы, и для регулирования этих процессов возникла необходимость регла­ментации преобразований, которые могли негативно отразиться на образовательном процессе в целом.

На уровне регионов стали разрабатываться положения об учебных программах, где подробно описывались требования к разрабатываемым продуктам.

Названия учебных инновационных программ могут отличаться в зависимости от территории, но в целом выделяют три основных вида: полное соответствие общепринятым программам, частичное соответствие или совершенно новый нестандартный подход.

К программам, частично соответствующим, относятся адап­тированные или модифицированные программы, отличающиеся способом структурирования учебного материала и использованием дополнительного материала.

Авторские программы имеют иные теоретические и методологические основания, иное содержание или используют новые педагогические технологии, качественно изменяющие образовательный процесс.

Работа по авторской про­грамме разрешается только после получения двух рецензий и поло­жительного заключения соответственно областного или городского (районного) экспертных советов.

Структура и содержание программ состоит из следующих частей:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • описание разделов программы;
  • учебно-тематический план;
  • приложение.

Рассмотрим каждый раздел более подробно.

Титульный лист содержит:

  1. Название программы (с указанием предметной области).
  2. Фамилию, имя и отчество автора (авторов) с указанием долж­ности и места работы.
  3. Год и место разработки программы.

Пояснительная записка должна включать:

  1. 1. Актуальность создания программы, содержащую ответ на вопрос, исходя из какой объективной потребности жизни

в обновлении того или иного компонента образовательного процесса вытекает необходимость в создании данной про­граммы, какие проблемы и противоречия образовательного процесса может решить разработанная программа.

  1. Новизну программы отражающую краткий сравнительный анализ традиционных, адаптированных и авторских программ по данной предметной области или указание на их отсутствие; анализ научно-методической и научной литературы по дан­ной предметной области. Точное описание инноваций (но­вое содержание учебного материала, или новая компоновка знаний, или новая технология образовательного процесса), предлагаемых в разработанной программе.
  2. Методологические положения программы — основные тео­ретические идеи, положенные в основу программы (по мере необходимости раскрываются категории и понятия, встречаю­щиеся в программе, если их употребление в данной области науки носит неоднозначный характер).
  3. Цель и задачи программы:
  • цель — идеальное предвосхищение результата образова­тельного взаимодействия;
  • задачи — конкретизированные или более частные цели, в которых описывается система средств, обеспечивающих достижение поставленной цели.
    1. Краткое описание структуры программы.

Описание разделов программы — подробное описание содер­жательного компонента учебной программы по разделам (направле­ниям). В каждом разделе указана цель, задачи изучаемого раздела, содержание конкретной области знаний, описание результатов (зна­ния — категории, понятия и т. д., умения, навыки, которыми должен владеть учащийся после изучения данного раздела).

Учебно-тематический план — это раздел программы, который включает перечисление тем занятий (уроков, лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий и т. д.), с указанием времени, отводимого на их выполнение.

Приложение может включать:

  1. Список литературы, необходимой учителю и учащимся для освоения программы.
  2. Дидактический материал, творческие задания для самостоя­тельной работы и т. д.
  3. Список литературы, использованной при составлении про­граммы.

Требования к кабинету информатики и к вычислительной технике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.