Тематическое планирование по информатике 10-11 классы

Тематическое планирование по информатике 10-11 классы. 68 часов

Программа соответствует федеральному компоненту государ­ственного стандарта общего образования (утвержден приказом Мин­образования и науки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального об­щего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Основная цель: изучение общих закономерностей функциони­рования, создания и применения информационных, автоматизиро­ванных систем.

Достичь поставленной цели возможно при решении следующих задач:

  • освоение системы базовых понятий, отражающих систем­ный подход при описании современного мира, где акценти­руется внимание на роль информационных процессов в сис­темах различной природы;
  • овладение следующими компетенциями: способность при­менять, анализировать, преобразовывать информационные модели различных объектов и процессов, использование их в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности;
  • развитие познавательных интересов за счет использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различ­ных предметов;
  • воспитание информационной культуры, включающей со­блюдение этических и правовых норм информационной дея­тельности.

Базовый уровень старшей школы включает три основные со­держательные линии:

  • информационные процессы и системы;
  • моделирование и формализация;
  • управление и информационные технологии.

Информация и информационные процессы (8 ч)

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состоя­ния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывныесигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера умень­шения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определе­нию количества информации.

Классификация информационных процессов.

Кодирование информации. Языки кодирования. Формализован­ные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Хранение информации, выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальной, биологической и технической системах.

Требования к знаниям и умениям ученика:

  • Уметь объяснять различные подходы к определению понятия «информация».
  • Различать методы измерения количества информации: веро­ятностный, объемный и алфавитный подходы. Знать единицы измерения информации.
  • Уметь оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
  • Распознавать информационные процессы в различных си­стемах.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (5 ч)

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архи­тектура современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объек­тов, организация личного информационного пространства, защита информации.

Требования к знаниям и умениям ученика:

  • Знать назначение и функции операционных систем.
  • Уметь использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни:
  • для эффективной организации индивидуального инфор­мационного пространства;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • эффективного применения информационных образователь­ных ресурсов в учебной деятельности.
  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Информационные модели (13 ч)

Информационное моделирование как метод познания. Инфор­мационные (нематериальные) модели.

Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъ­ект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования, формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основ­ные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графи­ческие, имитационные модели.

Структурирование данных. Структура данных как модель пред­метной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и техни­ческих систем и процессов.

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорга­низующиеся системы.

Использование информационных моделей в учебной и позна­вательной деятельности.

Требования к знаниям и умениям ученика:

  • Знать назначение и виды информационных моделей, описы­вающих реальные объекты или процессы.
  • Уметь использовать готовые информационные модели, оце­нивать их соответствие реальному объекту и целям модели­рования.

Информационные системы (6 ч)

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (таблич­ные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в много­табличных базах данных.

Знакомство с системой управления базами данных Access. Соз­дание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде систе­мы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, со­провождение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Требования к знаниям и умениям ученика:

  • Знать назначение баз данных и информационных систем как средств автоматизации информационной деятельности.
  • Уметь просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
  • Уметь осуществлять поиск информации в базах данных, ком­пьютерных сетях и пр.

Компьютерные технологии представления информации (7 ч)

Универсальность дискретного (цифрового) представления ин­формации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

Представление текстовой информации в компьютере.

Кодовые таблицы.

Два подхода к представлению графической информации. Рас­тровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Требования к знаниям и умениям ученика:

  • Знать назначение наиболее распространенных средств ав­томатизации информационной деятельности (текстовых ре­дакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц).
  • Уметь иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (13 ч)

Текст как информационный объект. Автоматизированные сред­ства и технологии организации текста. Основные приемы преобра­зования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы пред­ставления математических зависимостей между данными. Исполь­зование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).

Графические информационные объекты. Средства и техноло­гии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Требования к знаниям и умениям ученика:

  • Уметь осуществлять выбор способа представления инфор­мации в соответствии с поставленной задачей.
  • Уметь создавать информационные объекты сложной струк­туры, в том числе гипертекстовые.
  • Уметь представлять числовую информацию различными спо­собами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.).

Средства и технологии обмена информацией с помощью ком­пьютерных сетей (сетевые технологии) (10 ч)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Ин­тернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Информационные сервисы Интернета: электронная почта, теле­конференции, всемирная паутина, файловые архивы и т. д. Поиско­вые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Инструментальные средства создания веб-сайтов.

Требования к знаниям и умениям ученика:

  • Знать основные характеристики и возможности сетевых тех­нологий.
  • Знать основные возможности сервисных служб Интернета.
  • Уметь ориентироваться в информационной среде для нахо­ждения оптимального способа при осуществлении поиска.
  • Уметь создавать информационные объекты сложной струк­туры, в том числе гипертекстовые.

Основы социальной информатики (2 ч)

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы об­щества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная без­опасность.

Требования к знаниям и умениям ученика:

  • Знать основные характеристики информационного общества, закономерности его развития.
  • Знать основные составляющие информационной культуры.
  • Уметь оценивать уровень сформированности собственной информационной культуры.
  • Знать и соблюдать этические и правовые нормы в области информационной деятельности.
  • Иметь представление об информационной безопасности.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации учебной программы, включает:

Аппаратные средства:

  1. Компьютер, конфигурация которого должна обеспечивать возможности видеоизображения, качественного стереозвука в наушниках, речевого ввода с микрофона и др.
  2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру/видеомагнито­фону, микроскопу и т. п., позволяющий повышать уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.
  3. Принтер цветной и черно-белый, использующийся для по­лучения твердой копии экрана при выпуске школьных газет, листовок, бюллетеней и т. д. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  4. Телекоммуникационный блок, включающий устройства, обеспечивающие подключение к сети для осуществления коммуникационных проектов.
  5. Устройства вывода звуковой информации, включающие на­ушники для индивидуальной работы со звуковой информа­цией, громкоговорители с оконечным усилителем для озву­чивания всего класса.
  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и ма­нипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  7. Устройства графической информации (графический план­шет) для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  8. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой инфор­мации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, цифровой микро­скоп, аудио- и видеомагнитофон.
  9. Управляемые компьютером устройства, дающие возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии авто­матического управления одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства:

  1. Операционная система (лучше ориентироваться на более по­пулярные образцы).
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурные тренажеры различных уровней для отработки заданных навыков (либо для освоения слепого метода, либо для отработки навыков работы с клавиатурой).
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее тек­стовый редактор, растровый и векторный графические ре­дакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, базы данных.
  7. Геоинформационная система.
  8. Система автоматизированного проектирования.
  9. Виртуальные компьютерные лаборатории.
  10. Система оптического распознавания текста.
  11. Мультимедиа-проигрыватель.
  12. Система программирования.
  13. Почтовый клиент.
  14. Браузер.
  15. Программа интерактивного общения.

Простой конструктор веб-страниц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.