Сравнительные характеристики учебно-методических комплектов по информатике

Сравнительные характеристики учебно-методических комплектов по информатике

Обучение информатике в силу специфики ее содержания тре­бует высокой философско-методологической культуры учителя информатики. Это не значит, что на уроке информатики следует преподавать философию, а предполагает, что сам учитель должен знать и понимать смысл и значение общих философских законов и законов познания, понимать значение и смысл как философских категорий, так и понятий информатики.

Тогда возникает необхо­димость осмысления способов и методов усвоения понятий как категорий. Владение методикой формирования понятий включает необходимость представления о понятии как о развивающемся ди­намическом информационном объекте, понимание и использование в своей деятельности принципов методологии обучения и принци­пов развивающего, личностно-ориентированного и эвристического обучения.

Поэтому на первый план в современном образовании выходит обучение приемам и способам мышления и деятельности, а не просто передача информации.

Информатика — это обширная область знаний, включающая в числе важных разделов информационные технологии как прак­тическую реализацию всех теорий. И с сожалением можно отметить, что информатика порой заменяется либо курсом программирования, либо курсом информационных технологий.

Постепенно расширя­ется содержание информатики за счет включения новых понятий. В курс информатики вошли и заняли в нем достойное место такие понятия, как «объект», «модель», «система», «иерархия», и многие другие. Явление естественного, спонтанного, эволюционного рас­ширения содержания школьной информатики на практике носит повсеместный характер.

Обо всем этом, а также о границах и особенностях школьной информатики идут сейчас горячие споры, что не является положи­тельным моментом для учителя в школе.

Школьному учителю по­мимо обычной педагогической деятельности приходится заниматься исследовательской работой, часто на уровне интуиции, на свой вкус дополнять содержание учебных пособий недостающими темами, посвящая подготовке к уроку долгие часы в поиске информации в различных источниках, а потом на уроке диктуя новый материал школьникам.

В одних случаях это происходит осознанно, в других интуитивно, непроизвольно, то есть реализуется принцип непроиз­вольного дополнения до целого.

Рассмотрим основные учебно-методические комплекты (УМК) по информатике, представленные в старшем звене общеобразова­тельной школы.

УМК «Информатика: Систематический курс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний». Авторы С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина.

Данное учебное пособие отражает содержание образователь­ной области «Информатика и информационные технологии» при­менительно к гуманитарному профилю.

Авторы рассматривают информатику как фундаментальную научную дисциплину, ко­торая изучает информационные процессы, происходящие в сис­темах различной природы, изучаемые методами формализации, информационного моделирования и компьютерного эксперимента.

Они тем самым выводят информатику из разряда технологических дисциплин и придают ей общеобразовательный и общекультурный контекст.

Основная концепция учебного комплекса базируется на идее, что информатика является именно тем предметом, который вносит решающий вклад в формирование современного научного миро­воззрения, дает ключ к пониманию многих явлений нашей жизни. Для формирования основ мировоззрения предлагается учебная про­грамма, которая опирается на следующую систему содержательных линий:

  • информация и информационные процессы;
  • моделирование и формализация;
  • информация и управление, элементы кибернетики;
  • информационные системы;
  • введение в социальную информатику;
  • компьютер как средство автоматизации информационных процессов;
  • средства и технологии обработки информации;
  • методы информатики: системно-информационный анализ, ин­формационное моделирование, компьютерный эксперимент.

УМК «Информатика. 10-11 классы. М.: БИНОМ. Лабора­тория знаний». Авторы И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер.

Курс информатики для старших классов является продолжением базового курса информатики в основной школе. Предполагается владение базовым курсом в объеме обязательного минимума по информатике, рекомендуемого Министерством образования РФ. Авторы предлагают два варианта изучения:

  • 68 часов (по 1 часу в неделю в течение 2 лет);
  • 136 часов (по 2 часа в неделю в течение 2 лет).

Данный курс ориентирован на старшие классы общеобразо­вательных средних школ, специализирующихся по дисциплинам образовательных областей — обществознание (история, общество- знание, география, экономика) и филология (русский и иностран­ные языки, литература) — гуманитарный профиль.

Курс состоит из двух разделов: теоретического и компьютерного лабораторного практикума. Работа учащихся по этим разделам осуществляется параллельно.

Теоретическое содержание курса отражает тенденцию разви­тия школьной информатики в направлении фундаментализации, углубления общеобразовательного научного содержания по таким основным линиям, как:

  • Информация и информационные процессы (информаци­онная культура человека, информационное общество, инфор­мационные основы процессов управления).
  • Моделирование и формализация (моделирование как метод познания, материальные и информационные модели, инфор­мационное моделирование, основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые), исследование на компьютере информационных моделей из различных пред­метных областей).
  • Информационные технологии (технологии работы с тек­стовой и графической информацией, технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц, мультимедий­ные технологии).
  • Компьютерные коммуникации (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги сети Интернет).

УМК «Информатика и информационные технологии. М: БИНОМ. Лаборатория знаний». Автор Ю.А. Шафрин.

Курс разработан для 10-11 классов школ физико-математи- ческого, технического и естественного профилей. Основная цель предлагаемого курса — освоение учащимися основ информационной технологии (ИТ) в сочетании с фундаментальными принципами информатики, на которые эта технология опирается.

В качестве прикладной программной среды рассматривается непроцедурная объектно-ориентированная среда Windows с единым графическим интерфейсом пользователя.

Данная среда выбрана как наиболее распространенная не только в образовательных, но и в про­изводственных системах, поэтому на ее примере и осуществляется освоение основных принципов создания и функционирования опе­рационных систем.

Основная концепция курса:

  1. Современные информационные технологии рассматриваются в качестве целостной системы, которую образуют два принципи­ально разных элемента: объектно-ориентированная операцион­ная среда с единым механизмом управления оконными объектами и универсальная триада инструментальных средств (горизонталь­ное меню — панель инструментов — контекстное меню), предна­значенных для выполнения конкретных операций в приложениях (все это и называется графическим интерфейсом пользователя); технологии решения частных задач в той или иной предметной области (текстовые документы, электронные таблицы, базы дан­ных и т. п.).
  2. Совокупность основных предметных областей информа­ционной технологии представляется следующей совокупностью: управление объектами операционной системы; офисные техноло­гии; компьютерные телекоммуникации.

УМК «Информатика и информационные технологии. 10-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний». Автор Н.Д. Угринович.

Профили: физико-математический, технологический, социально- экономический. Количество часов на изучение — 2 часа в неделю (68 х 2= 136 часов).

Содержание предлагаемого профильного курса полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования по информатике (уровень Б), рекомендованному Министерством образования РФ. Особое внимание в пособии уделяется темам: «Моделирование и формализация», «Объектно-ориентированное программирование» и «Компьютерные сети».

Учебное пособие включает два основных раздела: «Осно­вы информатики» и «Информационные и коммуникационные технологии».

Изучение основ информатики направлено на фор­мирование у учащихся информационной картины мира, объектно- ориентированного, алгоритмического и логического мышления и т. д. Изучение современных ИКТ предполагает овладение необ­ходимыми умениями и навыками для социальной адаптации в ин­формационном обществе.

Построение учебного курса базируется на предложенной ав­тором концепции неразрывной связи между теорией (основами информатики) и практикой (ИКТ).

В тематическом планировании предложен вариант параллельного изучения теоретической и прак­тической частей. Каждый параграф учебника соответствует одному уроку, где в конце предложены материалы для закрепления в виде системы контрольных вопросов и практических заданий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.