Особенности обучения информатике школьников на старшей ступени

Особенности обучения информатике школьников на старшей ступени

В старшей школе с 2006 года реализуется профильное обучение, когда каждое общеобразовательное учреждение в зависимости от выбранного профиля внедряет различные модели обучения.

Основ­ной задачей ввода профильного обучения является дифференциа­ция и индивидуализация обучения, что влечет за собой изменение в структуре, содержании и организации образовательного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся.

Также предполагается создание условий для образования старшеклассни­ков в соответствии с их профессиональными интересами и намере­ниями в отношении продолжения образования.

В основе профиль­ного обучения положена концепция личностно-ориентированного обучения, когда каждый ученик может выстроить собственную образовательную траекторию.

Формирование гибкого учебного плана с учетом различных направлений (технического, гуманитарного, математического и т. д.), с одной стороны, даст возможность более глубоко изучить отдельные предметы, с другой стороны, позволит создать такие условия учебной деятельности, которые существенно повлияют на адаптивность учащихся к быстро изменяющимся условиям.

В об­ласти информатики основной акцент делается на то. что владение информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) необходимо всем участникам образовательного процесса вне за­висимости от выбранных профилей.

Уровень пользователя должен быть реализован во всех про­филях, когда ИКТ на первой ступени выступает объектом изуче­ния. На второй ступени овладения компьютер должен выступать в качестве средства освоения той предметной области, которая выбрана в качестве профильной.

Третьей, более совершенной сту­пенью освоения является оптимизация учебной деятельности с использованием возможностей компьютера.

Данный подход отражает и тенденцию выделения в предметном содержании трех ее частей: базовой, профильной и вариативной.

Базовая часть должна быть освоена всеми учащимися вне зависимо­сти от выбранного профиля, включая универсальные классы.

Про­фильная часть может быть различна в зависимости от направлений. Вариативная часть отражается в элективных курсах и направлена на построение индивидуальных образовательных программ в зави­симости от жизненных интересов и образовательных потребностей школьников.

Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориенти­рован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональ­ному образованию или профессиональной деятельности.

Для физико-математического и информационно-технологиче- ского профилей «Информатика и ИКТ» представлена как профиль­ный общеобразовательный предмет по 4 часа в неделю ежегодно, следовательно, изучается на соответствующем (профильном) уров­не.

Количество часов на изучение предмета может быть увеличено за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно, А также возможно расширение изучения предмета за счет электив­ных курсов (обязательных по выбору обучаемого) от 1 до 5 часов в неделю ежегодно.

В социально-экономическом, индустриально-технологическом и универсальном профилях, а также для учреждений, выбравших универсальное обучение, «Информатика и ИКТ» входит как базо­вый общеобразовательный предмет, следовательно, изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю ежегодно.

Изучение предмета может быть расширено за счет регионального компонента до 2 часов и элективных курсов — от 1 до 4 часов в неделю ежегодно.

Для физико-химического, химико-биологического, биолого- географического профилей «Информатика и ИКТ» может преподаваться за счет элективных курсов на базовом уровне от 1 до 6 часов или базовый уровень может быть реализован за счет регио­нального компонента до 2 часов в неделю ежегодно.

Аналогично для социально-гуманитарного профиля «Инфор­матика и ИКТ» может изучаться за счет элективных курсов на ба­зовом уровне от 1 до 3 часов или базовый уровень может быть реализован за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно.

Для филологического и психолого-педагогического про­филей — за счет элективных курсов от 1 до 4 часов, для аграрно- технологического и художественно-эстетического профилей — за счет элективных курсов от 1 до 5 часов.

При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы: в город­ских образовательных учреждениях при наполняемости 25 человек и более, в сельских — 20 человек и более.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.