Конспект урока по информатике 9 класс Табличные модели

Конспект урока по информатике 9 класс Табличные модели

Цели: ввести понятие «двоичная матрица»; научить создавать таблицы сложной структуры.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • понятия «моделирование», «модель», «информационная модель», «визуализация», «табличная модель»;
  • что представляют собой таблицы «объект — свойство», «объ­ект — объект», «двоичная матрица».

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры моделирования;
  • определять тип таблиц;
  • определять количество строк, столбцов в таблице;
  • создавать таблицы сложной структуры;
  • заполнять таблицы данными.

Программно-дидактическое оснащение: Сем., § 8, с. 44; демон­страция «Табличные модели»; проектор; карточки с практическим заданием; карточки с домашним заданием.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Тест по теме «Графические информационные модели»

  1. В информационной модели здания в виде чертежа отража­ется его:

а) внешний вид;                          в) цвет;

б) размер;                                     г) материал.

  1. В информационной модели компьютера в виде схемы от­ражается его:
а)  цвет;

б)  форма;

в)структура;

г)  размер.

 

  1. Какую модель удобнее использовать при описании траек­тории движения объекта?

в)  графическую;

г)  математическую.

  1. К каким моделям относятся рисунки, карты, чертежи, диа­граммы, схемы, графики?

а)  к табличным информационным;

б)  к математическим;

в)  к графическим информационным;

г)  к иерархическим информационным.

  1. В качестве какой модели рассматривается расписание вы­лета самолетов?

а) табличной;                                     в) компьютерной;

б)       графической;                                 г) математической. Ответы: 1а; 2в; Зв; 4в; 5а.

  • Постановка целей урока

Еще одной распространенной формой табличного модели­рования в математике являются матрицы, состоящие из чисел.

III. Работа по теме урока

(Объяснение сопровождается демонстрацией «Табличные модели».)

Если матрица содержит только нули и единицы, то она назы­вается двоичной матрицей. Единица обозначает положительную характеристику свойства объекта, а ноль — отрицательную. Такие таблицы применяются в решении логических задач.

IV. Практическая работа

Задание 1. Решите задачу, используя двоичную матрицу.

Миша, Олег, Иван и Витя — одноклассники. Каждый из них зани­мается каким-нибудь видом спорта и говорит на одном из иностранных языков: английском, немецком, французском, итальянском. Секции и языки у них разные. Миша играет в футбол. Мальчик, который гово­рит по-французски, играет в баскетбол. Олег играет в бадминтон. Миша не знает итальянского языка, а Олег не владеет английским. Иван не за­нимается легкой атлетикой, а бадминтонист не говорит по-итальянски. Определите, каким видом спорта занимается каждый мальчик, и каким иностранным языком он владеет.

а) табличную;

б)  текстовую;

Ответ: Миша — футболом, английским; Олег — бадминтоном, немецким; Иван — баскетболом, французским; Витя — легкой ат­летикой, итальянским.

Задание 2. Составьте таблицу сложной формы и заполните ее.

Распределение суши и воды на поверхности земного шара

Часть площади Земли в целом, занятая сушей, составляет 29,2%. Часть площади Южного полушария, занятая водой, составляет 81,0%. Площадь, которую суша занимает в Северном полушарии, составляет 100,5 млн км2. Общая площадь Земли в целом — 510,2 млн км2. Площадь, которую вода занимает в Южном полушарии, — 206,6 млн км2. Общая площадь Северного полушария — 255,1 млн км2. Площадь, которую вода занимает на Земле в целом, составляет 361,2 млн км2. Часть площади Северного полушария, занятая водой, составляет 60,6%. Площадь, кото­рую суша занимает в Южном полушарии, составляет 48,5 млн км2. Часть площади Южного полушария, занятая сушей, составляет 19,0%. Общая площадь Южного полушария — 255,1 млн км2. Площадь, которую вода занимает в Северном полушарии, составляет 154,6 млн км2. Площадь, которую суша занимает на Земле в целом, составляет 149,0 млн км2. Часть площади Северного полушария, занятая сушей, составляет 39,4%. Часть площади Земли в целом, занятая водой, составляет 70,8%.

Ответ:

(Показать итоговый результат, используя демонстрацию «Таб­личные модели».)

V. Подведение итогов урока

Мы рассмотрели только два типа таблиц «объект — свойство» и «объект — объект», на самом деле, в жизни их используется го­раздо больше.

Домашнее задание

Найти информацию о других типах таблиц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.