Конспект урока по информатике 9 класс. Табличные модели

Конспект урока по информатике 9 класс

Урок 5. Табличные модели

Цели: ввести понятие «двоичная матрица»; научить создавать таблицы сложной структуры.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

•    понятия «моделирование», «модель», «информационная модель», «визуализация», «табличная модель»;

•    что представляют собой таблицы «объект — свойство», «объ­ект — объект», «двоичная матрица».

Учащиеся должны уметь:

•    приводить примеры моделирования;

•    определять тип таблиц;

•    определять количество строк, столбцов в таблице;

•    создавать таблицы сложной структуры;

•    заполнять таблицы данными.

Программно-дидактическое оснащение: Сем., § 8, с. 44; демон­страция «Табличные модели»; проектор; карточки с практическим заданием; карточки с домашним заданием.

 

ХОД УРОКА

        I.            Организационный момент

     II.            Актуализация знаний

Тест по теме «Графические информационные модели»

1. В информационной модели здания в виде чертежа отража­ется его:

а) внешний вид;               в) цвет;

б)                                              размер;         г) материал.

2. В информационной модели компьютера в виде схемы от­ражается его:

а) цвет;

б) форма;
в)структура;

г) размер.

3. Какую модель удобнее использовать при описании траек­тории движения объекта?

в) графическую;

г) математическую.

4. К каким моделям относятся рисунки, карты, чертежи, диа­граммы, схемы, графики?

а) к табличным информационным;

б) к математическим;

в) к графическим информационным;

г) к иерархическим информационным.

5. В качестве какой модели рассматривается расписание вы­лета самолетов?

а) табличной;                         в) компьютерной;

б)     графической;                     г) математической. Ответы: 1а; 2в; Зв; 4в; 5а.

II.   Постановка целей урока

Еще одной распространенной формой табличного модели­рования в математике являются матрицы, состоящие из чисел.

III.  Работа по теме урока

(Объяснение сопровождается демонстрацией «Табличные модели».)

Если матрица содержит только нули и единицы, то она назы­вается двоичной матрицей. Единица обозначает положительную характеристику свойства объекта, а ноль — отрицательную. Такие таблицы применяются в решении логических задач.

IV.Практическая работа

Задание 1. Решите задачу, используя двоичную матрицу.

Миша, Олег, Иван и Витя — одноклассники. Каждый из них зани­мается каким-нибудь видом спорта и говорит на одном из иностранных языков: английском, немецком, французском, итальянском. Секции и языки у них разные. Миша играет в футбол. Мальчик, который гово­рит по-французски, играет в баскетбол. Олег играет в бадминтон. Миша не знает итальянского языка, а Олег не владеет английским. Иван не за­нимается легкой атлетикой, а бадминтонист не говорит по-итальянски. Определите, каким видом спорта занимается каждый мальчик, и каким иностранным языком он владеет.

а) табличную;

б) текстовую;
Ответ: Миша — футболом, английским; Олег — бадминтоном, немецким; Иван — баскетболом, французским; Витя — легкой ат­летикой, итальянским.

Задание 2. Составьте таблицу сложной формы и заполните ее.

Распределение суши и воды на поверхности земного шара

Часть площади Земли в целом, занятая сушей, составляет 29,2%. Часть площади Южного полушария, занятая водой, составляет 81,0%. Площадь, которую суша занимает в Северном полушарии, составляет 100,5 млн км2. Общая площадь Земли в целом — 510,2 млн км2. Площадь, которую вода занимает в Южном полушарии, — 206,6 млн км2. Общая площадь Северного полушария — 255,1 млн км2. Площадь, которую вода занимает на Земле в целом, составляет 361,2 млн км2. Часть площади Северного полушария, занятая водой, составляет 60,6%. Площадь, кото­рую суша занимает в Южном полушарии, составляет 48,5 млн км2. Часть площади Южного полушария, занятая сушей, составляет 19,0%. Общая площадь Южного полушария — 255,1 млн км2. Площадь, которую вода занимает в Северном полушарии, составляет 154,6 млн км2. Площадь, которую суша занимает на Земле в целом, составляет 149,0 млн км2. Часть площади Северного полушария, занятая сушей, составляет 39,4%. Часть площади Земли в целом, занятая водой, составляет 70,8%.

Ответ:

(Показать итоговый результат, используя демонстрацию «Таб­личные модели».)

VI. Подведение итогов урока

Мы рассмотрели только два типа таблиц «объект — свойство» и «объект — объект», на самом деле, в жизни их используется го­раздо больше.

Домашнее задание

Найти информацию о других типах таблиц.

 

Дополнительные материалы:

Конспект урока по информатике 9 класс Графические информационные модели

Конспект урока по информатике 9 класс Моделирование формализация визуализация

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *