Конспект урока по информатике 9 класс Словесные модели

Конспект урока по информатике 9 класс

Урок 6. Словесные (образные, вербальные) модели

Цель: сформировать представление о словесных информаци­онных моделях.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

•    что такое моделирование;

•    понятия «модель», «информационная модель»;

•    что такое визуализация;

•     что такое вербальные модели. Учащиеся должны уметь:

•    приводить примеры моделирования;

•    пользоваться возможностями текстового редактора для со­здания вербальных моделей.

Программно-дидактическое оснащение: Сем., § 6, с. 36; Угр., § 5.2.2, с. 145; демонстрация «Словесные модели»; проектор; кар­точки с практическим заданием; карточки с домашним заданием.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

1. Модели, которые включают набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте, называют… (информационными).

2.  Объект, который используется в качестве «заместителя» другого объекта с определенной целью. (Модель.)

3.  Описание предмета, рассказ о явлении, событии — это… (словесные) модели.

4.  Кукла, плюшевый медвежонок, глобус — это… (натурные) модели.

5.  Формула площади прямоугольника, текст — это… (знаковые) модели.

6.   Рисунки, фотографии — это… (образные) модели.

7.  Карта, график, таблица, схема — это… (смешанные) модели.

8.  Процесс создания и использования моделей. (Моделиро­вание.)

III. Постановка целей урока

К информационным моделям можно отнести вербальные (от лат. verbalize — устный) модели, полученные в результате раз­думий, умозаключений. Они могут остаться мысленными или быть выражены словесно. Примером такой модели может быть наше поведение при покупке продуктов в магазине. Человек ана­лизирует свои потребности и наличие продуктов в магазине (что необходимо купить, где лежит товар, как оплатить товар на кассе, наличный или безналичный расчет и т. д.) и вырабатывает свою модель поведения. Если ситуация смоделирована правильно, то покупка пройдет успешно, если нет, то может возникнуть си­туация возврата в магазин или поездки в другой магазин и т. д. К таким моделям можно отнести и идею, возникшую у изобрета-

теля, и музыкальную тему, промелькнувшую в голове композито­ра, и рифму, прозвучавшую пока еще в сознании поэта.

Вербальная модель — информационная модель в мысленной или разговорной форме.

IV. Работа по теме урока

Словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговор­ный и книжный стили. Книжный стиль имеет следующие разно­видности: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

(С помощью демонстрации «Словесные модели» показать указанные словесные модели и их примеры.)

V. Практическая работа

Задание 1. Найдите в Интернете характеристику каждого книжного стиля.

Задание 2. Подберите текст и вопросы к нему. Проанализи­руйте текст.

Задание 3. Составьте пятистрочник (сиквейн). (Выполняется фронтально.)

Задание 4. Проанализируйте поведение, отношения и чер­ты характеров, персонажей какой-либо басни. (Выполняется в группах.)

Задание 5. Подготовьте тексты для составления: аннотации к произведению, фигурные стихи, списки.

VI. Подведение итогов урока

— Что могут описывать словесные модели? (Предметы, си­туации, события, процессы.)

— Может ли естественный язык быть пригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессио­нальной деятельности (например, в системе «человек — компьютер»)?

— Какие выразительные средства языка делают его непригод­ным для этого? (Многозначность, синонимия, омонимия.)

— Может ли естественный язык быть пригодным в других об­ластях информатики (для построения словесных моделей разного назначения, при использовании информационных технологий)?

Домашнее задание

1. Проанализировать модель отношений персонажей в баснях И.А. Крылова «Скворец» и «Волк и Журавль».

2.  Составить сиквейн к слову «компьютер».

.

Дополнительные материалы:

Конспект урока по информатике 9 класс Графические информационные модели

Конспект урока по информатике 9 класс. Графические информационные модели

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *