Конспект урока по информатике 9 класс Моделирование формализация визуализация

Урок 1. Моделирование, формализация, визуализация

Цели: познакомить с правилами поведения, гигиеной и охра­ной труда в компьютерном классе; ввести понятия «моделирова­ние», «формализация», «визуализация». Требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать:

•    правила поведения в компьютерном классе;

•    правила использования компьютерной техники;

•   что такое моделирование;

•    понятия «модель», «материальная (натурная) модель», «ин­формационная модель»;

•   что такое формализация;

•     что такое визуализация. Учащиеся должны уметь:

•    работать с одним из браузеров по поиску требуемой инфор­мации в Интернете;

•    приводить примеры моделирования;

•    приводить примеры информационных и натурных моделей объектов.

Программно-дидактическое оснащение: Сем., § 6, с. 36; Угр., § 5.2, с. 142; демонстрация «Модели»; проектор; карточки с прак­тическим заданием; карточки с домашним заданием; приложение «Правила поведения в компьютерном классе».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока

(Раздаются карточки «Правила поведения в компьютерном классе». Учитель объясняет правила устно, а затем проводится фронтальный опрос по этому материалу.)

1.  Как правильно сидеть за компьютером?

2.  С какого расстояния можно смотреть на монитор ПК?

3.  Как расслабить глаза при длительной работе на ПК?

4.  Сколько времени можно работать за компьютером без пе­рерыва?

— А в каких целях человек использует компьютер? (Развлече­ние, создание чего-либо нового, общение, поиск информации и т. д.)

— Каким образом создаются новые веши с помощью компью­тера? (Изначально создается их модель.)

Человечество в своей деятельности постоянно создает и ис­пользует модели объектов окружающего мира, и не только на ком­пьютере. Сегодня мы узнаем, что такое моделирование, модель, виды моделей.

III. Работа по теме урока

(Объяснение сопровождается демонстрацией «Модели».)

— Какова роль моделей в жизни человека?

1. Проектирование различных устройств, машин, зданий и т. п. с использованием чертежей, макетов.

2. Теоретические модели (теории, законы, гипотезы и т. п.) для развития науки.

3. Художественное творчество (модели человеческих отноше­ний, реальной действительности).

Никакая модель не может заменить сам объект, но при реше­нии какой-либо проблемы, для изучения свойств объекта модель бывает очень полезна.

Итак, моделирование — это метод познания, состоящий в со­здании и исследовании моделей. Модель создается человеком в процессе познания окружающего мира и отражает существенные признаки изучаемого объекта, явления или процесса.

Модели делятся на два класса:

1. Материальные (натурные). Используются в ситуации, когда объект или явление недоступны для непосредственного исследования (очень маленькие и большие, медленные и быст­рые и т. д.).

2. Информационные. Образные, знаковые, табличные, гра­фические формы:

а) образные модели (рисунки, фотографии и т. д.). Зрительные образы, зафиксированные на каком-либо носителе;

б) знаковые модели. При их создании используются различ­ные языки (программирование, формулы);

в) таблицы. Структурированная информация;

г)  блок-схемы. В них используются графические элементы и знаковые системы;

д)  иерархические системы. Для их наглядного представления используются графы.

Для создания информационных моделей можно использовать различные способы:

1)  описание. Такие модели отражают свойства объекта каче­ственно (взаимодействие электрических зарядов);

2)  формализацию. Используются формальные языки (мате­матический, химический, нотный и т. д.);

3)   визуализацию. Для исследования формальных моделей (алгоритмы — блок-схема, пространственные объекты — чертежи и т. д.).

IV. Практическая работа

Задание 1. Приведите пример объекта, для которого можно создать несколько моделей.

Задание 2. Приведите пример объектов, для которых подойдет одна модель.

Задание 3. Постройте иерархическую модель животного мира. Задание 4. Ознакомьтесь в Интернете по адресу www.college. ru с визуализированными моделями.

V.  Подведение итогов урока

—       Может ли человечество обойтись без моделирования?

—  Какие классы моделей принято выделять?

Домашнее задание

Построить иерархическую модель вашей семьи.

 

Приложение.

Правила поведения в компьютерном классе

1.    К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомлен­ные с инструкцией по технике безопасности и охране труда, с правилами поведения и размещения информационных ресурсов.

2. Работа учащихся в компьютерном классе разрешается только в присутствии учителя.

3.  Перед началом работы необходимо:

•     убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте;

•     принять правильную рабочую позу;

•     расстояние от экрана до глаз 70—80 см (расстояние вытянутой руки);

•     прямая спина;

•     плечи опущены и расслаблены;

•     ноги на полу и не скрещены;

•    локти, запястья и кисти рук на одном уровне;

•    локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.

4.  Находясь в компьютерном классе, необходимо:

•    соблюдать тишину и порядок;

•    соблюдать режим работы (продолжительность непрерывной ра­боты за компьютером не более 25 мин с обязательным десятими­нутным перерывом и гимнастикой для глаз; общая продолжитель­ность работы не более 2 ч вдень);

•     при появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, не­возможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу;

•     после окончания работы закрыть все активные программы и кор­ректно завершить сеанс;

•    оставить рабочее место чистым.

5.  При работе в компьютерном классе категорически запрещается:

•     находиться в классе в верхней одежде;

•     размещать одежду и сумки на рабочих местах;

•     находиться в классе с едой и напитками;

•     класть книги, тетради и т. п. на клавиатуру;

•    располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;

•     присоединять или отсоединять кабели, тротть разъемы, провода и розетки;

•     передвигать компьютеры;

•    открывать системный блок;

•     пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе ап­паратуры;

•     перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;

•     ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;

•    удалять или перемешать чужие файлы;

•    устанавливать и запускать компьютерные игры;

•     использовать Интернет-ресурсы неучебного назначения.

6.   При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся обязан немедленно обратиться к учителю.

Рабочая программа по информатике 9 класс

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *