Конспект урока по информатике 10 класс Основные подходы к определению понятия «информация»

Конспект урока по информатике 10 класс Основные подходы к определению понятия «информация»

Цели: освоить общие представления и подходы к описанию понятия «информация»; освоить системные представления об ок­ружающей действительности; освоить навыки работы с объектами операционной системы для создания собственной информационной среды.

Основные понятия: информатика, информация, информаци­онный подход.

Методические рекомендации. Информация, рассматриваемая как совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними, является одним из видов ресурсов, используемых че­ловеком в трудовой деятельности и в быту. Информация является товаром, имеющим огромную ценность, и становится одним из стратегических ресурсов государства. Сформировать правильное представление о таком сложном явлении не так просто. Сложность формирования понятия «информация» объясняется такими факто­рами:

  • во-первых, понятие есть форма мышления, отражающая пред­мет или явление в его общих и существенных признаках, то есть является категорией формальной логики;
  • во-вторых, информация — понятие абстрактное, и оно не мо­жет быть выражено какими-либо конкретными понятиями, входящими в конкретную область познания, то есть необхо­димо привлекать философские категории;
  • в-третьих, работа с понятиями затрагивает мышление, для этого необходимо использовать понятийный аппарат возрас­тной и педагогической психологии.

Также отметим, что еще А.П. Ершов подчеркивал, что адекват­ному усвоению понятий мешает «наша недостаточная способность мыслить абстрактными категориями, вне связи с конкретными, из­вестными нам вещами и предметами. А это жизненно необходимо в постоянно усложняющемся мире. Абстрактное мышление вовсе не состоит только в том, чтобы доказывать теоремы, но прежде всего в умении, попадая в незнакомую обстановку, находить в ней черты знакомой, в способности обобщать опыт, накопленный в ка- кой-то одной деятельности, и переносить его на другую, в искусст­ве умело пользоваться аналогиями и ассоциациями. Именно такого рода мышление превращает реальности мира в некую знаковую систему, которая закладывается в мозг и формирует интеллект человека».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Теоретический материал урока

Информатику как школьный предмет мы начали изучать с 8 клас­са. Вспомним определение: информатика — это наука, рассматри­вающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации. Данное определение затрагивает лишь небольшую часть вопросов, рассматриваемых современной наукой.

Для нас более актуальным будет описание информатики как науки о зако­номерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автомати­зации информационных процессов. Как видим, мы должны будем познакомиться как с теоретическими основами информатики, так и с современными средствами автоматизации.

Итак, нам даны два определения:

1) информатика — это наука, рассматривающая все аспекты пред­ставления, обмена, обработки, хранения информации;

2) информатика — это наука о закономерностях протекания ин­формационных процессов в системах различной природы, о ме­тодах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.

— Чем они отличаются? Почему в разных ситуациях мы рас­сматриваем разные определения?

В первом случае мы использовали более узкий подход, когда ограничили область применения информатики лишь способами ма­нипулирования информацией. Второе определение рассматривает более сложные явления, такие, как особенности функционирования информационных процессов в биологических, технических и соци­альных системах. А также описываются возможности использова­ния автоматизированных средств обучения.

Предметом информатики является информация, с которой мы познакомимся несколько ближе.

Информация — это понятие, обо­значающее одну из точек зрения на окружающую действительность.

Информация — это высокоабстрактное понятие, смысл которого раскрывается по контексту словосочетания или сообщения.

Напри­мер: «научная информация», «политическая информация», «важная информация», «полезная информация».

Информация не существует сама по себе — она заключена в структуре объекта или системы, в знаках и символах, зафиксированных на материальных носителях.

Информация проявляется в информационных процессах в природе, в обществе и технике, а также в процессе мыслительной деятельно­сти и в процессе интерпретации человеком той или иной знаковой системы, знака, символа, действия, поведения, состояния и пр.

Давайте подумаем, когда мы извлекаем информацию об окру­жающих объектах. Мы идем по лесу, на пути нам встретилась охот­ничья сторожка. Из трубы идет дым. Что мы можем сказать в этом случае? Наверно, то, что в доме кто-то живет. Таким образом, дым из трубы нам позволяет сделать соответствующие выводы.

Коммуникативная концепция понятия «информация» явля­ется самой популярной на сегодняшний день. Данная концепция рассматривает информацию как сферу общения и сферу общенауч­ной рефлексии.

Профессор В.И. Тюпа в онтологии коммуникации подчеркивал: «Личность — это чистый смысл и, подобно всякому смыслу, активизируется лишь при встрече с иным смыслом, для чего ей, собственно говоря, и потребна межличностная среда ве­щей — знаков.

Встречные взаимоактуализации смыслов (а не ме­ханическое перемещение информации) и составляют содержание коммуникативных процессов».

Нам важно знать, как происходит обмен информацией между людьми. Что происходит в процессе взаимодействия между людьми.

Представим ситуацию: встретились два человека, один — строи­тель, другой — заказчик, желающий построить себе дом. Для строи­теля дом вызывает определенные ассоциации:

И каждый из них прав по-своему. Потому что с одним словом связаны различные образы, которые порой и мешают нам понять друг друга.

Используем одинаковые слова, а смысл вкладываем совершенно разный. Поэтому и получается, если я называю слово, то в памяти моего собеседника возникает не тот образ, который есть у меня. А образ, сохраненный им в процессе своей жизнедеятель­ности. Иными словами, понятие приобретено в быту.

Поэтому коммуникативный аспект рассмотрения информации можно отнести, по определению J1.В. Выготского, к бытовым, житей­ским понятиям. В бытовом представлении информация есть знания, сведения, сообщения и т. д.

Подобное представление сохранялось вплоть до 20-х годов XX века. Интересными являются определения, данные в словаре С.И. Ожегова, где информация определяется как сведения об окружающем мире; сообщения о положении дел, состоя­нии чего-либо. И закономерно возникает вопрос: если информация, сведения, сообщения суть одно и то же, зачем использовать разные понятия для объяснения одного и того же явления?

Это означает, что мы используем понятия не по назначению.

А заказчик уже представил себе дом своей мечты:

Другой популярной концепцией, только уже в научных кругах, является функциональная концепция информации. В рамках данной концепции информация стала определяться как форма отражения, которая связана с самоуправляемыми системами. Т.Г. Лешкевич от­мечает, что «в данном контексте информация интерпретируется как
особенность живых, самоуправляемых систем или же сознательных существ, как основная предпосылка и условие оптимального управ­ления»[1].

Самоорганизующаяся система — это система управления, способная постоянно поддерживать свою качественную опреде­ленность, осуществлять целенаправленное (программное) функ­ционирование и саморазвитие, самосовершенствование (в плане видоизменения своих программ и способов функционирования).

При данном подходе информация тесно связана с понятием «сигнал». Говоря о самоорганизующихся системах, следует отме­тить единство законов для биологических, технических и социаль­ных систем, но в отношении понятия «информация» существуют ограничения в использовании ее в кибернетических системах, не до­стигших уровня психического развития.

В этом случае информация и сигнал слиты воедино. Система, обладающая способностью пси­хического управления, выделяет информацию из сигнала.

Сигнал выступает в качестве формы, а информация является содержанием. В конечном счете для самоорганизующихся систем важным явля­ется содержание сообщения, хотя физические свойства носителя информации накладывают определенные ограничения на отобра­жение действительности и адекватное управление ею.

Атрибутивная концепция использует более широкое понятие, понимая информацию как «отражение разнообразия в любых объек­тах и процессах, как в живой, так и в неживой природе».

При этом информация определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени. Данная концепция учитывает отражательную способность материи. Под отражением будем понимать способность взаимодействующих тел воспроизво­дить особенности друг друга.

Различают четыре формы материи: физическую, химическую, биологическую и социальную. И соответственно, если информация является атрибутом материи, она должна существовать на всех ее уровнях. Можно условно выделить три уровня:

  • потенциальную информацию как форму отражения в неор­ганической природе, или элементарные уровни отражения;
  • информацию как активноиспользуемое отражение, то есть биологическую форму отражения;
  • информацию как целенаправленно используемое активное отражение, или социально-психическую форму отражения сознания, связанное с мышлением человека.

III. Закрепление изученного материала

  • Чем объясняется появление различных концепций для опи­сания одного и того же явления? (Для описания сложных явлений, которые не являются предметами, имеющими вес, размер и форму, достаточно сложно дать четкое опре­деление. Например, дерево мы сможем описать однознач­но, потому что мы его видим, можем потрогать. А для описания понятия «информация» нам нужно соотнести ее с чем-то определенным. Если информация проявляет себя лишь в информационных процессах, то возникает ощуще­ние, что она является результатом, например, обработки данных.)
  • Какие еще сложные понятия вы знаете? (В физике сложным понятием является энергия.)
  • Какие подходы для описания понятия «информация» сущест­вуют? (Существует много разных подходов к описанию по­нятия «информация», но наиболее признанные — это комму­никативный, атрибутивный и функциональный.)
  • Какие из представленных подходов вам нравятся и почему?
  • Приведите примеры, в которых какие-либо явления и (или) процессы связаны с понятием информация. Напри­мер: информационная нагрузка, информационный кризис, информационная среда и т. д.
  • Перечислите характерные особенности информатики как от­расли, как науки, как прикладной дисциплины.

IV. Подведение итогов урока

  1. Информатика — это наука о закономерностях протекания ин­формационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации данных информационных процессов.
  2. Содержание понятия «информация» может быть раскрыто лишь в контексте словосочетания или сообщения.
  3. Существуют три основных подхода к описанию понятия «информация»: коммуникативный, функциональный, атри­бутивный.

Домашнее задание

Напишите развернутое эссе, в котором выразите свое отношение к одному из рассмотренных понятий: информационная культура, информационная война, информационная перегрузка. Оформите в виде текстового документа с использованием всех необходимых видов форматирования.

[1] Основы философии в вопросах и ответах: Учебное пособие для высших учеб­ных заведений. Ростов н/Д: Феникс. !997. С. 418

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.